Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Рецензия на фильм «Лето»: Цой и Майк — братья навек

около 5 минут на чтение 4 комментария
Рецензия на фильм "Лето": Цой и Майк -- братья навек

Новый фильм скандального режиссёра Кирилла Серебренникова «Лето» на удивление безобиден. Пожалуй, это первая громкая российская премьера в 2018 году, которую можно смотреть без содрогания.

Начало 1980-х, Ленинград. Звезда местного рок-андеграунда Майк Науменко (Рома Зверь) и его жена Наташа (Ирина Старшенбаум) знакомятся с Виктором Цоем (Тео Ю). Юный музыкант сразу же покоряет обоих: Майка — своим незаурядным песенным творчеством, а Наташу — экзотической внешностью и сдержанным обаянием.

Первый всеми силами будет помогать Цою «пробиться», хотя понятно, что тот всего добьётся и без него. Вторая постарается закрутить с Виктором роман.

Об актёрах

Фанаты русского рока заранее негодовали, что на роль Майка Науменко взяли того самого Рому из «Зверей». Однако Роман Билык на удивление хорошо справился с этим образом.

Из немецкого корейца Тео Ю также вышел вполне сносный неоперившийся Цой. В отличие от Виктора Робертовича, по-русски заезжий артист почти не говорит, но для кино это никогда не было проблемой. Озвучил актёра участник группы «Чай вдвоём» Денис Клявер. В записи песен «Кино» принимал участие Пётр Погодаев — его кавер-ролики ранее заметил на просторах YouTube ассистент Кирилла Серебренникова.

Ирина Старшенбаум идеально подошла на роль Наташи — «сладкой N» из одноимённой песни Майка. В общем, актёры здесь на своих местах.

О сценарии

К чему трудно отнестись с такой же благосклонностью, так это к сценарию «Лета». Его написали супруги Идовы, опираясь на воспоминания о Цое той самой Натальи Науменко, опубликованные в книге Александра Житинского «Цой Forever». Воспоминания эти занимают буквально несколько страниц.

Нельзя сказать, что основная коллизия фильма «высосана из пальца». Но то, что она «притянута за уши», несомненно. Недаром сценарий приняли в штыки почти все, кто близко знал Цоя — от его соратника по группе «Кино» Алексея Рыбина до друга и наставника Бориса Гребенщикова. Оба запретили создателям использовать свои имена, поэтому Алексей на экране стал Леонидом, а Борис — просто Бобом.

О качестве

Российские режиссёры всё чаще используют чёрно-белую пленку, когда снимают кино о советских временах. Само по себе такое изображение добавляет эффект достоверности вне зависимости от качества фильма. В случае с «Летом» мы имеем ещё и нечто большее, чем отсутствие цвета: то самое качество — режиссуры, операторского мастерства и даже актёрского.

Но «Лето» производило бы более выгодное впечатление, если бы это была просто бессюжетная пространная зарисовка из жизни творческой ленинградской молодёжи начала 80-х, максимально близкая к действительности. Именно эпизоды, подпадающие под это описание, лучшие в фильме, и именно они, чувствуется, ближе всего режиссёру Серебренникову.

К сожалению, сцен без выяснения любовных отношений в картине не так много. И когда герои не щебечут про разрешённые поцелуи и неразрешимые страданья, то они начинают петь хиты зарубежной рок-эстрады, что неуместнее и приторнее всяких поцелуев.

Иными словами, в качестве мюзикла «Лето» не удалось. Если самый первый вставной клип-фантазия ещё может показаться неожиданностью, то последующие аналогичные номера моментально набивают оскомину.

Несмотря на сказанное выше, «Лето» во много раз лучше каких-нибудь насквозь лживых и фальшивых «Стиляг» конформиста Тодоровского. Но и от патентованного эпатажника Серебренникова хотелось чего-то большего, чем подражания американско-британскому фильму «Через вселенную» — посредственному мюзиклу, хоть и состоящему из бессмертных песен «Битлз».

Ещё более очевидно влияние на Серебренникова великого фильма «Асса». Но там и энергетика была бешеной, и тема любовного треугольника прозвучала куда эффектнее, даром что касалась лишь вымышленных персонажей. Честно говоря, двухчасовое «Лето» со всей его мечтательностью, маетой и «милотой» не стоит даже одного-единственного эпизода, завершающего «Ассу». А ведь в нём имела место всего лишь документальная съёмка реального выступления группы «Кино».

И режиссёр, и оператор, и актёры «Лета» стараются — это видно в каждом кадре. За это им спасибо, но всё-таки не поклон — одним старанием сыт не будешь. «Лето» напоминает проходной альбом «подающей надежды» поп-рок-группы, где есть пара неплохих треков и общее удачное настроение. У «Кино» и «Зоопарка» подобных «троечных» альбомов не было. У группы «Звери» только такие и были — и других, конечно, уже не будет.

Зато здесь хорошо виден творческий рост Кирилла Серебренникова. И когда он снова станет свободным (в прямом смысле слова) художником, есть шанс, что мы получим замечательного переродившегося кинорежиссёра, который заткнёт за пояс Звягинцева с его пока ещё более талантливыми, но уж очень депрессивными картинами.

Расписание фильма «Лето» в иркутских кинотеатрах — в нашей афише. Уже посмотрели фильм? Делитесь впечатлениями о нём в комментариях.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20180613/summer/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

5 историй, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход