Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «День Победы»

Записки Розы Романовой: жизнь после немцев и победа

Наш редактор Маргарита Романова поделилась семейной реликвией — мемуарами своей бабушки Розы Михайловны Романовой (Сениной). Мы публикуем вторую часть её воспоминаний о войне.

Жизнь после немцев. Освобождение

Весной, когда начали таять снега, после сильного боя появились наши воины, а немцы куда-то исчезли. Нас освободили. Радостно мы их встречали, мы обнимали и целовали дорогих людей, выносили им всё, что было припасено. С весной пришла радость. Мы были освобождены от фашистов.

Гитлер обещал, что эта война принесёт немецкому народу обогащение, присоединятся большие территории, и они будут господствовать над всем миром. Но чудовищными преступлениями не добился победы, а только погубил огромное количество своих солдат. Все заливные луга вдоль реки Упы были завалены трупами солдат, но и со стороны нашей доблестной армии были жертвы.

После окончания войны мы, комсомольцы, под руководством коммунистов произвели перезахоронение всех солдат в нашей округе. Братская могила находится в селе Поповка, торжественно опускали каждый гроб с почестями, выпускали голубей, звучали выстрелы, поставлена мемориальная доска с фамилиями, именами наших милых солдат.

Письмо Виктора Сенина отцу с фронта
Письмо Виктора Сенина отцу с фронта

Прогнали немцев, жизнь повеселела. По радио знаменитый Левитан ежедневно передавал, что немцы откатываются на запад, наши героические воины освобождают город за городом, село за селом.

Мы стали учиться в школе. Помогали фронту, собирали металлолом (рассказывали такие стихи про осколок рельса: «Рано утром в школу два парнишки шли, на него наткнулись, только улыбнулись, вместе взяли дружно, вместе понесли…» и так далее), а на уроках труда вязали варежки, шили и вышивали кисеты для табака, и всё это отсылалось в посылках на фронт нашим бойцам. На уроках пения пели песни: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой с фашистской силой тёмною, с проклятою ордой…»

Несмотря на нехватку продовольствия, на голод, мы считали себя счастливыми и ждали весточку от папы.

Однажды нам прислали извещение о том, что папа погиб, мы проплакали всю ночь и следующий день, но Витя нас успокаивал и не давал нам падать духом, он говорил, что, может быть, это ошибка, приводил примеры, когда действительно ошибались, а потом приходили письма с фронта. И мы действительно успокоились, а через месяц нам пришло письмо от папы, он получил контузию, но жив и здоров. Вот как мы были рады такому счастливому концу! И успокоились мы душевно, и пошла у нас размеренная, хорошая жизнь. Недостаток питания считали не главным фактором жизни, а Виктор стал не только хозяином, но и успокоителем в семье, мама от переживаний часто болела сердцем.

Брат летом работал в колхозе, много вспахал земли, заборонил, работал он день и ночь, и на собрании колхозном за честный труд наградили его колхозники телёночком-бычком. К осени следующего года у нас вырос огромный, красивый, лоснящийся бык-производитель. Продали его в Алексине на базаре за 13 тысяч, за 12 тысяч брат купил тёлку стельную, так как у нас ту тёлочку зарезали немцы и съели, а одну тысячу Витя сэкономил и купил нам, обеим сёстрам, по платью, туфлям. В общем, купил нам всё, что нужно было для школы. Маме купил нарядное платье для школьных занятий. Только себя обошёл брат, сказав, что мне всё равно скоро идти на фронт, а вам это всё нужно будет.

Вскоре тёлочка наша па́ла от коварной болезни заразного Эмка́ра. Её не стало через два дня после заболевания. Как тяжело мы переносили этот удар в такое голодное военное время! Мы слёзно плакали, собравшись все, и стояли на коленях перед своей кормилицей, как мы её называли, а она смотрела на нас своими туманными глазами, из которых катились слёзы. Меня поразило хладнокровие ветеринара, которого мы умоляли спасти нашу телочку, а он сказал, мы бы могли её спасти, но нет такого лекарства — глауберовой соли. Мы, конечно, не смогли её достать. И она погибла.

Прирезать её было нельзя, так как заболевание заразное. Так пропала наша надежда на улучшение жизни, оставались у нас только кролики.

Виктор Сенин
Виктор Сенин

Уход на фронт брата

Наступила осень 1944 года. Беда постучалась опять в наш несчастный дом, пришла повестка на фронт Виктору. Осенний ветер безжалостно срывал листья с деревьев, была дождливая холодная погода, хотелось плакать, плакать от непрерывных безжалостных бед. Мы ходили печальные, мама собирала сына в дорогу и плакала.

А Витя был весёлый и всё нас хотел развеселить, всё рассказывал смешные истории в его жизни. Видно, не чуяло его сердце, что он с нами разговаривал последний раз. В свою котомку ему положили одного жареного кролика и сваренного картофеля. Хлеба в то время не было. И пошёл он в своей старой одежонке защищать нашу Родину.

Попал он в пограничные войска, и повезли его на восток. Получали мы письма из Иркутска, Забайкалья, потом он замолчал, затем стали приходить письма из Китая. Когда он очутился на чужой и очень далёкой стороне, он очень скучал, что было понятно из его писем. Он писал, что у него душа стонет о нас, о нашей жизни, это он сам скучал на чужой стороне. И оборвалась жизнь такого молодого паренька в неполные 20 лет, нашего милого брата и сына.

Он больше не вернулся в свой дом, к своим родным. Ужасное горе пришло к нам, в слезах и отчаянии маму увезли в больницу. Мы не хотели верить в такой несчастный случай и всё ждали его, но он больше не вернулся, и до сих пор не выяснили, где он теперь лежит: в Порт-Артуре или нет теперь его могилы в этом дальнем от нас городе.

До сих пор сохранили мы письма от нашего милого брата, которые я часто перечитываю и плачу. Папа пришёл с войны, а Виктор погиб. Это не укладывается в голове, но это так, к сожалению. И зачем она нужна была, эта война с Японией?

Виктор (в верхнем ряду, второй слева)
Виктор (в верхнем ряду, второй слева)

1945 год. День Победы

Наступил день победы — 9 мая 1945 года, пришёл с фронта наш папа в искореженный войной и с сожжёнными домами Алексинский район. Голод, разруха встретили его на нашем пороге, и чтобы как-нибудь выжить, мы приехали в свою родную деревеньку Дурнево, в колхоз под названием «Прибой». (…) Папа предпочёл поработать в колхозе, чтобы поправить своё семейно-материальное положение, заработать хлеба. Его единогласно избрали председателем этого колхоза.

Послевоенное фото. Роза с мужем Ильей.
Послевоенное фото. Роза с мужем Ильей.

Редакция благодарит семью Романовых за предоставленные записи и фотографии из семейного архива. Присылайте воспоминания родных о Великой Отечественной войне на электронную почту news@irk.ru. Мы опубликуем вашу историю на сайте.

ИА «Иркутск онлайн»

  • matros 9 мая 2017 в 06:46

    Спасибо. Читал со слезами на глазах.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля