Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

В поисках бурной воды

В поисках бурной воды

Александр Асмаковец — один из ярких представителей сообщества иркутских каякеров. По сибирским рекам он катает уже 9 лет. За это время преодолел не один водопад, попробовал себя на порогах пятой категории сложности и принял участие в соревнованиях на Алтае. Спортсмен рассказал, как оказался в этом спорте и чего следует опасаться «чайникам».

Что нужно знать о каякинге

По словам Александра, увлечение водными видами спорта у него в крови: его отец — чемпион Советского Союза по сплавам по горным рекам шестой категории и мастер международного класса по водному туризму. Каякинг давно перестал быть просто увлечением, для спортсмена это неотъемлемая часть жизни.

— Наша семья очень любит оutdoor-активности. Летом это сплавы по горным речкам, в межсезонье дождливой осенью лазаем в пещерах, а зимой — фрирайд и путешествия на коньках по льду Байкала, — рассказывает наш герой.

Первые каяки в Иркутске купили Александр Мяктов и Эдуард Кузьмин в 2007 году и сразу стали пробовать себя на местных речках, вспоминает Александр. Он присоединился к ним уже на следующий сезон. Как признается экстремал, было очень сложно: шишки набивали буквально на каждом шагу. Очень быстро начинающие спортсмены поняли, что одними роликами в интернете не обойтись и нужно учиться у профессионалов. Так они отправились на Алтай к легендарному каякеру Сибири Василию Порсеву.

Александр рассказывает, что самое важное в каякинге — научиться правильно делать эскимосский переворот (когда каяк возвращают в исходное положение после переворота без покидания его каякером. — Прим. авт.). Без этого навыка выходить на реку, где есть препятствия, опасно для жизни.

— Можно утонуть или разбиться о подводные камни, — поясняет он. — После отработки навыков на плоской воде в бассейне или на спокойном участке реки можно пробовать себя на струе. Это не так просто: появляется дополнительная помеха, которая поначалу мешает правильно выполнить переворот. Потом переходите на большой перекат, и только после этого пробуете себя в бурном пороге реки. Здесь уже все по-настоящему: нужно контролировать свое тело и вовремя понять, в какой момент необходимо сделать рывок для переворота.

Каяк — это полиэтиленовая лодка объемом 200-350 литров, у нее есть отверстие, через которое вы садитесь, — очко. На него натягивается юбка — прорезиненный фартук. Если вовремя не удается сделать эскимосский переворот, юбку срывают руками и вылазят из лодки.

— Так вот, главный закон каякинга гласит: ни в коем случае нельзя этого делать — «отстреливаться» из лодки. Так вы подвергаете риску свою жизнь и жизнь тех, кто с вами плывет. Ведь им придется спасать вас и ваше снаряжение, — рассказывает спортсмен.

Среди каякеров существует наказание для тех, кто «отстреливается» из лодки: после того как человека поймали и сплав закончился, он должен снять свой ботинок и выпить из него, чтобы в следующий раз не было желания так поступать. «Даже самые крутые каякеры всего мира иногда пьют из своего тапка», — улыбается Александр.

Чем меньше — тем лучше

У каждого каякера должны быть лодка, весло, юбка, спасательный жилет, каска и сухой костюм. Если покупать все новое, снаряжение обойдется примерно в 120 тысяч рублей. Сейчас появились российские аналоги, поэтому есть возможность купить все чуть дешевле. Если пользоваться снаряжением аккуратно, то оно прослужит долго.

— За 9 лет я сменил три юбки, — отмечает Александр. — Юбки, кстати, тоже бывают разные в зависимости от того, как они срываются. Чем круче ты плаваешь, тем круче нужна юбка. Более простые, для «чайников», стоят недорого — 3000 рублей, но при прохождении крутого порога ее может легко сорвать.

Вещей у каякера немного. Каждый участник сплава должен четко понимать: если он не пройдет препятствие, нести их до места стоянки придется самому. К тому же длительность экспедиции напрямую зависит от общего веса багажа.

— Если раньше речку Китой проходили за 12-14 дней, сейчас я это делаю за 3-4 дня. Рекорд прохождения реки установил мой брат с Томасом Марницем, они сделали это за двое суток. Палатку с собой мы не берем, спим на коврике в спальном мешке под тентом, — объясняет Александр.

Как избежать травм

Каякинг — это экстремальный вид спорта и очень травмоопасный. Самая распространенная травма — вывих плечевого сустава. Он происходит при резком гребке веслом: плечо вылетает и сильно отекает, если вовремя его не вправить. Тогда из участника человек превращается в пассажира. На втором месте — перелом носа и ребер о лодку или весло. Но самая опасная травма — это компрессионный перелом позвоночника при прыжках с водопадов.

— Чаще всего все эти травмы — это результат буфа (приземление на плоское дно лодки. — Прим. авт.). Главное при прыжке с большой высоты правильно сгруппироваться и попасть в нужную точку под водопадом, в так называемое мягкое место, — поясняет спортсмен.

Дело в том, что у водопада есть мягкие и жесткие места приводнения. Когда падаешь с 10 метров в спокойную воду — это как упасть на асфальт, травмы в этом случае не избежать. Поэтому каждый прыжок каякера — это точно выверенный расчет, когда нужно изучить линию захода в препятствие и правильно выбрать угол прыжка.

— Если приземлишься носом лодки в камень, то можно сломать ноги или, и того хуже, позвоночник. При перевороте есть риск удариться головой о подводные камни, — говорит Александр. — Как показывает практика, камни в сто раз прочнее любого, даже самого суперкрутого и дорогого, шлема. Были случаи, когда разбивали висок, лицо, ломали нос. Например, один каякер из Германии сломал нос об лодку, когда прыгнул с 16-метрового водопада на реке Эхегол (левый приток Китоя. — Прим. авт.).

По словам Александра, на водопаде высотой до 10 метров можно прыгать методом буфа. В этом случае на срезе водопада во время толчка веслом нужно направить нос лодки вверх при помощи движения коленей, а корпус тела подать вперед — только так можно уберечь позвоночник от травмы. При большей высоте лучше прыгать вертикально вниз, когда лодка глубоко заныривает под водопад.

— Однако не лишним будет заранее убедиться в глубине чашки под водопадом, — предупреждает каякер. — При таком прыжке нужно сложить тело в так называемую crash position: прижать тело и голову в направлении к носу лодки. Если не успеете вовремя это сделать, травмы не избежать.

Сложней не значит лучше

— В каякинге существует международная классификация препятствий на бурной воде. Шестая категория — самая сложная, на грани человеческих возможностей. Буквально пару лет назад некоторые каскады водопадов на реках считались непроходимыми, а сейчас их стали проходить, правда, единицы. Например, недавно был первопроход малого Онотского водопада. Совершил прыжок российский райдер Егор Воскобойников. Решив проходить препятствие такой сложности, нужно понимать, что цена ошибки может стоить ему жизни, — рассуждает Александр. — Я проходил несколько порогов пятой категории сложности на Алтае и у нас в Саянах. Но это не мой уровень. Я люблю катать речки третьего-четвертого классов.

Когда на реках из-за дождевого паводка прибывает вода, они меняют свой класс сложности. В этом случае лучше отказаться от прохождения, это может быть опасно для жизни.

— Как-то мы попали в дождевой паводок на Китое, находясь в самом его сердце, в каньоне «Моткины щёки», — рассказывает Александр. — Вода там поднялась на 2,5 метра, по реке плыли деревья. Пришлось идти с лодками по берегу, но пройти каньон полностью нам не удалось: полтора дня ждали, когда упадет вода и можно будет относительно безопасно проплыть выходные пороги. На сплавах возникают ситуации, когда природа диктует свои правила и лучше играть по ним. И не важно, куда вы опаздываете — на самолет или работу, все это будет бессмысленно, если вы утонете за поворотом.

Существует несколько видов каяков. Выбор их зависит от целей путешествия и, конечно, от класса сложности реки. Есть лодки для бурной воды, есть для скоростного сплава. У Александра две лодки: для обычного и для игрового сплава. Лодка для игрового сплава намного меньше по объему и имеет плоскую корму, поэтому и менее стабильная на воде и легко может перевернуться. А в любых водных преградах — турбулентности, водоворотах, поганках (вода поднимается со дна и распределяется по поверхности. — Прим. авт) — лодка тонет. С такой новичку не справиться.

— Вот уже примерно года четыре мы катаемся на игровых лодках на Иркуте, Лангутае, Жомболоке, Утулике. На больших лодках тут будет уже скучно, а на «игровухе» весело — это новый уровень, — делится Александр.

Страховка должна быть

В каякинге существует такое понятие safety first (безопасность прежде всего. — Прим.авт): если видишь опасное препятствие, которое может привести к печальным последствиям, нужно сделать хорошую страховку. Александр говорит, что не зазорно и пройти сложный порог пешком с каяком на плече:

— Для того чтобы определиться с типом страховки, нужно зачалить в улово (глубокое место в реке) и осмотреть препятствие с воды. Если у реки большой перепад, есть каскад порогов или водопадов, можно организовать страховку с суши. В этом случае на берегу закрепляется спасательный конец, иногда несколько штук.

Спасательный конец в простонародье называют «морковка» — это специальная веревка 15-20 метров, уложенная в метательный мешок. Если что-то пойдет не так, один конец веревки бросают тому, кто оказался в воде. Однако самая эффективная страховка — это активная страховка с воды на каяке. Ее специально организовывают, если в группе есть участники, не готовые к проходу сложного участка.

— А такие, как правило, всегда находятся, — отмечает Александр. — В этом случае ребята отправляются пешком по берегу с лодкой в конец препятствия, садятся в лодку и в случае внештатной ситуации спасают каякеров, попавших в беду.

Каякеры, как правило, катаются группами: первым плывет лидер и показывает линию. За ним более слабые участники, они страхуют друг друга, делая остановки в уловах.

— На Алтае на Мажойском каскаде в конце августа 2017-го мы катали выходной участок каньона — это 4 километра порогов среднего класса сложности. Каньон высокий — более 50 метров, уловов не много. Ребята из нашей группы переоценили свои силы. Ранее этот участок препятствий мы катали в мае на открытии сезона, когда воды в реке меньше и, соответственно, скорость течения ниже, — говорит спортсмен. — Все, кроме меня, допустили ошибки при прохождении порога водопада «Малыш». Ребята «продолбали буф», их заварило в бочке (когда течение направлено навстречу основному течению реки. — Прим. авт) под сливом водопада, в результате чего они вылезли из лодок.

Ситуация была серьезной, но все закончилось хорошо. Александру удалось сразу поймать лодку товарища и загнать ее в улово. Хозяин лодки смог сам доплыть до нее. Остальные каяки уплыли. Один спортсмен выбрался на камни самостоятельно, еще одного он успел поймать и на корме лодки отвез в безопасное место перед следующим порогом. После сплав продолжили только два человека — Александр и его товарищ, они догнали уплывшие лодки.

Однако бдительность нельзя терять не только в воде, но и на суше. Александр рассказывает, что не раз сталкивался с медведями. В пример приводит случай на Китое, когда группа спала под тентом, пришел медведь. Зверь приблизился к лагерю, порычал немного, походил вокруг и ушел.

— Было очень неуютно. Наутро вся группа изучала его следы на песчаном пляже, судя по следам, мишка был немаленький, — вспоминает каякер.

По горным речкам

Александр рассказывает, что прошел почти все известные спортивные реки сибирского региона: Китой, Онот, Билюты, Селенгинка, Урик, Хара-Мурин, Снежная, Утулик. Не добрался пока только до рек севера Байкала.

— Сезон каякинга в Сибири короткий. Чтобы открыть его пораньше, традиционно в первых числах мая мы уезжаем на Алтай. И если на майские праздники на Мунку-Сардык еще фрирайдят, то на Алтае мы уже катаемся на лодочках. Закрываем сезон в конце сентября — начале октября, как правило, на Китое или на Утулике.

Речки Китой, Онот, Хара-Мурин отличаются тем, что рядом с ними нет дорог. Поэтому добраться до места сплава не удастся. Обычно райдеры на машине доезжают до стоянки, а потом уже идут пешком до места сплава день или два.

— Например, до речки Утулик нужно идти 35 километров через метеостанцию и перевал Чертовы ворота. Не каждый человек сможет донести лодку до места сплава. Вместе с личными вещами и продуктами на себе придется нести более 35 килограммов, — говорит Александр. — Один из популярнейших маршрутов бывалых каякеров, не только иркутских, но и спортсменов со всего мира, это река Китой и ее правый приток Билюта, которые имеют высокий класс сложности — 4-й. Речки дикие, вдоль них нет поселений, есть только каякеры и медведи.

В последние несколько лет стали кататься на труднодоступных реках Хамар-Дабана, там очень красивые каскады порогов и водопадов. До места сплава спортсмены добираются на вертолете — это 1-2 часа пути. Путешествие занимает 3-4 дня. Кстати, именно на Хамар-Дабане водопады невысокие, но при этом очень техничные: как правило, до среза водопада нужно преодолеть непростой порог, а потом уже совершить прыжок.

Александр уверен: кто хоть раз попробует себя в каякинге — останется в этом спорте навсегда. Однако при одном условии — прежде чем выйти на речку, нужно отточить все навыки в обычном бассейне.

— Берете у знакомых снаряжение, присоединяетесь к тем, кто тренируется в бассейне, постигая все азы каякинга в безопасном режиме. Зимой учитесь, а летом откроете свой первый сезон, — советует спортсмен.

Фотографии предоставлены героем публикации

Анастасия Маркова, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Kardinal 5 февраля 2018 в 14:42

    Фотографии красивые, а вот каякеры на них какие то лишние…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля