Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Рецензия на фильм «Курск»

около 5 минут на чтение 7 комментариев
Рецензия на фильм "Курск"

До нашего проката, наконец, доплыл «Курск» — спродюсированная Люком Бессоном европейская драма об ещё одной российской трагедии.

Баренцево море, август 2000 года. На российской подлодке «Курск» взрывается учебная торпеда, ввиду чего судно частично рушится и опускается на дно. Основная часть экипажа погибает сразу, но 23 моряка во главе с командиром Авериным (Маттиас Снухартс) пока остаются в живых.

Британский адмирал Расселл (Колин Ферт) вызывается помочь со спасением подводников, однако русский адмирал Петренко (Макс фон Сюдов) этому всячески препятствует. Такая стратегия вызывает гнев и возмущение родственников во главе с беременной женой (Леа Сейду) доблестного Аверина.

Не успели заграничные киношники взбаламутить русский народ мини-сериалом «Чернобыль» (ознакомление с которым вызвало на наших широтах полярные мнения и, как водится, разделило зрителей на два лагеря), как в отечественный прокат вышло новое «ихнее» творение о «нашенской» трагедии. На сей раз ещё более недавней, чем атомный кошмар-1986.

Противоположные оценки фильму вновь неминуемы, хотя такого же интереса, как «Чернобыль», он явно не вызовет. Во-первых, не сериал — что по нынешним временам уже грех. Во-вторых, «Курск» в кино мы смотрим не со всем миром, а с опозданием едва ли не на год. Впрочем, и за рубежом большого интереса картина ни у кого не вызвала.

Оно и понятно: если «Чернобыль» живописал ужасы житья-бытья в СССР (и только во вторую очередь рассказывал конкретно о катастрофе), то авторы «Курска» сосредотачиваются именно на трагедии. Ну да, некоторые официальные лица, не знающие, как реагировать после нежданного ЧП и на всякий случай тянущие время, выглядят в фильме отвратительно. Но уже то, что главным козлом отпущения сделан какой-то вымышленный дряхлый полутруп Петренко, говорит о многом.

Официальные лица, не знающие, как реагировать после нежданного ЧП и на всякий случай тянущие время, выглядят в фильме отвратительно. Фото с сайта Kinopoisk.ru
Официальные лица, не знающие, как реагировать после нежданного ЧП и на всякий случай тянущие время, выглядят в фильме отвратительно. Фото с сайта Kinopoisk.ru

Кстати, здесь создатели «Курска» поют почти в унисон с авторами «Чернобыля». У последних там тоже в одной из серий на высоком партийном сборище со стула кое-как вставал дышащий на ладан старец, вякал что-то несуразное — а его все с почтением слушались.

Фильм снимал во Франции и Бельгии датский режиссёр Томас Винтерберг, который взял себе в команду американского сценариста Родэта, британского оператора Мэнтла и французского композитора Десплу. Продюсировал картину французский Бессон, в представлении вовсе не нуждающийся. Ну а как ещё снимать кино про русских? Только так — с бору по сосёнке; глядишь, от сотрудничества разных наций что-нибудь путное да получится. Не самих же славян к таким проектам привлекать…

Славяне практически отсутствуют и в перечне актёров, что сразу выдает «любительскую» руку Люка Бессона. Если бы фильм делали американцы, они бы уж всяко привлекли сербских да чешских лицедеев. У Бессона с Винтербергом сыграли бельгиец Снухартс (тот самый, что копия Путина), француженка Сейду, швед фон Сюдов и британец Ферт.

Колин Ферт. Фото с сайта Kinopoisk.ru
Колин Ферт. Фото с сайта Kinopoisk.ru

Поскольку первые трое изображают русских, а Колин Ферт — англичанина, только он один и производит убедительное впечатление. На остальных невозможно смотреть без слёз, особенно на ещё недавно дивную мадемуазель Сейду (боже, что ж тут с ней сделали, что она так выглядит?).

К счастью для авторов, сам сюжет приходится строить так, чтобы основное внимание уделялось кучке людей, ожидающих смерти на морском дне. А в такой ситуации национальные черты отходят на второй план — зритель может на какое-то время вздохнуть свободно и забыть, что он смотрит на ряженых русских. Нет, тут просто мужественные люди в беде. И саспенс будет, не без этого.

Создателям тем труднее заставить относиться к их работе серьёзно, что «Курск» начинается самым скверным и халтурным образом. Причём это будет заметно не только нашим, но и продвинутым зарубежным зрителям. Дело в том, что Винтерберг, судя по всему, черпал свои представления о русских из одного-единственного фильма — американского «Охотника на оленей» про то, как потомки славянских эмигрантов попали на вьетнамскую войну. «Охотник» начинался с православной свадьбы, вот и «Курск» начинается так же. И данный пролог лучше бы не видеть ни одному русскому человеку. Уж лучше бы Винтерберг «Горько!» посмотрел, прежде чем за эту сцену браться.

Винтерберг, судя по всему, черпал свои представления о русских из одного-единственного фильма — американского «Охотника на оленей». Фото с сайта Kinopoisk.ru
Винтерберг, судя по всему, черпал свои представления о русских из одного-единственного фильма — американского «Охотника на оленей». Фото с сайта Kinopoisk.ru

Да и в дальнейшем повествовании чувствуется перманентная ленца вкупе с умеренностью и аккуратностью. Героев полагается прославить — Винтерберг прославляет. Сухопутных крыс, наплевательски отнесшихся к их судьбам, следует отчитать — Винтерберг отчитывает. Но и то, и другое как-то скромно, осторожно, без малейшего азарта, без всякой заинтересованности.

О мистере Путине, с именем которого трагедия «Курска» связана неразрывно, в фильме вообще ни звука. Дело ясное, если бы хоть в каком-то виде Путин в картине присутствовал, возможно, мы бы сейчас не имели возможности увидеть её в кинотеатре. И в этом тоже чувствуется корыстная угодливость — на российский прокат создатели явно возлагали особенные надежды.

Покупайте билеты в кино онлайн в Афише IRK.ru.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20190701/kursk/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля