Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Рецензия на фильм «Чужой: Завет»

около 6 минут на чтение 34 комментария
Рецензия на фильм "Чужой: Завет"

В прокат вышел фильм «Чужой: Завет» — шестой в официальной франшизе и третий, снятый легендарным режиссёром Ридли Скоттом.

В 2104 году космический корабль «Завет» с двумя тысячами погружённых в криогенный сон колонистов на борту летит к далёкой планете, пригодной для жизни. Из-за сбоя в системе экипаж внезапно просыпается и получает сигнал с другой планеты, которая совсем близко.

Приняв рискованное решение о высадке на незнакомое небесное тело, люди сначала обрадуются: планета выглядит совершенно пригодной для жизни. Однако радость преждевременна. Здесь обитают Чужие.

На помощь выжившим приходит андроид Дэвид (Майкл Фассбендер) с корабля «Прометей», рухнувшего на планету 15 лет назад. Хотя внешне Дэвид — точная копия Уолтера (тоже Майкл Фассбендер), прилетевшего на «Завете», вскоре выясняется, что внутренне эти андроиды очень различаются. И один из них представляет ещё большую опасность для людей, чем Чужие.

Кадр из фильма «Чужой: Завет». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Чужой: Завет». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

«Чужой: Завет» — уже 24-я полнометражная картина 79-летнего Ридли Скотта. Престарелые режиссёры слишком часто снимают на последнем этапе своей карьеры провальные фильмы, и Скотт уже давно пребывает в опасной близости от попадания в данную категорию. Но в целом Ридли пока в форме. Хорошие фильмы («Советник», «Марсианин») он до сих пор снимает чаще, чем плохие — из последних к ним можно отнести разве что «Исход: Цари и боги».

Первый «Чужой» — настоящее произведение искусства. Поставленный через 38 лет «Завет» — лишь его бледная копия.

Что касается скоттовского «Прометея» пятилетней давности, то этот фильм всего лишь пополнил добротную, но всё-таки вторичную коллекцию «Чужих», снятых другими замечательными режиссёрами — Джеймсом Кэмероном, Дэвидом Финчером, Жаном-Пьером Жене. Причём «Прометей» заметно уступал всем этим продолжениям, не говоря уже об изначальном «Чужом» 1979 года — наверняка лучшей картине Ридли Скотта из всех, что он снял и ещё снимет.

Первый «Чужой» — настоящее произведение искусства. Поставленный через 38 лет «Завет» — лишь его бледная копия, пусть и с куда более яркими спецэффектами. Но на общем фоне фильм, надо сказать, неплохой. Достаточно вспомнить недавнее «Живое» — и о претензиях к «Завету» даже не захочется говорить. Потому что если критиковать «Завет», то что делать с фильмами типа «Живого»? По логике их остаётся только бранить последними словами.

Кадр из фильма «Чужой: Завет». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Чужой: Завет». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

К счастью, когда речь заходит о мастерах уровня Ридли Скотта, всегда есть возможность перейти в другую систему отсчёта. То есть сравнивать новые работы мастера не с окружающим ширпотребом, а с прежними творениями этого же автора. И здесь уж появляется возможность с чистой совестью критиковать большого режиссёра.

Стоит иметь в виду, что отсутствие конкурентов у Ридли Скотта — не его счастье, а его проблема: подобная ситуация подталкивает работать вполсилы. Хотя старость, вероятно, тоже играет какую-то роль.

Хоррор-сцены удаются сегодняшнему Ридли Скотту лучше всего — это было заметно еще по «Прометею».

Как бы то ни было, без обиняков укажем на недостатки нового «Чужого». Первая треть фильма «Завет» — едва ли не самые худшие 40 минут во всей франшизе. Унылые персонажи, наукообразные разговоры, нытьё верующего капитана — и всё это не в самых потрясающих декорациях (стоит заметить, что бюджет «Завета» на порядок меньше, чем у «Прометея»). Короче, в зале многие заснут — этого не миновать.

Но потом на экране появляются Чужие — и начинается кровища, пальба, беготня, ор, всяческие страсти-мордасти. Хоррор-сцены удаются сегодняшнему Ридли Скотту лучше всего — это было заметно еще по «Прометею».

Однако вышеупомянутая унылость персонажей остаётся неизменной до самого конца, и это главная проблема «Завета». Абсолютно все герои, кроме монстров и двух андроидов (в исполнении одного и того же актёра, что интересно), совершенно никакие. Конечно, и в «Прометее» харизматические личности вовсе не заполняли собой всякий кадр, но там хотя бы была Шарлиз Терон. А здесь?

Кадр из фильма «Чужой: Завет». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Чужой: Завет». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Здесь главную женскую роль играет малоизвестная 37-летняя актриса Кэтрин Уотерстон, отталкивающая даже внешне. Нуми Рапас из того же «Прометея», положим — тоже не венец творения, но она хоть талантливая. В этой же Кэтрин не видно ничего. Так что в одном отношении «Живое» всё-таки превзошло «Завет» — там присутствовали заметные дамочки.

Во второй половине картины действие вновь начинает пробуксовывать. Акцент смещается на заунывный философский диалог двух Фассбендеров, из которого моментально становится очевидной вся дальнейшая интрига фильма. И это ещё одна беда «Завета» — он до обидного предсказуем.

Здесь даже не хочется задаваться традиционным в подобных сюжетах, ведущих свое происхождение от «Десяти негритят» Агаты Кристи, вопросом: «В какой последовательности персонажей будут убивать?». Да какая разница, если на героев зрителю наплевать с самого начала? До того они все серые и неинтересные.

Кадр из фильма «Чужой: Завет». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Чужой: Завет». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Экшен не поражает, учитывая, что на этом поле Ридли в основном копирует свои же находки из первого «Чужого». Может, старика тешила сама мысль переснять классические сцены с применением современных технологий? Но столь наивный фансервис мало кого порадует. Расчёт на аудиторию, незнакомую с ранними сериями франшизы, возможно, себя и оправдывает, но «насмотренных» зрителей лишь коробит. Плохо это, гражданин Скотт.

Смотрите расписание сеансов фильма «Чужой: Завет» и оставляйте свои отзывы в нашей киноафише.

Впрочем, в некотором смысле пенять на какие угодно сцены с участием Чужих просто грешно. Ведь в предыдущем «Прометее» этих пресловутых ксеноморфов почти что и не показывали.

В «Завете» же жуткие твари появляются ещё в первой половине фильма и активно присутствуют в нём до самого конца. Поэтому в целом «Завет» не хуже «Прометея». Но и не лучше любой из частей франшизы, вышедших в прошлом веке. Тем не менее, третий и последний приквел к первому «Чужому», который обещает снять Скотт, вполне может оказаться уже по-настоящему превосходным. Потенциал для этого есть, надежды остаются.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20170522/alien/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля