Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Фильм «Собибор»: режиссёрский дебют Константина Хабенского

около 5 минут на чтение 16 комментариев
Фильм "Собибор": режиссёрский дебют Константина Хабенского

С 3 мая в кинотеатрах Иркутска можно посмотреть военную драму «Собибор». Фильм снял Константин Хабенский, впервые выступивший в роли режиссёра.

О сюжете

Осенью 1943 года в нацистский лагерь смерти «Собибор» в Польше привозят советских военнопленных евреев из Минска. Среди них выделяется лейтенант Александр Печерский (Константин Хабенский), под руководством которого подпольная группа пленников готовится к восстанию.

Бунт запланирован на 14 октября 1943 года. В этот день каждый из 550 обречённых на смерть семитов получит небольшой шанс выжить.

Новый тренд нашего кино?

Похоже, среди именитых российских актёров стало модным снимать фильмы с собой в главной роли. Сначала «Тренер» Данилы Козловского, теперь «Собибор» Хабенского. Как в старые добрые времена, когда Сергей Бондарчук и Евгений Матвеев регулярно уходили в режиссуру — и, кстати, оба любили снимать про войну.

Конечно, Козловский не рискнул бы дебютировать в военном жанре, а вот Хабенский осмелился. И пока что счет 1:0 в пользу последнего, ибо неуютный «Собибор» во всех отношениях состоятельнее конформистского «Тренера».

Фильмы Козловского и Хабенского больше похожи на автопортреты. Но пока первый выступает в образе героя, второй заведомо героического человека Печерского делает персонажем серым и неприметным. Эта позиция, безусловно, выигрышней, хотя её уместной не назовёшь.

Продукт на экспорт

Когда современный российский режиссёр снимает кино для зарубежного зрителя, обычно получается более любопытный продукт, чем фильмы для «внутреннего пользования». Недаром же одним из самых сильных кинематографистов сегодняшней России по праву считается Звягинцев. Конечно, на Западе нашу страну хотят видеть именно такой, как в «Левиафане» и «Нелюбви», но правда и то, что от плохого кино депрессии не возникает и что режиссёр, который умеет добиться такого эффекта, вправе собой гордиться.

С «Собибором» совсем другой случай. Во-первых, это фильм, не имеющий отношения не только к современной России, но и к советскому прошлому: действие происходит в Польше, все русскоязычные персонажи хорошие. Во-вторых, сама постановка слаба и особых переживаний у зрителя по ходу просмотра на вызывает. То есть о катарсисе через депрессию тут речи нет.

Тем не менее «Собибор» явно нацелен на западную фестивальную публику, ибо полностью скроен по рецептам «интеллектуального» европейского кино. Плюс ко всему картине о холокосте трудно избежать номинации на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». «Собибор», кстати, и для нас на иностранном: русской речи почти нет, в основном польская и немецкая с закадровым переводом.

Скромный режиссёр для скромного фильма

Любые фильмы про холокост так «замусоливаются» в западных околокиношных кругах, что само покушение на эту тему со стороны того или иного режиссёра (особенно начинающего) не может не восприниматься как конъюнктурщина. Однако Хабенский, надо отдать ему должное, в ряду подобных выглядит достойнее многих.

Конечно, «Собибор» и вполовину не настолько пошлое кино, как «Рай» Кончаловского. С другой стороны, Хабенскому бесконечно далеко до великих мастеров — и до Романа Полански («Пианист»), и даже до Спилберга («Список Шиндлера»).

Главное достоинство «Собибора» — сравнительная сдержанность, за счёт которой фильм получился не таким плохим, каким легко стал бы в руках более распущенного режиссёра. Хотя иногда умеренность и аккуратность Хабенского его и подводят. Как уже отмечено, Печерского он сыграл неважно, да по-другому, наверное, и не мог. Просто это заведомо неподходящая ему роль, причём, уже вторая подряд (после фильма «Селфи»).

О художественных промахах

Очень портят впечатление от ленты в целом лишь два момента. Первый — откровенно безвкусная сцена пьяной эсэсовской вакханалии. Подобный гротеск серьёзно выбивается из общего тона фильма, уводя повествование куда-то в сторону скандальной картины Пазолини «Сало, или 120 дней Содома». И второй — нелепая съёмка сцены побега. Толпа измученных узников вырывается на свободу — и Хабенский зачем-то преподносит этот эпизод в сверхзамедленном темпе, в стилистике рекламного ролика. Не хватает только слогана во весь экран: «Убегайте из немецких концлагерей!».

Как бы то ни было, дальнейшие перспективы режиссёра Хабенского кажутся куда более многообещающими, чем будущность постановщика Козловского. Вряд ли Хабенский имеет какие-то шансы стать новым Сергеем Бондарчуком, но и столь же скверным режиссёром, как Фёдор Бондарчук, он явно не будет. Спасибо и за это!

Расписание фильма «Собибор» в кинотеатрах Иркутска — в Афише IRK.ru. Уже посмотрели кино? Делитесь своими впечатлениями в комментариях.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20180507/sobibor/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля