Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Рецензия на «Дэдпул 2»: мир до него был чёрно-белым

около 7 минут на чтение 18 комментариев
Рецензия на "Дэдпул 2": мир до него был чёрно-белым

В иркутский прокат вышел «Дэдпул 2» — продолжение хулиганского кинокомикса о неприличном супергерое.

Неуязвимый супергерой Дэдпул (видимо, лучшая роль в жизни Райана Рейнольдса) решает обзавестись семьей и, минуя череду печальных событий, неслучайных совпадений и странных размышлений, приходит к идее, что ему необходимо взять под опеку трудного подростка-мутанта. Мальчику угрожает явившийся из будущего солдат Кейбл (Джош Бролин) с модным андеркатом, механической рукой и молчаливой личной трагедией.

Двумя годами ранее «Дэдпул» навел шороху в сегменте кинокомиксов, поглумившись над всем — над коллегами по цеху, над жанровыми условностями, над зрительскими ожиданиями и над самим форматом экранизации супергеройских похождений. Мир до «Дэдпула» был двухцветным и строго полярным, как во время Холодной войны: были жизнерадостные «Мстители» с четкими идеологическими установками из фильма в фильм, от которых шаг в сторону — расстрел, и были иссиня-мрачные герои DC, безропотно поклонявшиеся псевдо-реалистичной стилистике нолановского «Бэтмена». Обе стороны годами шумно и натужно топтались на месте, а где-то посередине качались на ветру неприкаянные «Люди-Икс».

«Дэдпул» показал, что можно делать кино о супергероях по-другому. Персонаж Рейнольдса появлялся в одном из фильмов о Росомахе, но для сольного выступления Дэдпула придумали заново. Получился герой-трикстер, разбрасывающийся скабрезными остротами, неполиткорректными заявлениями, нахально заигрывающий со зрителем и ловко жонглирующий цитатами из поп-культуры.

Создатели позволили себе многое, чего не позволяли прежде: юмор на грани фола, жестокость на грани пошлости, герой на грани обаяния и безумия. Ставка чудесным образом сыграла. Фильм не просто выстрелил в прокате, поставив невообразимые кассовые рекорды по сборам, но завоевал и зрителей, и критиков, и последовательно отметился во всевозможных годовых списках в зависимости от степени упоротости их авторов — от (допустим) «лучшего кинокомикса» до (может быть) «лучшей комедии» и даже (а это все же перебор) «лучшего фильма».

На производство сиквела выбили внушительный бюджет, пригласили Джоша Бролина и заменили режиссера на автора «Джона Уика» и «Взрывной блондинки». С прошлым постановщиком разошелся в творческих взглядах Рейнольдс, стараниями которого проект стал тем, что он есть — отсюда и расширенные полномочия, и право увольнять несогласных.

Размышляя о продолжениях чего бы то ни было, если хотят подчеркнуть их «удачность», говорят о том, что оригинальный продукт словно возвели в квадрат. За этим журналистским штампом стоит весьма изящная математика — в том случае, если величина меньше единицы, возведение ее в степень дает величину, меньшую исходной.

Этот образ как нельзя лучше подходит ко второму «Дэдпулу». В чем силен был оригинал, в том сильнее продолжение. В чем он был слаб — он стал еще слабее. Новый «Дэдпул» в два раза смешнее, но вместе с тем чуточку глупее. Динамичнее, но (парадокс) в чем-то скучнее. Он стал зрелищнее, но и тяжеловеснее, а сюжетная простота уступила перегруженной смыслами и аллюзиями постмодернистской игре.

Фильм за первые пять минут успевает процитировать «Призрака в доспехах», «Убить Билла» и «Пиратов Карибского моря», на титрах ухмыляется над «бондианой», а сам герой воспроизводит вчерашние шутки (про имя «Марта» шутили полгода и тему исшутили до дна) и бесхитростно обыгрывает известные всем сцены, не забывая давать умилительно-наивные пояснения непонятливому зрителю: вот эта сценка со скрещенными ногами — это «Основной инстинкт», вы узнали?

Местный низменно-телесный юмор носит весьма специфический характер, и нужно быть человеком широких взглядов, чтобы он раз за разом находил отклик в душе. Сценаристы проверяют тезис о шутке, которую произнесли дважды, старательно воспроизводя, видоизменяя и развивая особенно запоминающиеся пассажи из первой части. У каждого есть такой знакомый, который предсказуемо пошутит в определенных обстоятельствах — и это либо дико смешно, либо дико бесит, третьего не дано.

Продолжение лишено авансов, которые все дружно раздавали к первой части. Стало меньше непредсказуемости и закономерно сошел на нет эффект новизны. Зритель примерно знает, чего ожидать и занимает такую высокомерную позицию «попробуйте меня удивить», что пагубно и опасно.

Стоит отдать должное сценаристам, над которыми Дэдпул не упускает случая с издевкой посмеяться («Сценарий писали на коленке!») — удивлять им удается. Как удается, в хорошем смысле слова, обмануть. Часть ожиданий, сформированных трейлерами и анонсами, разворачиваются в итоге совершенно другим образом. Когда в век предпремьерных спойлеров, называемых трейлерами, тебя беззлобно обдурили, это даже приятно и, при наличии доли здоровой самоиронии, очень даже смешно.

Фильм с порога самопровозглашается «семейным кино», что, конечно же, очередное издевательство. Насилие принимает новые изощренные формы, причем Дэдпул все чаще прибегает к аутоагрессии и (нужно признать — весьма изобретательно) причиняет вред самому себе. Главная неожиданность: местами это вполне себе серьезная и глубокая драма (за минуту до которой шутили про чьи-нибудь ягодицы и причинные места), по-новому раскрывающая болтливого героя.

Для легкомысленной комедии здесь слегка многовато экзистенциальных размышлений о смерти, утрате и потере смысла бытия. Через линию Кейбла рассказывается история о пути от горя и страданий к гневу, а от него — к духовному перерождению и милосердию. Сам Дэдпул переживает драму выжившего, который винит себя в смерти близкого человека (а весь нескончаемый юмор и внешняя бравада — лишь попытка заглушить боль внутри) и наказывает себя за это.

Основная интрига концовки — наберутся ли смелости стрелять в школьника (что для кинематографа большое табу: Ларс Фон Триер недавно в Каннах подобной сценой вызвал волну негодования и праведного гнева). Вот уж точно — «семейное кино» еще никогда не было настолько семейным.

Рейнольдс тем временем шутит, что сделает третью часть фильмом ужасов. Если от первого «Дэдпула» индустрия испытала нервный тик и ответила гиперболизированным нуаром в виде «Логана», то следующий ответ для симметрии должен быть в формате беспощадного европейского фестивального кино.

Расписание комедии «Дэдпул 2» в иркутских кинотеатрах смотрите в Афише IRK.ru. Уже сходили на фильм? Делитесь впечатлениями о нём в комментариях.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20180519/deadpool/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля