Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Рецензия на фильм «Сплит»

около 7 минут на чтение 22 комментария
Рецензия на фильм "Сплит"

В прокат вышел триллер «Сплит», снятый по собственному сценарию знаменитым М. Найтом Шьямаланом. В нескольких главных ролях — не менее знаменитый Джеймс МакЭвой.

Неизвестный (Джеймс МакЭвой) похищает трех старшеклассниц на автостоянке и запирает их в каком-то подвале. Блондинка и афроамериканка впадают в истерику, и только темноволосой тихоне Кейси (Аня Тейлор-Джой) странным образом удаётся сосредоточиться.

Кейси раньше всех удаётся понять, что она находится в плену не у традиционного маньяка, а у человека с редчайшим психическим заболеванием — диссоциативным расстройством идентичности. Говоря проще, сознание похитителя расщеплено на 23 самостоятельных личности, поочередно выходящих на первый план. И единственный шанс спастись — договориться с наиболее безобидными из этих личностей.

Единственный шанс спастись для девушек — договориться с наиболее безобидными из личностей похитителя
Единственный шанс спастись для девушек — договориться с наиболее безобидными из личностей похитителя

Одновременно с поступлением в российский прокат диснеевской «Красавицы и чудовища» состоялась премьера и своего рода взрослой версии этой же сказки. Жанр у неё соответствующий — не сказочная мелодрама, а психологический триллер.

Придумал и поставил картину «Сплит» специалист по триллерам М. Найт Шьямалан. Причём к любому из предыдущих его фильмов никак нельзя отнести определения «психологический», так что в этом отношении «Сплит» — новшество для данного постановщика. Да и в некоторых других отношениях тоже, но об этом лучше не начинать, иначе в ход неминуемо пойдут спойлеры.

Непонятно, для чего герой наделён двадцатью с лишним личностями, если о большинстве из них не сообщается абсолютно ничего
Непонятно, для чего герой наделён двадцатью с лишним личностями, если о большинстве из них не сообщается абсолютно ничего

Коренной индус Шьямалан, перебравшийся в Голливуд, прославился в конце прошлого века, когда его мистическая страшилка «Шестое чувство» неожиданно стала самым кассовым фильмом 1999 года, уступив только первому эпизоду «Звёздных войн». В «Шестом чувстве» всех поразил неожиданный финал — из тех, которые полностью переворачивают представление о просмотренном фильме. Шьямалан понял, что набрёл на золотую жилу, и всю первую половину нулевых занимался съёмками напряжённых историй именно с такими финалами. Всем этим картинам («Неуязвимый», «Знаки», «Таинственный лес») тоже сопутствовал изрядный успех.

Потом с режиссёром случилось что-то не то. Начиная с фильма 2006 года «Девушка из воды» работы Шьямалана становились всё хуже и хуже. В них уже не было ничего жуткого и таинственного, отсутствовали знаменитые сюжетные твисты в последней сцене, сценарии поражали глупостью и халтурностью. Это соответствующим образом отразилось и на кассовых сборах, которые стали стремительно падать. Казалось, из этого кризиса индус уже не выкарабкается и навсегда будет отстранён от большого голливудского кино с его суперзвёздами, супербюджетами и суперприбылью.

К счастью, пару лет назад Шьямалан все-таки одумался и волевым решением остановил эту деградацию, в которую сам себя вовлёк. Словно назло Голливуду, он замыслил снять фильм без звёзд и практически без бюджета — и именно так сорвать куш.

Что ж, Найту эта операция блестяще удалась. В 2015 году его снятый за копейки хоррор «Визит» заработал 100 миллионов. В художественном отношении всё тоже получилось прекрасно: «Визит» допустимо назвать едва ли не самым страшным фильмом текущего десятилетия.

Картина «Сплит» не настолько удачна и эффектна, но зато она окончательно вернула Шьямалана в ВИП-список топовых голливудских режиссёров. Стоивший девять миллионов, «Сплит» уже собрал по миру все 250. Несомненно, свою лепту в такой результат внесло и наличие здесь как минимум одной звезды — шотландца МакЭвоя.

МакЭвой изображает этакую «расширенную версию» Энтони Перкинса из классического «Психоза» великого Хичкока. Перкинс играл две роли — внешне безобидного молодого человека и его зловещее альтер эго в платье и парике. Наголо бритый МакЭвой париками не пользуется, но костюмчики меняет постоянно. Основной его актёрский инструмент в данном случае — богатая мимика. Чаще всего, к сожалению, это порождает комический эффект, хотя по сюжету требуется ровно обратное.

Не очень понятно также, для чего герой наделён двадцатью с лишним личностями, если о большинстве из них не сообщается абсолютно ничего. В основном персонаж Джеймса переключается между пятью своими личинами — и даже это количество в какой-то момент начинает утомлять.

Конечно, при большем бюджете нам бы обязательно показали устройство головы главного героя, в которой как-то сосуществуют 23 Джеймса МакЭвоя. Что-то подобное, кстати, было в отличном фильме «Быть Джоном Малковичем». Нельзя здесь также не вспомнить «Идентификацию» Джеймса Мэнголда, в которой мотив расщепления личности обыгрывался куда более изящно, чем в «Сплите».

«Сплит» — не лучший и не самый удачный эксперимент Шьямалана
«Сплит» — не лучший и не самый удачный эксперимент Шьямалана

И прежде всего именно МакЭвою недостает изящества, чувства меры. Лучшей ролью Джеймса по сей день остаётся обаятельный подонок-полицейский, живущий в Эдинбурге, из великолепной черной комедии «Грязь». Там от персонажа МакЭвоя исходила реальная угроза. Воспринимать подобным образом героя «Сплита» невозможно, поскольку в это кино артист (и не без одобрения режиссёра, надо полагать) привнёс щедрый привкус театральщины.

Бесспорно, на сцене подобное шло бы на ура, тем более что по части камерности фильм «Сплит» не уступает многим пьесам. Однако в кинокартине, большей частью построенной на крупных планах (а «Сплит» именно таков), это совершенно не годится. Так, как исполнил свои роли МакЭвой в данном фильме, можно играть или в чистых фарсах, или в издевательской сатире а-ля «Заводной апельсин».

Режиссёра можно поздравить с тем, что он нашёл прекрасную юную актрису Аню Тейлор-Джой, абсолютно конгениальную его кинематографу
Режиссёра можно поздравить с тем, что он нашёл прекрасную юную актрису Аню Тейлор-Джой, абсолютно конгениальную его кинематографу

Шьямалан же, как всем известно, снимает кино совершенно иного порядка. И далеко не все артисты могут вписаться в странную и несколько железобетонную вселенную этого индуса. Несомненно, такой «тяжёлый» актёр, как Хоакин Феникс, первоначально намеченный на главную роль в «Сплите», смотрелся бы здесь уместнее МакЭвоя.

Зато режиссёра можно поздравить с тем, что он нашёл прекрасную юную актрису, абсолютно конгениальную его кинематографу. Речь идет о 20-летней Ане Тейлор-Джой — звезде очень хорошего хоррора «Ведьма». В «Сплите» от этой Ани вновь не отвести глаз, хотя что, казалось бы, можно было выжать из заштампованной роли «жертвы-не-намеренной-сдаваться»?

Общий итог таков: «Сплит» — не лучший и не самый удачный эксперимент Шьямалана. Впрочем, в отличие от некоторых других работ режиссёра, эту картину хотя бы интересно смотреть. А вот продолжение «Сплита», на которое автор столь недвусмысленно намекает в финале, может оказаться совсем уж никудышным. И это, возможно, ознаменует собой начало нового творческого спада в карьере одарённого, но крайне неровного постановщика.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20170320/split/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля