Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Зритель любит смотреть кино о себе

22 сентября режиссер и сценарист, автор нашумевшего фильма «Географ глобус пропил» Александр Велединский посетил Иркутск. В рамках всероссийского фестиваля буктрейлеров известный кинематографист провел для иркутян мастер-класс о создании сценариев и экранизаций литературных произведений.

Он рассказал, что сегодня можно снять «умное кино», которое будет иметь одновременно и фестивальный, и прокатный успех. Также режиссер ответил на вопросы иркутян и поделился своими творческими планами.

Александр, расскажите о своем участии в проекте «Всероссийский фестиваль буктрейлеров».

— Должен сразу признаться, что я не снял за всю свою карьеру еще ни одного буктрейлера. Я и слово-то такое, собственно, выучил всего месяц назад. Но я думаю, что организаторы фестиваля делают полезное дело, ведь его главная цель — снова приобщить россиян, молодежь к чтению. Когда-то мы называли себя самой читающей нацией в мире. Куда это делось? Я же могу рассказать всем заинтересованным о том, как правильно создавать экранизации литературных произведений — принцип, в общем-то, один и тот же.

Сколько всего литературных произведений вы экранизировали?

— Пока я снял три экранизации, или, если хотите — book movie. Это короткометражный фильм «Ты да я, да мы с тобой» по мотивам рассказа Владислава Пьецуха «Двое из будки 9-го километра». Затем последовала экранизация по мотивам книги Эдуарда Лимонова «Русское», и вот третья работа — фильм по мотивам романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил».

Иркутянам на мастер-классе вы показывали фильм «Ты да я, да мы с тобой», расскажите о нем поподробнее.

— Эта короткометражка — мой дебют в роли режиссера, своего рода дипломная работа. Он длится всего 27 минут, в нем снимались легендарные отечественные актеры Владимир Стеклов и Сергей Маковецкий. Практически вся съемочная группа работала на добровольных началах. Даже такие гуру, как Стеклов и Маковецкий денег за эту картину не получили, работали мы все за еду. Я увидел рассказ Пьецуха за долгие годы до того, как взялся за эту экранизацию. В моей прежней, еще докиношной жизни. Две страницы текста, без диалогов. Я написал на его основе сценарий, в итоге получился вот такой небольшой фильм. Эти 27 минут открыли мне дорогу в мир профессионального кино.

А как строилась работа с Лимоновым и его произведением «Русское»?

— В то время, когда мы задумали снимать фильм по этой книге, Эдуард сидел в тюрьме. Я написал сценарий по мотивам его прозы и передал через адвокатов в тюрьму. Он сказал: «Да снимайте, что хотите. Это очень здорово, мне сейчас нужны деньги». А если серьезно — к экранизации и к тому, что герои в его книге и в нашем фильме несколько отличаются, Лимонов отнесся спокойно, как и должен относиться к таким вещам любой нормальный писатель.

То есть, автор произведения должен позволить сценаристу и режиссеру делать со своим детищем, что угодно?

— Книга и фильм по мотивам книги — это два совершенно разных, самостоятельных произведения искусства. Они, в принципе, не слишком зависят друг от друга. Экранизации существуют разные — чаще всего это экранизации с пометкой «по мотивам». Часто от книги в фильме остается немного. Пример — картина Тарковского «Сталкер» — там единственное сходство с рассказом братьев Стругацких — это профессия главного героя. Когда я брался за «Географа…», Алексей Иванов мне сказал: «Да, снимай, пожалуйста. Если получится хорошее кино, я буду рад и счастлив. Если не получится, то книга-то все равно останется хорошей». Собственно, я считаю: автор экранизируемого романа только так и должен сказать. В противном случае, он просто самовлюбленный дурачок.

Кадр из фильма «Географ глобус пропил». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Географ глобус пропил». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Что главное для сценариста и режиссера, которые решились на такой шаг — взяться за экранизацию чужого романа или рассказа?

— Для меня главное — сохранить дух произведения. Даже со всеми переделками, нужно сохранить идею, задумку автора книги. Я — горячий поклонник всех произведений, которые экранизировал. Иначе бы я просто за них не стал браться, тратить свое и чужое время. Вот приведу в пример фильм по Лимонову. Я прочитал его прозу, меня зацепило. Когда люди узнали, что я буду снимать фильм по этой книге, они были в предвкушении — ждали, сами понимаете, каких сцен — их в книге много, откровенных, разных. Но мне всегда казалось, что в «Русском» много от Лимонова-поэта. Он же совершенно разный во всем: в стихах он намного нежнее, чем в прозе, и уж точно нежнее, чем в политике. Вот такую нежную экранизацию «Русского» мы и снимали.

Вы считаете, у вас получилось сохранить дух произведения при экранизации «Географа…», ведь вы перенесли время действия из 90-х в наши дни?

— Это книга о борьбе за выживание. Алексей писал ее в смутное время, когда людям приходилось выживать. Но и сегодня эти вопросы актуальны, только теперь речь идет не столько о физическом выживании, а о выживании души. Вот, какие проблемы решают герои нашего фильма, об этом много говорится и в романе Иванова. Знаете, поклонники этого романа обозлились на меня и на всю съемочную команду за то, что мы изменили местами сюжет. Но Иванов всегда нас защищает перед своими фанатами, так что Леша на нашей стороне.

Поделитесь творческими планами. Будете ли еще снимать экранизации?

— Буду. В ближайшее время мы запускаем проект экранизации романа Захара Прилепина «Обитель», удивительное произведение. Совершенно новый взгляд на Соловецкий лагерь. Меня это место всегда интересовало, три года назад я привез туда Прилепина. Чтобы он вдохновился, написал рассказ. Он вдохновился так, что писал, не переставая целых три года. В результате получился замечательный роман, я поклонник. Но, чем лучше книга, тем сложнее ее экранизировать. Мы будем снимать по этому роману сериал, потому что очень жаль терять и вырезать многое.

А по своим оригинальным сценариям снимать будете?

— Да, сейчас наконец-то запускаем проект, осуществить который я пытаюсь последние 15 лет. В этом году — третья попытка снять кино по этому сценарию. Мешал кризис, еще разные вещи, но теперь, я надеюсь, дело до конца доведу. Всех деталей пока не раскрою.

Вы ведь не только режиссер, но еще и успешный сценарист, как вам удается совмещать?

— Я ненавижу писать. Я люблю снимать кино, но писать сценарии — терпеть не могу. Зачастую приходится, потому что все талантливые сценаристы всегда тотально заняты. Приходится браться самому, и в этот момент мне приходится совершенно перестраивать свой образ мышления, видение мира. Сценарист и режиссер смотрят на вещи по-разному, нужно суметь перейти с одной ипостаси в другую.

На съемках. Фото с сайта www.kinopoisk.ru
На съемках. Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Что можете посоветовать начинающим сценаристам?

— Писать. Посылать свои работы нужным продюсерам. К сожалению, у нас не так много продюсеров, которые действительно разбираются в стоящих сценариях, которые создают и пишут сами. Но у них есть сайты, куда каждый может отправить работу. Их прочитает редактор, я не могу обещать, что за ваш сценарий сразу засядет сам Валерий Тодоровский, но у него хорошие редакторы. Пробуйте, и, если, это действительно талантливо, отклик будет. Нужно запастись терпением, продвигать свои сценарии всегда нелегко, даже, когда за плечами опыт и успех, а уж начинать — и подавно тяжело. Я снял свой первый фильм в 41 год.

Как в сегодняшнем мире кино стать успешным?

— У меня нет рецепта. Я не снимаю коммерческое кино, я снимаю кино зрительское. При всем моем уважении к Майклу Бэю, людям все-таки нравится смотреть кино о себе, а не о трансформерах. Человеку понравится фильм, если он узнает в героях какие-то свои черты.

То есть, это кино из категории «не для всех»?

— Я не знаю, как у других. Думаю, что в современном мире можно позволить себе снимать голимый артхаус. Есть те, кто рассуждает: вот я взял камеру и снял кино для себя и пары своих друзей. Но кино, любое кино, связано с деньгами. Над его созданием трудится целая команда людей, так что можно сказать, что в каком-то плане кино — вещь довольно приземленная.

Банальный вопрос: чем вы вдохновляетесь?

— Банальный ответ — жизнью. Ахматова когда-то написала «Когда б знали вы, из какого сора растут стихи». Я вот первый раз побывал на Байкале. Был в Листвянке, многие говорят — это не Байкал, а мне там понравилось. Так вот, вдохновение — вещь странная и неожиданная. Может быть, после такого единения с красотой природы я захочу снять кино о серийном маньяке, кто знает?

Надежда Гусевская, IRK.ru

  • Pipedk0 29 сентября 2014 в 12:40

    судя по названию «Географ глобус пропил» фильм про алкашей…. этой мерзости в иркутске полно. начиная от мамаш с утра с пивасимок и заканчивая ночьной школотой бухающей во дворе дома.

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля