Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Облепиховое лето»: сочинение из четырёх предложений

около 4 минут на чтение 6 комментариев
«Облепиховое лето»: сочинение из четырёх предложений

Рецензия на «фильм о жизни и смерти» знаменитого драматурга Александра Вампилова.

Для иркутян фильм о знаменитом земляке с отечественной кинозвездой первой величины в главной роли, безусловно, событие. Неудивительно, что «Облепиховое лето», картину о драматурге Александре Вампилове, показали до официальной премьеры в рамках местного фестиваля «Человек и Природа» (В прокат фильм выйдет 15 ноября 2018 года. — Прим. ред.).

Совпадут ли ожидания зрителей с тем, что представляют авторы биографической ленты? На сайте компании «Лендок», которая занималась производством фильма, даётся синопсис кинокартины, состоящий из четырёх предложений:

«Художественный фильм „Облепиховое лето“ — о жизни и гибели выдающегося драматурга Александра Вампилова. Жизнь и смерть, в которой отразилась эпоха. Два самых важных смысла соединились в этой истории. Судьба простого провинциального человека, который выбирает путь художника и любовь к своим родным местам».

К сожалению, именно эти общие формулировки довольно точно описывают получившийся невнятный фильм. «Облепиховое лето» — череда кое-как сшитых эпизодов из жизни Вампилова и ещё одного — о гибели. Про «жизнь и смерть» получилось буквально: зрителю преподносят не более чем смесь из обрывочных бытовых сцен и экранизированных моментов его биографии.

Кадр из фильма «Облепиховое лето». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Облепиховое лето». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

С другой стороны, заявленные в синопсисе темы, призванные раскрыть характер Вампилова, звучат многообещающе. Так, провинциальный драматург пытается пробиться со своими пьесами на столичную сцену сквозь горнило советской цензуры. Чем не хорошая основа для истории о «пути художника»? Однако этот мотив «заедает» — то отступает на второй план, то вновь напоминает о себе, не получая никакого развития.

Похожим образом всплывает линия репрессированного отца. Через память о нём транслируется и любовь к малой родине, он же — ключ к вампиловской интеллигентской рефлексии и источник отсылок к «Утиной охоте». Однако историю отца зацикливают вымученными, излишне патетичными сценами, оставляя в памяти, пожалуй, лишь одну впечатляющую — слишком низкий КПД даже для байопика.

Всё это щедро приправлено несущественными диалогами. Очевидно, что авторы таким образом добавляли штрихи в портрет главного героя, пытались подчеркнуть его отношения с людьми, объясняли мотивы поступков, поведения. Однако постановщики этим слишком увлеклись, уделив больше внимания количеству «штрихов», нежели их качеству.

Кадр из фильма «Облепиховое лето». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Облепиховое лето». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Наилучшее же впечатление от картины оставляет исполнитель главной роли. С одной стороны, кому-то будет трудно увидеть в 45-летнем Андрее Мерзликине «молодого драматурга из Сибири», как его представляют в начале фильма. С другой, на Вампилова в его исполнении действительно интересно смотреть. Правда, у его мастеровитости есть побочный эффект — актёр вытесняет из кадра менее опытных партнёров, что в ряде сцен бросается в глаза.

Впрочем, тратить внимание на запоминание всех персонажей не стоит. Хотя их появление на экране часто подчёркивают, некоторые по ходу повествования бесследно исчезают, отработав свою функцию. Так, «московская богема» нужна для акцента на «особом взгляде» провинциального писателя Вампилова. Для этой же цели показывают длительную ссору на репетиции: зритель получает нужную реплику драматурга, хотя сама сцена ни на что не влияет, как и прочие её участники. О них забудут.

Кадр из фильма «Облепиховое лето». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Облепиховое лето». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Оценит ли фильм иркутский зритель — решать ему. Конечно, найдутся те, кто испытает гордость только за сам факт «снисхождения» отечественного кино до биографии иркутского драматурга (и даже, вполне вероятно, отметят удачные находки постановщиков). Однако сам фильм дарит совсем иные ощущения: вместо гордости — чувство неловкости, вместо интереса — непонимание. В нём есть яркие моменты, но они тонут среди прочих неестественных сцен, натужных диалогов и вымученного юмора.

Есть одна причина смотреть «Облепиховое лето» — в образовательных целях: узнать несколько фактов о положении писателей в советские годы и кое-что о жизни Александра Вампилова. В конце концов, на изучение биографии, которой может не хватить и книги, кому-то хватит и фильма. Тем более, если его суть укладывается всего в четыре предложения.

Смотрите фильм «Облепиховое лето» в кинотеатрах Иркутска с 15 ноября 2018 года.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20180926/vampilov/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля