Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Вызов»: космическая киногонка

около 7 минут на чтение 13 комментариев
«Вызов»: космическая киногонка

В прокат вышел «Вызов» — первый фильм, снятый в космосе. Картину можно посмотреть в кинотеатрах Иркутска с 20 апреля.

Для съёмок в невесомости режиссёр фильма Клим Шипенко и исполнительница главной роли Юлия Пересильд при содействии Роскосмоса летали на Международную космическую станцию. Бюджет картины тоже оказался космическим — свыше миллиарда рублей. Каким получился «Вызов» и почему в картине упоминается Иркутск — в рецензии Элины Халтановой.

***

Русская женщина обошла все горящие избы, остановила всех скачущих коней и взялась за более высокие цели. Главная героиня «Вызова» — обычная москвичка Евгения Беляева воспитывает в одиночку дочь Машу, выслушивает советы мамы, ездит в метро и тащит на сердце груз прошлого.

Но у Жени необычная профессия: она — торакальный хирург. И именно её отправляют на МКС, чтобы прооперировать космонавта, получившего травму лёгкого при выходе в открытый космос. В условиях невесомости такую операцию провести очень сложно, а последствия могут быть непредсказуемы. Но Евгения Беляева принимает этот вызов.

Сюжет первого фильма, снятого в космосе, прост и понятен. Почему же стоило тратить миллиард, сдвигать график полётов настоящих космонавтов и отправлять на МКС деятелей кино, когда в эпоху современных технологий можно воспользоваться компьютерной графикой? Тут следует сделать лирическое отступление.

Наряду с балетом и хоккеем Россия всегда гордилась космическими достижениями. Наши здесь самые первые и самые бесстрашные: Сергей Королёв сконструировал первую космическую ракету, Юрий Гагарин впервые отправился в космический полёт, Алексей Леонов первым вышел в открытый космос, а некоторое время единственным способом добраться до Международной космической станции (МКС) была капсула «Союз».

Главный соперник СССР, а позже и России в этой космической гонке — США. Противостояние двух сверхдержав часто находит отражение в западном кинематографе: шутки о русских космонавтах мелькали даже в комедийном сериале «Теория большого взрыва».

Российское кинопроизводство активизировалось недавно. О нашем космическом величии напоминают картины «Время первых» и «Салют-7». В спецэффектах мы западным фильмам уступали, однако «Вызов» позволил сделать ход конём в этой киногонке.

Пару лет назад Том Круз и Илон Маск сообщили о планах снять фильм на МКС. Но пока американцы думали, россияне уже снарядили экспедицию. Первый канал объявил о старте съёмок первого фильма в космосе и кастинге на роль главной героини. Сложность отбора состояла в том, что, помимо актёрских способностей, претенденткам необходимо было обладать отменным здоровьем.

В итоге выбор пал на Юлию Пересильд. Актрисе не привыкать воплощать образы великих женщин: она сыграла снайпера Людмилу Павличенко в «Битве за Севастополь», а также Людмилу Гурченко в байопике «Люся».

Режиссёром фильма стал Клим Шипенко — автор самого кассового российского фильма «Холоп», уже знакомый с темой космоса (именно он снял «Салют-7») и, что важно, прошедший всевозможные медкомиссии.

Для космической командировки Клим и Юлия полгода тренировались в Центре подготовки космонавтов. 5 октября 2021 года режиссёр и актриса вместе с лётчиком-космонавтом, Героем России Антоном Шкаплеровым отправились на на МКС.

Часть оборудования и реквизита отправили ранее. Пробыв в космосе 12 дней, кинодуэт отснял необходимые кадры и торжественно вернулся на Землю. Кстати, по утверждению создателей проекта, компьютерная графика для такой картины вышла бы дороже реальных съёмок в космосе.

Чтобы создать хороший фильм на Земле, нужна большая команда: на съёмочной площадке задействовано огромное количество работников. В космосе же возможности ограничены. Поэтому создатели «Вызова» не стали усложнять сценарий. Правдивость и сложность локации оправдывает простоту сюжета: экипажу в этой картине не нужно выживать в открытом космосе, взрывать астероид изнутри или же бороться с нехваткой кислорода. Основная интрига заключается в том, сможет ли главная героиня провести операцию.

На съёмках фильма «Вызов»
На съёмках фильма «Вызов»

Роли членов экипажа исполнили настоящие космонавты Олег Богданов, Пётр Дубров и Антон Шкаплеров. Для съёмок им пришлось брать уроки актёрского мастерства. Лётчики отлично справились с задачей: всё же играть самих себя в привычной обстановке проще.

Идентичность героев второго плана, реальные съёмки в космосе, простая драматургия и даже то, что всплывающего в воспоминаниях мужа главной героини сыграл Михаил Тройник (реальный возлюбленный Юлии Пересильд) добавляют фильму документальности, но убавляют художественной ценности.

Ведь при создании «Вызова» главным было место съёмки, а не замысел. Это не хорошо и не плохо: просто грань между киноискусством и жизнью стирается. И цель оправдывает средства: «Вызов» — красивое кино с чёткой, как инструкция, драматургической линией.

Одна из сильных сторон режиссёра Шипенко — чувство юмора. Вот и этот масштабный проект не лишён очаровательной самоиронии. Во время запуска космического корабля мама главной героини, наблюдая процесс по телевизору, возмущается: «Опять ракету пускают, деньги зря тратят. Лучше бы пенсию увеличили!». Так создатели картины передают «привет» тем, кто критиковал проект.

«Привет» передали и соперникам по космической гонке. Врачи, попавшие на испытания перед полётом, интересуются, правда ли, что космонавты пьют переработанную урину.

— Нет. Переработка урины в воду — это на американском сегменте, — ухмыляясь, отвечают специалисты.

Юлия Пересильд и Милош Бикович на съёмочной площадке
Юлия Пересильд и Милош Бикович на съёмочной площадке

Стоит отметить крепкий актёрский состав «Вызова». За брутальность здесь отвечает Владимир Машков, воплотивший образ руководителя полёта, за мягкую мужественность — Милош Бикович, а за юмор — Елена Валюшкина, сыгравшая маму Жени.

Кстати, именно из-за этой героини в картине появился Иркутск. Женя, оберегая маму от лишнего стресса, скрывает свой полёт в космос и говорит, что летит в командировку в Иркутск. Та, звоня дочери на МКС, заказывает ей сувениры и продукты, лаская слух иркутян знакомыми понятиями вроде «икры омуля» и «серы сибирской лиственницы».

— Мама, где я? — вопрошает героиня Юлии Пересильд, впервые попав в космическое пространство.

Любая изоляция позволяет человеку заглянуть вглубь собственной души. Вот и Женя, оказавшись среди звезд, переосмысляет собственную жизнь, отпуская прошлое. Выходя в открытый космос, она делает запрос в будущее, обращаясь уже к дочери: «Маша, не поверишь, где я…».

Несмотря на то, что главная героиня картины — женщина, проявившая себя в сложных условиях, фильм получился совсем не феминистским. Ведь Женя не отстаивает своё право на полёт, не конкурирует с мужчинами. И даже в невесомости она выполняет истинное женское предназначение — спасает. А космос спасает её.

Отпустить прошлое и возлюбить ближнего своего очень сложно. Как показывает кино, для этого нужно заглянуть в космос. Хотя бы во внутренний.

А вы уже посмотрели этот фильм? Делитесь своими впечатлениями и мнением о нём в комментариях.

Элина Халтанова, IRK.ru
Фотографии со съёмок с сайта Kinopoisk.ru

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20230428/challenge/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля