Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Фильм «Призрак»: привидение с мотором

около 7 минут на чтение 20 комментариев
Фильм "Призрак": привидение с мотором

В иркутский прокат вышла семейная комедия с Федором Бондарчуком «Призрак» (12+).

Авиаконструктор и баловень судьбы Юрий Гордеев (Федор Бондарчук) недавно закончил на пару с товарищем (Ян Цапник) разработку современного суперсамолета и теперь ждет того звездного часа, после которого он сможет почивать на лаврах. Но аккурат за неделю до презентации своего детища Гордеев разбивается в автокатастрофе. Теперь Юрий существует лишь в форме призрака, и его не видит никто, кроме случайного школьника Вани.

Сначала призрак набивается перепуганному пацану в друзья, а затем начинает постепенно склонять его к угону самолета, который присвоил бессовестный конкурент (Игорь Угольников). Взамен привидение Гордеева берется помочь Ване добиться расположения первой красавицы класса.

Будущий выдающийся советский режиссер Сергей Федорович Бондарчук выпрашивал у своего строгого отца, председателя колхоза, разрешение пойти в артисты. Отец Федор долго противился, но в конце концов сказал: «Хорошо, иди, но только прошу тебя, сынок: будь актером, а не комедиантом». Сын Сергей дал такое обещание и сдержал его, за всю жизнь не сыграв ни в единой комедии.

Сергей Федорович Бондарчук — советский актер, кинорежиссер, сценарист, педагог. Народный артист СССР, обладатель кинопремий «Оскар» и «Золотой глобус», отец актера Федора Бондарчука.wikipedia

Неизвестно, как в аналогичной ситуации уже сам Сергей напутствовал своего сына Федора, но очевидно, что именно яркий комедийный дар — главное достижение Бондарчука-младшего на сегодняшний день. Деяния Федора как режиссера и продюсера по-прежнему оставляют желать лучшего, но комик он отменный: достаточно вспомнить фильмы «Даун Хаус» и «Два дня». Так что Федя, можно сказать, уже сполна отклоунничал и за себя, и за отца, который был лишен подобной возможности.

Именно игра Бондарчука — лучшая составляющая новейшей комедии «Призрак». Стоит представить на месте главного героя Гошу Куценко или, не приведи Господь! — Сергея Безрукова, и сразу закрадывается подозрение, что с подобным кастингом фильм стал бы невыносимым.

Кадр из фильма «Призрак». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Призрак». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

С Бондарчуком же фильм вполне можно смотреть. Представьте себе сюжет из «Ералаша», раздутый до полутора часов — это и будет «Призрак». Особых поводов для раздражения нет, хотя и причин для радости тоже. Не Бондарчуком ведь единым…

Разумеется, «Призрак» на порядок выше «недокомедий», снимаемых Сариком Андреасяном или Марюсом Вайсбергом. Но при этом картина значительно уступает не только комедийной классике прошлого века, но даже и большинству современных американских комедий. Понятно, что кризис новых идей в кино — проблема мировая, а не только российская. Но все-таки в Голливуде куда лучше эксплуатируют собственные достижения.

Что имеется в виду? Представьте себе, что этот самый «Призрак» оказался бы не нашей, а американской новинкой 2015 года — благо, это нетрудно, ведь ничего типично российского в этой картине нет. Естественно, в ленте не обошлось бы без отсылок к «Охотникам за привидениями» и «Призраку» с Патриком Суэйзи и Деми Мур. Возможно, присутствовали бы аллюзии и на более мрачные шлягеры аналогичной тематики: например, «Страшилы» Питера Джексона и «Шестое чувство» Найта Шьямалана.

Кадр из фильма «Призрак». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Призрак». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

А теперь приглядимся к обозреваемой ленте — и мы обнаружим, что и представлять себе ничего не надо. В «Призраке» и так беззастенчиво использованы все вышеуказанные аллюзии и отсылки. Но сработано это хуже, чем сделали бы в Голливуде: сказывается отсутствие школы, непривычность материала.

Поэтому «Призрак», как ему ни симпатизируй, остается всего лишь еще одной попыткой русских кинематографистов снять «типично голливудский фильм». Положим, попытка не такая провальная, как обычно, но от этого картина не становится ни более нужной, ни менее бессмысленной.

И даже то, что «Призрак» — «шаг вперед» в деле подражания Голливуду, легко объясняется. Ведь этот фильм спродюсирован отнюдь не Бондарчуком, а самим Сергеем Сельяновым — человеком, ответственным за появление почти всех достойных русских картин в текущем веке. К сожалению, в последнее время деятельность Сельянова стала более коммерческой. Сначала он занялся выпуском бесконечного мультсериала про трех богатырей, потом производством фильма «Джунгли», а теперь вот и «Призрака». Все это вещи дешевые, сердитые, но до обидного клишированные и прозападные.

Съемки фильма «Призрак». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Съемки фильма «Призрак». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

«Призрак» от первого до последнего кадра наполнен образцами развлекательного голливудского кино, которые все мы видели не по одному разу. Ни одной свежей мысли, ни единой по-настоящему оригинальной сцены — все здесь заемное, все контрабандой вывезено из Штатов.

А поскольку «Призрак» — еще и нарочито «добрый» фильм, он не может не напоминать о сусальном киносериале «Елки» (кстати, режиссер «Призрака» Александр Войтинский тоже принимал в нем участие). Это единственная аналогия с отечественным кинематографом, но лучше бы, пожалуй, ее не было.

Ладно, пусть так, «Призрак» — сплошная эксплуатация чужих достижений. Но она хотя бы выверенная, продуманная, добротно сшитая из голливудских обносков? Увы, и это предположение придется отвергнуть. Режиссура здесь довольно ровная, но вот сценарий традиционно отдает халтурой. Это вроде бы комедия, но смеяться не над чем — с шутками проблемы. Вроде бы еще и мелодрама, но, как водится, неумеренно приторная.

Съемки фильма «Призрак». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Съемки фильма «Призрак». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

И даже мистическая составляющая сюжета вызывает нарекания. В западных фильмах про привидений нам почти всегда основательно объясняют, кто такие эти привидения и по каким законам они существуют. В «Призраке» не объясняется ничего. Почему именно Гордеев стал призраком? Неясно. Если он не один такой, то где заблудшие души других умерших? А почему именно школьник Ваня видит этого Гордеева? Он прирожденный медиум, как Вупи Голдберг в американском «Призраке», или что? Загадка.

Но авторы и не стремятся ничего разъяснять. Они прекрасно знают, что за них это давно сделали в Голливуде. Заодно голливудцы успели выдать в своих шедеврах все удачные остроты на эту тему и выдавить из нас все возможные слезы. Вот какие жадные — не оставили нашим кинематографистам ни малейшей возможности привнести в «Призрака» что-то свое!

Впрочем, в одном отношении Голливуд все же оказался «в пролете». У них не было и нет Федора Бондарчука (суррогат в виде Брюса Уиллиса не годится — он не смешной). Так что выводы, которые можно сделать после премьеры «Призрака», не новы и общеизвестны. Русские актеры все еще уникальны, самобытны, неповторимы и неподражаемы. А все киносюжеты с такими же характеристиками остались в советском прошлом. И рассчитывать на призраков Гайдая, Тарковского, Шукшина и Бондарчука-старшего нашим современным киношникам уж точно не приходится. Вот и остается им воровать грезы, производимые заокеанской фабрикой.

Расписание фильма «Призрак» в иркутских кинотеатрах смотрите в нашей афише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20150331/phantom/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля