Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«1917»: цирк военных действий

около 5 минут на чтение 20 комментариев
"1917": цирк военных действий

В прокат вышел фильм Сэма Мендеса «1917» — номинированная на десяток «Оскаров» военная драма, повторяющая фокус-покус Александра Сокурова, снявшего «Русский ковчег» одним-единственным кадром. Сокуров, однако, сделал это по-честному, а авторы «1917» лишь ловко сымитировали непрерывную съемку. И больше не проявили себя ни в чем.

Апрель 1917-го, где-то на севере Франции. Британский генерал (Колин Ферт) направляет двух капралов — Блейка (Дин-Чарльз Чапман) и Скофилда (Джордж МакКей) — на выполнение срочного рискованного задания. Капралам надлежит передать донесение в готовящийся к атаке батальон. Если они поспеют в срок, жизни 1600 бойцов будут временно спасены.

Джордж МакКей в роли Скофилда
Джордж МакКей в роли Скофилда

В современном голливудском кино давно уже делают чуть ли не всю погоду британцы — скажем, любой зритель планеты знаком как минимум с несколькими блокбастерами, за последние 40 лет снятыми кем-нибудь из братьев Скоттов (Ридли или Тони), уроженцев туманного Альбиона.

К сожалению, нынче на повестке дня совсем другие голливудские режиссеры — Кристофер Нолан и Сэм Мендес, тоже почти что братья (в смысле — по разуму). Оба снимают безвкусное, претенциозное кино, которое раз за разом умудряется срывать кассу и отмечаться премиями. Оба подвергли пагубным трансформациям культовых поп-героев: Кристофер — Бэтмена, Сэм — Джеймса Бонда.

Колин Ферт в роли генерала
Колин Ферт в роли генерала

В текущей пятилетке оба — с разницей в пару лет — сняли по амбициозному военному фильму. И нолановский «Дюнкерк», и мендесовский «1917» похожи уже тем, что до просмотра могут показаться серьезными масштабными эпическими картинами. А на поверку оказываются сугубо развлекательными, исторически сомнительными и даже довольно камерными подделками. Вернее сказать, модерновыми подделками под настоящее военное кино, такое, которое снимали Герман и Кубрик, Чухрай и Коппола, Сергей Бондарчук и Оливер Стоун.

Если бы Мендес не делал вид, что работает в русле традиций прошлого века, с него и спрос был бы меньше. Однако он сознательно пытается дотянуться до Кубрика — и снова на почве милитаристского кино. Первой попыткой были «Морпехи» (2005), в которых Сэм неприкрыто подражал нетленной «Цельнометаллической оболочке». Нынче Мендес замахнулся на более ранние кубриковские «Тропы славы», действие которых тоже происходило в окопах и штабах Первой мировой.

Военная драма, снятая одним кадром
Военная драма, снятая одним кадром

Когда камера в «1917» уже через пару минут после начала фильма ныряет за героями в окоп и, не останавливаясь, «дышит» им в спину, невозможно не вспомнить аналогичный эпизод из «Троп славы». Кубрик, к слову, обожал этот так называемый «тоннельный эффект» съемки и использовал его едва ли не в каждой своей работе. Мендес дерзнул построить на данном методе весь (!) свой фильм.

Если в случае «Дюнкерка» вся соль картины заключалась в драматургических играх со временем, то весь смысл «1917» содержится в операторской работе (и впрямь великолепной). С тем, что снял на пленку великий Роджер Дикинс (постоянный оператор не только Мендеса, но и самих братьев Коэнов!), дополнительно поработали компьютерные умельцы — и вуаля: «трюк века» готов. Перед нами двухчасовой фильм, будто бы снятый одним-единственным планом, в режиме реального времени. Конечно, это не так, но иллюзия работает — и за нее авторам безусловное браво.

Впрочем, даже здесь Мендес не первооткрыватель. Еще в 2014-м вышла картина Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бердмэн» с точно такою же иллюзией непрерывности. Однако там и всё остальное было в полном порядке — сценарий, актеры, режиссура. Достоинства «1917» же полностью исчерпываются описанным техническим кунштюком.

Дин-Чарльз Чапман в роли Блейка
Дин-Чарльз Чапман в роли Блейка

О’кей, кто-то разглядит здесь и другие плюсы, но все они будут того же спорного толка. Взять, скажем, тутошние мини-рольки Марка Стронга, Колина Ферта и Бенедикта Камбербэтча. Кто-то возрадуется знакомым лицам, а кто-то устало возразит: неужто режиссеру они нужны только для того, чтоб на минуту растормошить зрителей? По сути, это такой же внутренне пустой прием, как и псевдобеспрерывность.

Бенедикт Камбербэтч играет второстепенную роль
Бенедикт Камбербэтч играет второстепенную роль

Или предфинальный пробег героя вдоль траншеи, из которой выбираются атакующие солдаты. Смотрится впечатляюще, но только до той поры, пока не задумаешься: что же это капрал после стольких пройденных мытарств в последний момент вдруг так безалаберно рискует своей жизнью (и жизнями полутора тысяч товарищей по оружию)? Ему было бы куда резоннее безопасно пробежать по освободившейся траншее.

Подобными вопросами тут можно задаваться на каждом шагу, а ответ всегда будет один: Мендес работает на эффект, пускает пыль в глаза. А потом еще и сам себе выписывает индульгенцию за всё проделанное, объявляя в финальных титрах, что фильм посвящен памяти его деда, который и рассказал будущему режиссеру эту историю из своего военного прошлого.

Фильм основан на реальных событиях
Фильм основан на реальных событиях

И ведь легко клюющие на подобные уловки киноакадемики как пить дать предпочтут «1917» действительно великому и подлинно шедевральному «Однажды… в Голливуде», по сравнению с которым работа Мендеса — не более чем дешевый аттракцион. На то они и киноакадемики, чтобы отмечать не лучшие, а наиболее конъюнктурные фильмы.

Мнение редакции может не совпадать с мнением рецензента.

Покупайте билеты в кинотеатры Иркутска и оставляйте отзывы о фильмах в нашей «Афише».

Кадры из фильма с сайтов kinopoisk.ru.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20200203/voyennayadrama/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля