Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Новые «Пираты Карибского моря»: салонное слабоумие

около 5 минут на чтение 41 комментарий
Новые "Пираты Карибского моря": салонное слабоумие

С 23 мая в прокате «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки».

Молодой Генри Тернер (Брентон Туэйтс), сын Уилла Тернера (Орландо Блум) и Элизабет Суонн (Кира Найтли), отправляется на поиски магического трезубца Посейдона. Артефакт, как гласит легенда, разрушает чары, а значит освободит отца, обречённого нести вечную вахту на истлевшем Летучем Голландце. Но прежде юноша должен влюбиться в девушку-астронома (Кая Скоделарио) и заполучить в союзники несговорчивого капитана Джека Воробья (Джонни Депп).

Воробей не в лучшей форме. Корабль простаивает на верфи, грабежи на суше не удаются, малочисленная команда бунтует и грозится уйти, а на хвост наступает смерть — фрегат мертвецов с Хавьером Бардемом за штурвалом.

«Пираты Карибского моря» берут исток из тематического аттракциона «Диснейленда». Это главное, что нужно знать.

Совершенный студийный проект, дорогостоящий массовый конвейер. Первую трилогию снимал Гор Вербински, четвёртую часть — Роб Маршалл, пятую поставил тандем авторов «Кон-Тики» и сериала «Марко Поло» — Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг.

Формально постановщики располагают собственным почерком: Вербински — дотошный визионер, Маршалл одержим красочным водевилем и мюзиклами, Роннинг и Сандберг — романтики с дороги приключений. На деле, по большому счёту, нет никакой разницы, кто значится режиссёром: индивидуальность каждого «Пираты» потопили в пучине морской.

На этот раз за капитаном Джеком Воробьём охотится фрегат мертвецов с Хавьером Бардемом за штурвалом. Фото с сайта www.kinopoisk.ru
На этот раз за капитаном Джеком Воробьём охотится фрегат мертвецов с Хавьером Бардемом за штурвалом. Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Русскоязычные рецензенты любят оправдывать бесталанные блокбастеры: дескать, создатели изначально признают низменную сущность картины, как одноразового развлечения, не претендуют на смысловые глубины, а потому честны со зрителем и уже заслуживают уважения за это. Наивное и непритязательное скудоумие провозглашается добродетелью.

В психиатрии для такого случая придумали подходящее определение — «салонное слабоумие». Низкий уровень интеллектуального развития, отсутствие тяги к познанию и истине, шаблонное мышление, склонность неукоснительно следовать общепринятым нормам и установкам, неоригинальность и неспособность к критическому суждению. Похоже на портрет идеального зрителя.

Интеллектуальная составляющая пятых «Пиратов» намеренно сводится к минимуму. Сценарий писали по трафаретам прошлых фильмов. Внутренняя логика и цельность сюжета теряет важность на фоне быстрой смены событий.

Картина переполнена безостановочным действием, но никаких значимых событий за ним не кроется.

Образцовая иллюстрация — ограбление банка, в котором по улицам города за лошадьми тащат дом. Хотя абсурдность происходящего отлично укладывается в местный антураж (в этих «Пиратах» всегда было больше Льюиса Кэрролла, чем Роберта Стивенсона), напоминает это больше аналогичный отрывок из «Форсажа», тягаться в глупости с которым сложно. Сцену можно безболезненно извлечь из фильма, и ничего не изменится.

Задача подобных эпизодов прикладная — отвлечь внимание зрителя от сюжетных дыр и не позволить задуматься о происходящем. Но задуматься есть о чём. Сценарий сомнительно вяжется с прошлыми частями и вызывает много неловких вопросов. Почему никто не догадался поискать трезубец ещё в первом фильме? Это избавило бы от необходимости снимать четыре продолжения.

Сценарий фильма плохо вяжется с прошлыми частями и вызывает много неловких вопросов. Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Сценарий фильма плохо вяжется с прошлыми частями и вызывает много неловких вопросов. Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Персонажи хаотично появляются и столь же произвольно исчезают. Если минутное участие Пола Маккартни сойдёт за умеренно остроумное камео, то морская ведьма в исполнении бритой наголо иранки Голшифте Фарахани тихо растворяется в застилающем глаза мороке без объяснения причин.

Дуэт Туэйтс-Скоделарио — провальная подмена Блума и Найтли, отягощённая феминизмом и семейными драмами. Демонический Бардем в роли благородного и жестокого Салазара — скучный собирательный образ злодея франшизы. Салазара и Воробья связывает коротенькая предыстория, рассказывающая о превращении юного пирата в легендарного капитана и лишняя в контексте серии.

Образ Джека Воробья — архетип трикстера, божества беспорядка, который выходит победителем из каждой передряги. Джек действует вне времени. Характер не претерпевает изменений, на протяжении пяти фильмов Депп играет вариации одного и того же, застряв в бесконечном лимбе, из которого нет выхода и в который не было входа.

В «Мертвецах» неожиданно очеловеченный Депп превратился в одиноко состарившегося смотрителя аттракционов. Играет знакомая музыка, безостановочно крутятся карусели, мелькают счастливые гримасы и незаметно сменяются поколения. Иллюзорный праздник жизни, за которым только пустота и небытие.

Смотрите расписание фильма «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» в киноафише IRK.ru.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20170529/caribbean/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля