Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Фильм «Призрачная нить»: за что шесть номинаций на «Оскар»?

около 6 минут на чтение 2 комментария
Фильм "Призрачная нить": за что шесть номинаций на "Оскар"?

В прокат вышел номинированный на шесть «Оскаров» фильм «Призрачная нить» — томная, но небезынтересная мелодрама с двойным дном.

Лондон, 1950-е. Престижный кутюрье и убеждённый холостяк Вудкок (Дэниел Дей-Льюис) избавляется от очередной любовницы в намерении завести новую. Его выбор падает на официантку Альму (Вики Крипс), которая кажется услужливо-послушной кроткой овечкой, что старому греховоднику и надо. Увы, вскоре выясняется, что за робкой улыбкой Альмы прячутся волчьи зубки, а за её кротостью — столь же неуступчивый нрав, как и у самого Вудкока.

«Призрачная нить» — восьмой и, безусловно, наименее интересный фильм большого мастера Пола Томаса Андерсона. И дело не в том, что именно такой картины от него меньше всего можно было ожидать. Андерсон как раз из тех редких режиссёров, которые каждый раз берутся за совершенно новые для себя темы и даже жанры (величайший пример такого рода в истории кино — Кубрик).

Но в этот раз, кажется, не столько ироничный автор подмял под себя жанр, сколько жанр подмял его. Борьба с материалом завершилась победой материала, что в каком-то смысле можно сказать и про главного героя этого фильма.

Кадр из фильма «Призрачная нить». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Призрачная нить». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Герой — кудесник, работающий с материей в буквальном смысле этого слова, то есть с тканью. Конечно, это метафора художника и, разумеется, автопортрет самого сценариста-режиссёра, который всю сознательную жизнь занимается словесным вышиванием и кинематографической кройкой.

Когда художник (пусть даже большой-пребольшой) начинает снимать кино (пусть сколь угодно ироничное) во славу себя любимого, хорошего не жди! По-настоящему этот трюк удался только Федерико Феллини, но и он после «Восьми с половиной» ничего подлинно великого уже не сделал. Для Андерсона «Нить» тоже восьмая картина, и параллель с итальянским гением напрашивается сама собой.

Однако, в отличие от фильма Феллини, «Призрачная нить» всем своим существом буквально кричит: «Пол Томас уже не тот!». Оно и понятно: как ни уважай Андерсона, назвать его гениальным режиссёром было бы всё же преувеличением. В фильме смущает не только образ главного героя, но и основная сюжетная схема.

На счастье Андерсона, ему сейчас только 47 лет, а не 60, как Дэниелу Дей-Льюису. Так что упрекать автора в старческих эротических фантазиях, пожалуй, преждевременно. Но поскольку возрастная разница придуманных им возлюбленных всё-таки бросается в глаза, это не может не вызывать лёгкого раздражения.

Кадр из фильма «Призрачная нить». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Призрачная нить». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Особенно досадно будет смотреть «Призрачную нить» тем, кто видел недавний отвратительный фильм «Двое во вселенной» с отчасти схожим сюжетом. Там престарелого ловеласа играл 67-летний Джереми Айронс, а Дей-Льюис в образе кутюрье, как назло, приобрёл внешнее сходство со своим коллегой-соотечественником.

Работа выдающегося британского актёра в этот раз впечатляет далеко не так, как в «Нефти» — куда более удачном фильме Андерсона 11-летней давности. За «Нефть» Дей-Льюис получил «Оскара» более чем заслуженно. За менее яркую роль в картине того же режиссёра артисту, по идее, не стоит давать аналогичный приз. Но поскольку весомых конкурентов у Дэниела в этом году немного, он вполне может снова удостоиться статуэтки — уже четвертой.

Кадр из фильма «Призрачная нить». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Призрачная нить». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Между тем, главную партнершу Дей-Льюиса даже не номинировали, что вызывает недоумение. Роль Альмы уже и на сценарном уровне выглядит более выигрышно, чем образ напыщенного замкнутого модельера. А малоизвестная актриса из Люксембурга Вики Крипс ещё и превосходно с ней справилась. В любом случае, у Крипс теперь явно большое будущее в Европе и Голливуде, так что за неё можно только порадоваться.

Но чего уж там, получение «Призрачной нитью» «Оскаров» и других наград тоже будет поводом для радости. Если не сравнивать фильм с другими работами Андресона, то он, безусловно, удался. И среди тех же оскаровских номинантов лишь одна-единственная лента явно превосходит «Нить» — «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».

Источники андерсоновского влияния в данном случае очевидны и вполне почётны. С одной стороны, «Призрачная нить» — перевёртыш хрестоматийной пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». С другой стороны, это не менее издевательская игра на поле такой абсолютной киноклассики, как «Ребекка» Хичкока или «Газовый свет» Кьюкора. Вики Крипс даже имеет некоторое сходство с Джоан Фонтейн, игравшей хичкоковскую Ребекку. Ещё больше Вики походит на знаменитую советскую актрису из той же эпохи — Елену Кузьмину. И это придаёт картине дополнительную аутентичность.

Конечно, будь «Призрачная нить» даже чёрно-белой, её никак нельзя было принять за фильм 50-х годов. Но лица, интерьеры, костюмы, некоторая театрализованность актёрской игры — всё именно оттуда, из того прекрасного времени.

Кадр из фильма «Призрачная нить». Скриншот видео с Youtube
Кадр из фильма «Призрачная нить». Скриншот видео с Youtube

Главная ирония картины в том, как всё перечисленное демонстративно нивелируется очень своеобразной повествовательной манерой Андерсона. Здесь все приметы его стиля: нарочито расплывчатый сюжет, многозначительная туманность каждой отдельной сцены, навязчиво-монотонная музыка, не замолкающая практически ни на секунду.

Композитором фильма Андерсона в третий раз стал гитарист группы Radiohead Джонни Гринвуд — и уж он-то точно обязан получить «Оскара» за свой новейший саундтрек. Без гипнотически воздействующего гринвудовского сопровождения смотреть столь скучное (вопреки всем его достоинствам!) кино было бы совсем тяжело.

Расписание фильма «Призрачная нить» в кинотеатрах Иркутска смотрите в Афише IRK.ru. Уже посмотрели его? Тогда делитесь своими впечатлениями в комментариях.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20180219/thread/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля