Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Любимое дело»

Ударное дело

Мы продолжаем наш проект «Любимое дело», посвященный интересным профессиям и увлечениям. Сегодня мы расскажем о создателе музыкальных инструментов разных времен и народов. Нашим очередным участником стал барабанных дел мастер Сергей Пуртян.

Дорога в мастерскую, где рождаются барабаны, пролегает по одному из живописнейших лесов Иркутска, за которым открывается панорама города. Преодолев такой путь, признается мастер, грех не вдохновиться.

Сергей Пуртян в мастерской
Сергей Пуртян в мастерской

Попав в небольшую мастерскую, не сразу замечаешь десятки этнических барабанов. Необычные музыкальные инструменты маскируются среди керамических скульптур и изделий быта на полках, столах и даже на полу. Иногда почти невозможно понять, что перед тобой стоит не ваза, а ударный инструмент. По совместительству здесь творит из керамики и жена Сергея — Татьяна.

Музыкальная история барабанных дел мастера началась еще 5 лет назад. Будущего создателя любовью к необычной музыке заразили на своем концерте музыканты новосибирской группы «Сандал».

Сергей Пуртян:
— Мне так понравилась игра на барабанах, что я решил во что бы то ни стало научиться играть на ударных инструментах. После концерта я пошел в магазин и купил кубинский барабан бонго. Пришел домой, начал играть и понял, что звучит он не так, как бы мне хотелось.

Помогла Сергею найти подходящий музыкальный инструмент глобальная сеть интернет. Начинающий мастер изучил теорию производства этнических барабанов и решил сделать свой первый музыкальный инструмент.

Сергей Пуртян:
— Поскольку моя жена работает керамистом, я ее попросил выкрутить барабан, друзья-охотники принесли кожу. Я ее натянул на инструмент и начал учиться играть.

Игра на удонго
Игра на удонго

Своим необычным хобби Сергей стал заинтересовывать окружающих. Однажды на заводе, где работает мастер, к нему подошел коллега, который родился в Таджикистане, и попросил барабан, чтобы сыграть. Оказалось, у себя на родине он играл на национальных барабанах. После исполнения композиции музыкант посоветовал изменить некоторые детали в ударном инструменте. Так началась коллекция профессиональных советов от ударников, которая и до сих пор помогает мастеру делать барабаны.

Сергей Пуртян:
— Однажды проходила выставка в Союзе художников. По тематике на ней можно было представлять только изделия черного цвета. Но в керамике этот цвет не смотрелся. И мы решили сделать черный барабан. Я покрасил кожу, натянул ее на керамический корпус. На открытие выставке музыканты группы «Этнобит» сыграли на нашем барабане. Прислушиваясь к их советам, я начал изменять форму.

Козлиная кожа для барабанов
Козлиная кожа для барабанов

Сейчас мастер достиг своей цели и делает барабаны полностью сам. Сергей научился мастерству керамистики, также сам выделывает козлиную и рыбью кожу. Чтобы натянуть ее на барабан и придать инструменту звучание, кожу необходимо размочить в воде и натянуть при помощи шнурков или клея на корпус будущего барабана.

Сергей Пуртян:
— Я в прошлом году замочил кожу в извести. И первого января, пока все люди праздновали, пришел в мастерскую. Сижу, шаркаю потихоньку этот кусочек. И я доволен и счастлив, что у меня есть любимое занятие.

Удо
Удо

На данный момент Сергей освоил мастерство создания барабанов самых разных народов. Так, в его мастерской можно увидеть один из необычных ударных инструментов — барабан удо. На языке некоторых племен название переводится как «горшок» (так как в древности он появился из обычных горшков с двумя отверстиями), другие называют барабан «голос земли», потому что он дает необычный природный звук.

Удо — это женский барабан. В Африке женщины вставали в круг и били в этот ударный инструмент. Булькающего звука им было достаточно, чтобы создать национальную музыку.

Однако, когда барабан пришел в Европу, этого оказалось мало. Европейцы, чтобы достичь большинства звуков, сделали стенку тоньше. Так появилась возможность играть пальцами. Потом изобрели мембрану, которая давала дополнительное звучание.

Но европейцы не стали останавливаться на достигнутом. Так они сделали разновидность удо — барабан удонго. В нем соединили булькающий звук с «пальчиковой» техникой.

Удонго
Удонго

Удонго
Удонго

Сергей Пуртян:
— Есть барабан кахон, который выглядит как ящичек со струнами внутри. Они придают инструменту своеобразное звучание. Я для себя сделал маленький барабан. А в натуральную величину он выглядит как табуретка, на которую садятся и играют барабанщики.

В Швейцарии мастера придумали барабан, который называется ханг. Собой он представляет большую тарелку. Стоит он 5 000 долларов. Купить россиянам такое музыкальное сокровище почти нереально. Но наши мастера придумали аналог.

Сергей Пуртян:
— Я сделал барабанчик, который называется глюкофон. Он создан из обычного газового туристического баллона. Я лобзиком в нем выпиливал музыкальные лепестки по-одному на протяжении недели. Помню, один лепесток выпилю и радуюсь, прислушиваюсь. Потом второй выпилю и снова сижу слушаю.

Глюкофон
Глюкофон

Как правило, этнические барабаны, такие как удо и дарбука, делают в Турции и Египте. Мастера делают их и для музыкантов, и как сувениры для туристов. Турецкие и египетские умельцы сами и гончарят, и делают корпус, и выделывает кожу, натягивая ее на инструмент.

В России мастерами считаются те, которые только натягивают кожу и настраивают инструмент. Настоящих умельцев в нашей стране можно по пальцам пересчитать: в Москве, Питере, Красноярске, Челябинске они делают барабаны, являющиеся одними из лучших. Многие ударные инструменты затем разъезжаются по всей России.

Сувениры «Барабанщики»
Сувениры «Барабанщики»

Сергей Пуртян:
— Бывает, приезжаешь на фестивали и продаешь людям барабаны. Когда через год возвращаешься и видишь музыканта, первым делом спрашиваешь человека: «Ну, как там мой барабан поживает?»

Однако в Сибири этнические барабаны — вещь непрактичная. И если пластиковая мембрана на барабане хороша тем, что инструмент можно использовать в мороз и холод, то состояние кожи напрямую зависит от погоды.

Сергей Пуртян:
— Эти барабаны как детишки маленькие. Летом чуть влажность, дождик прошел — у барабана кожа просела, он не звучит. Зимой батареи включены — у ударных инструментов от тепла кожа натянута так, что может лопнуть. Как-то мы приехали на фестиваль «Саянское кольцо». Утром проснулись — барабаны не звучат, а солнышко пригрело — инструменты сразу зазвенели.

Например таджики, чтобы дать барабану хорошее звучание, греют его в духовке, и на часа полтора от инструмента можно получить отличный звук. Аналогично можно играть и на бубнах, которые, кстати, Сергей тоже производит.

Бубен
Бубен

Сергей Пуртян:
— У нас шаманы прибегают к обряду очищения бубна огнем. Это в первую очередь имеет практическую сторону. Последнее время, чтобы отдохнуть от барабана, я стал делать бубны. Сам придумываю ручки. Если при ударе в бубен пошел гул, значит кожа хорошо натянута. Звук зависит от ее диаметра, толщины и даже от того, как ее натянули.

Существуют в коллекции Сергея и музыкальные инструменты, о которых мастер может смело заявить, что он придумал их сам. Таким образом однажды появилась идея сделать так называемые шейкеры. Они напоминают своеобразные погремушки и выполнены по типу маракасов.

Шейкеры
Шейкеры

Шейкеры в производстве
Шейкеры в производстве

Сергей Пуртян:
— Шейкеры, с одной стороны, выглядят как сувениры, но дают очень много звуков. При этом каждый звучит по-своему. За счет кожаной мембраны они дают звонкий звук.

Сначала мастер сделал большие шейкеры, но музыканты сказали, что они не входят в руку, их тяжело держать, и долго на таких инструментах не поиграешь. И Сергей стал делать шейкеры маленького размера.

Сергей Пуртян:
— Важно учитывать все детали, потому что мы делаем инструменты в первую очередь для людей. Конечно, любой может сказать: «Я великий мастер! А вы просто не умеете играть!», но главное ведь, чтобы людям нравилось это делать.

Сейчас Сергей сам производит музыкальные инструменты и сам на них играет в иркутской музыкальной группе «Этнобит». Своими барабанами он снабдил всю группу. Барабаны мастера также можно увидеть в руках тех самых музыкантов новосибирской группы «Сандал», с которой и началась эта ударная история.

Этнические барабаны
Этнические барабаны

Екатерина Галеева, IRK.ru

  • Strekoza_irk 8 февраля 2013 в 20:37

    Замечательные барабаны, замечательный мастер!
    НО! Зачем надо было Ханг обзывать Глюкофоном - для меня загадка не знаю

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля