Сериал вышел на экраны в 2011 году, но история мира «Игры престолов» началась гораздо раньше — в 1996 году с публикации одноименного романа писателя Джорджа Р. Р. Мартина. Мартин к тому времени был вполне себе состоявшимся автором-фантастом, написал с полсотни рассказов и повестей, несколько романов во всех возможных субжанрах фантастики, за что был отмечен престижными жанровыми наградами, успешно работал на телевидении, но звезд с неба не хватал и годами вынашивал замысел произведения, которое два десятка лет спустя сделало его имя известным всем и каждому.
Мартин ненавидел тогдашнее фэнтези, не без оснований считая его низким жанром, утонувшем в клише времен монументального «Властелина колец» Толкина. Писатель вознамерился изобрести жанр заново и полностью переписать любые читательские ожидания от книг на полке магазина с табличкой «Фэнтези».
Первый роман эпопеи, первоначально задуманной как трилогия, разворачивался в вымышленном мире, отдаленно напоминающем средневековую Европу. Мартин вдохновлялся феодальной грызней в Англии 15 века, получившей романтическое название войны Алой и Белой роз. Совершенно неромантическая кровавая война между Ланкастерами и Йорками длилась тридцать лет, за которые Британия чуть было не лишилась всей своей знати, изощренно умерщвлявшей друг друга. В конце концов, к власти пришла свежая династия Тюдоров и на острове установилась абсолютная монархия.
У Мартина вместо Ланкастеров и Йорков — семейства коварных Ланнистеров и благородных Старков, вступившие в войну после нелепой гибели владыки Семи Королевств. Кланы объединяет и разъединяет давняя вражда и не столь отдаленные события, в которых лорды Королевств совершили предательский мятеж против прошлого безумного короля, чем прервали правящую династию Таргариенов.
В момент выхода «Игра престолов» кардинально выделялась на фоне фэнтези-романов, это был скорее исторический детектив с многочисленными политическими интригами, тонко выписанными характерами, невероятно детализированным вымышленным миром и почти полным реализмом происходящего — никаких эльфов с колдунами. Поначалу магия в мире Семи Королевств была лишь в детских сказках и зловещих пророчествах.
Романом в привычном смысле этого слова была только первая книга — у нее была завязка, основное действие с элементами расследования и кровавая развязка с неожиданной гибелью главного персонажа. Скоропостижная смерть центральных героев станет в дальнейшем одной из авторских фишек — умереть в этой истории может каждый и в любой момент.
В последующих книгах цикла уже не прослеживается столь явно структура романа, истории представляют собой одно прочное и цельное полотно. При этом Мартин — безусловно, великий романист, который половину жизни пишет свой великий роман в семи частях. Цикл «Песнь льда и пламени» — это первоклассная беллетристика в лучшем и, казалось бы, утраченном смысле этого слова, с прекрасным языком, непредсказуемым сюжетом и сложной структурой повествования.
Работа над экранизацией началась в 2006 году, когда два молодых сценариста Дэвид Бениофф и Дэниел Бретт Уайсс каким-то образом сумели убедить прожженное руководство канала HBO, снимавшее ультрареалистичные криминальные саги о мафиози и нечистых на руку копах, что дорогостоящий фэнтези-сериал по неоконченной на тот момент серии книг — это именно то, чего не хватает зрителю.
Первый же сезон стал абсолютным хитом у аудитории, насобирал кучу наград и сделал малоизвестных актеров (половина из которых не достигла совершеннолетия) мировыми знаменитостями. Сериал, что неизбежно, значительно упрощал первоисточник — многие события, персонажи и целые пласты смыслов не уместились в телевизионный хронометраж.
Но главная опасность была в другом — «Песнь льда и пламени» все еще оставалась незавершенным циклом. Мартин быстро написал три первых романа, а затем начал путаться и плутать в собственном необъятном воображении. Слишком много персонажей, слишком сложная география их перемещений и слишком серьезное отношение автора к писательскому ремеслу тормозили выход новых книг.
Свалившаяся на седьмом десятке лет слава тоже не способствовала писательским успехам. Последние годы Мартин занимается, кажется, чем угодно — ездит на разнообразные фестивали, встречи с поклонниками, пишет сценарии сериалов по своим старым романам, выпускает книги-летописи по миру «Игры престолов», издевается над поклонниками в Твиттере, дает многозначительные интервью и год за годом переносит дедлайны.
К пятому сезону в ход сценаристов пошли черновики Мартина, к шестому перестало хватать даже их. Писатель заблаговременно рассказал Бениоффу и Уайссу, чем примерно должна кончится эта история, и в какой-то момент сюжет сериала, и до этого имевший значительные отклонения от сюжета книг, зажил собственной жизнью. Восьмой сезон имеет к анонсированному на этот год роману «Ветра зимы» очень опосредованное отношение: теперь сериал отдельно, а романы отдельно.
Джордж Мартин разыгрывал в книгах неспешные шахматные этюды с оглушающими эндшпилями, сериал несется галопом и местами напоминает пьяные шашки — чем дальше, тем веселей. А на утро обязательно будет стыдно.
Предсказуемость, глупость и наивность концовки прошлого сезона отбивала желание далее смотреть сериал и ждать либо выхода новой книги (чтобы убедиться, что это сочинил не Мартин), либо смерти писателя от старости (и пусть тогда тайна авторства этого эпизода уйдет с ним) — чем-то меньшим эта история теперь закончиться не может.
Последний сезон станет самым коротким в сериале, но самым насыщенным, масштабным и дорогим в истории телевидения. Первая серия сезона получила название «Винтерфелл». Она зеркально отражает пилотную серию сериала, собирает всех персонажей в той же стартовой точке и напоминает старые обиды. Становится ясной примерная диспозиция, расстановка сил и общий вектор развития событий.
Грандиозная битва запланирована на третий эпизод — ровно посреди сезона. Серию поставил Мигель Сапочник, снявший до этого все самые лучшие серии «Игры престолов» и развеселый боевик-антиутопию «Потрошители» с Джудом Лоу и Форестом Уитакером.
За оставшиеся часы создателям предстоит красиво завершить главное телешоу современности и свести воедино несколько десятков сюжетных линий персонажей. Все помнят разочаровывающую концовку так и не ставшего великим сериала «Остаться в живых», но сценаристы «Игры престолов» клятвенно обещают уровень финала «Во все тяжкие».
Шесть эпизодов восьмого сезона «Игры престолов» с трудом можно назвать телевизионным продуктом — это полноценное кино. С узнаваемыми режиссерами, звездным актерским составом, крепким сценарием, нестыдной компьютерной графикой и армией массовки на заднем плане. Это не показывают в кинотеатрах только потому, что традиционный прокат для проектов подобного уровня — устаревшая бизнес-модель.
Мартин не просто переписал жанр, он написал фэнтезийную «Войну и мир». Телевизионная «Игра престолов» пошла дальше — она окончательно сломала узкие рамки домашнего экрана. Забавно, что бибисишный мини-сериал 2016 года по «Войне и миру» неприкрыто заискивает перед стилистикой «Игры престолов». Интересно, скажи об этом автору в 1996 году, он бы поверил?
Вадим Пашин, IRK.ru
Сегодня уже 4-ая серия вышла, будем посмотреть ©