В апреле 1986 года на Чернобыльской АЭС взрывается ядерный реактор — и тотчас начинается повсеместная «движуха», поначалу довольно бестолковая. Авторы фильма сосредотачиваются лишь на нескольких участниках тех трагических событий, особенно на тандеме химика Валерия Легасова (Джаред Харрис) и министра Бориса Щербины (Стеллан Скарсгорд).
Больше всего создатели симпатизируют физику из Минска Ульяне Хомюк (Эмили Уотсон), отважно ринувшейся в гущу событий и кое-чего добившейся. Жаль только, что Хомюк, в отличие от большинства прочих героев, лицо вымышленное.
Пятисерийный «Чернобыль», совместное детище компаний HBO (США) и Sky (Великобритания), ещё до выхода заключительного эпизода успел получить на сайте IMDb наиболее высокую зрительскую оценку из вообще всех сериалов. И это куда более внушительный показатель, чем рейтинг на «КиноПоиске» (хотя и там «Чернобыль» котируется очень высоко).
На самом деле, российским зрителям можно и не слишком спешить безоговорочно восторгаться очередным забугорным хитом. Низкопоклонство в духе «Вот мы ничего путёвого не сняли о Чернобыле, а они там у себя сняли» позвольте даже не рассматривать. По такой логике, если б у нас не было своих удачных фильмов, скажем, о Великой Отечественной, мы должны были бы восторгаться западными поделками вроде «Врага у ворот».
Сериал донельзя убедителен и по части реквизита, обстановки, костюмов.
Нет, конечно, «Чернобыль» — далеко не клинический случай. Создатели заслуживают уважения уже и за то, что картина снималась на бывшей советской территории (преимущественно в Вильнюсе и Киеве), а не в Чехословакии или Финляндии, как это обычно бывает. Причём, правильными локациями дело не ограничилось: сериал донельзя убедителен и по части реквизита, обстановки, костюмов — словом, всего внешнего оформления. Тщательность декора феноменальная! Вот бы в современных русских фильмах так подходили к воссозданию советского прошлого!
О кастинге и совести
Неплох и актёрский ансамбль, хотя здесь не без огрехов. Так, Давид Денсик, исполняющий роль Горбачёва, похож на генсека лишь лысиной и намалёванным на ней родимым пятном. Больше ничем. И это притом, что феноменально популярного в своё время «Горби» уж как-никак должны помнить в лицо на Западе.
После такого уже не хочется пенять на несхожесть всех прочих действующих лиц сериала с их прототипами (а прототип есть почти у каждого). Спасибо и на том, что главные роли сыграли отличные актёры Харрис и Скарсгорд, герои которых выглядят не упырями (как, увы, некоторые другие персонажи, тоже списанные с реальных лиц), а вполне себе людьми.
Актрису Уотсон, в своё время сыгравшую с тем же Скарсгордом в великом фильме фон Триера «Рассекая волны», тоже не за что осуждать, хотя авторы постарались, чтобы её персонаж Хомюк раздражал как можно большее число зрителей. Ульяна, кажется, олицетворяет в фильме совесть — и даже периодически наставляет на путь истинный своих колеблющихся коллег Легасова и Щербину. Когда в рассказ о реальных людях вторгается подобный символический персонаж, как-то сразу хочется отправить сценариста на курсы повышения квалификации.
О сценарии
В портфолио того, кто в одиночку написал такую махину, как пятичасовой «Чернобыль», ожидаешь увидеть как минимум сценарий «Титаника», а то и «Списка Шиндлера». Однако единственный автор «Чернобыля» Крейг Мазин прославился несколько другими работами: парой выпусков «Очень страшного кино», парой серий «Мальчишника», а также «Поймай толстуху, если сможешь». К «Чернобылю» из прежних работ Мазина ближе всего разве что «Белоснежка и охотник 2» — там хотя бы обошлось без пошлостей.
Неизвестно, почему сочинителя низкопробных комедий заинтересовала чернобыльская трагедия, но погрузился он в неё с головой. Всё в сериале, что связано с атомной энергией, демонстрацией её опасности, научными причинами и последствиями взрыва, показано и произнесено со знанием дела — тут не придраться. Беда начинается, когда Мазин пытается поведать, как жили, что делали, о чём говорили советские люди, пусть и в тех экстремальных обстоятельствах.
Поэтому нынешний российский зритель, воспитанный на американских сериалах, может сколько угодно умиляться масштабам и основательности, с которыми создатели «Чернобыля» подошли к теме. Но если такой зритель только вслушается и всмотрится в то, что несут и как себя ведут все эти картонные фигурки, выдаваемые авторами за типичных советских людей, он вынужден будет признать, что как минимум одно остается неподъёмным для зарубежных умельцев — всё, что связано с СССР.
Непростительная ошибка Крейга Мазина и режиссёра фильма Йохана Ренка уже в том, что они изучили лишь документальные свидетельства о стране и эпохе. Да, они посмотрели горы хроники и прочли кучу книг, чтобы разобраться в том единственном, что их интересовало, — чернобыльской катастрофе. Однако поинтересоваться тем, в какой стране, в какой атмосфере, среди каких людей случилась катастрофа, эти ребята не удосужились.
Казалось бы, элементарное дело — перед тем как приступить к съёмкам кино о непонятном, экзотическом мире, обратиться к собственным фильмам описываемого мира. Но нет, впечатление от «Чернобыля» такое, что его создатели за всю жизнь не видели ни одной игровой советской картины. Хотя «Кин-дза-дза», возможно, и смотрели, ибо взаимоотношения в Советском Союзе в их видении больше всего напоминают нравы, царящие на деградировавшей планете Плюк.
Как вам сериал? Делитесь своими впечатлениями в комментариях.
Евгений Новицкий, IRK.ru
Ловите момент, у наследников режима временный ступор. Так было и со Славянском Стрелкова, и с недавним Екатеринбургом - у них временной лаг, инфо-поводы слишком неожиданны. Система работает на старых батарейках, и как оперативно реагировать без отмашки сверху, чтобы выглядело красиво для…