22 сентября режиссер и сценарист, автор нашумевшего фильма «Географ глобус пропил» Александр Велединский посетил Иркутск. В рамках всероссийского фестиваля буктрейлеров известный кинематографист провел для иркутян мастер-класс о создании сценариев и экранизаций литературных произведений.
Он рассказал, что сегодня можно снять «умное кино», которое будет иметь одновременно и фестивальный, и прокатный успех. Также режиссер ответил на вопросы иркутян и поделился своими творческими планами.
— Александр, расскажите о своем участии в проекте «Всероссийский фестиваль буктрейлеров».
— Должен сразу признаться, что я не снял за всю свою карьеру еще ни одного буктрейлера. Я и слово-то такое, собственно, выучил всего месяц назад. Но я думаю, что организаторы фестиваля делают полезное дело, ведь его главная цель — снова приобщить россиян, молодежь к чтению. Когда-то мы называли себя самой читающей нацией в мире. Куда это делось? Я же могу рассказать всем заинтересованным о том, как правильно создавать экранизации литературных произведений — принцип, в общем-то, один и тот же.
— Сколько всего литературных произведений вы экранизировали?
— Пока я снял три экранизации, или, если хотите — book movie. Это короткометражный фильм «Ты да я, да мы с тобой» по мотивам рассказа Владислава Пьецуха «Двое из будки 9-го километра». Затем последовала экранизация по мотивам книги Эдуарда Лимонова «Русское», и вот третья работа — фильм по мотивам романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил».
— Иркутянам на мастер-классе вы показывали фильм «Ты да я, да мы с тобой», расскажите о нем поподробнее.
— Эта короткометражка — мой дебют в роли режиссера, своего рода дипломная работа. Он длится всего 27 минут, в нем снимались легендарные отечественные актеры Владимир Стеклов и Сергей Маковецкий. Практически вся съемочная группа работала на добровольных началах. Даже такие гуру, как Стеклов и Маковецкий денег за эту картину не получили, работали мы все за еду. Я увидел рассказ Пьецуха за долгие годы до того, как взялся за эту экранизацию. В моей прежней, еще докиношной жизни. Две страницы текста, без диалогов. Я написал на его основе сценарий, в итоге получился вот такой небольшой фильм. Эти 27 минут открыли мне дорогу в мир профессионального кино.
— А как строилась работа с Лимоновым и его произведением «Русское»?
— В то время, когда мы задумали снимать фильм по этой книге, Эдуард сидел в тюрьме. Я написал сценарий по мотивам его прозы и передал через адвокатов в тюрьму. Он сказал: «Да снимайте, что хотите. Это очень здорово, мне сейчас нужны деньги». А если серьезно — к экранизации и к тому, что герои в его книге и в нашем фильме несколько отличаются, Лимонов отнесся спокойно, как и должен относиться к таким вещам любой нормальный писатель.
— То есть, автор произведения должен позволить сценаристу и режиссеру делать со своим детищем, что угодно?
— Книга и фильм по мотивам книги — это два совершенно разных, самостоятельных произведения искусства. Они, в принципе, не слишком зависят друг от друга. Экранизации существуют разные — чаще всего это экранизации с пометкой «по мотивам». Часто от книги в фильме остается немного. Пример — картина Тарковского «Сталкер» — там единственное сходство с рассказом братьев Стругацких — это профессия главного героя. Когда я брался за «Географа…», Алексей Иванов мне сказал: «Да, снимай, пожалуйста. Если получится хорошее кино, я буду рад и счастлив. Если не получится, то книга-то все равно останется хорошей». Собственно, я считаю: автор экранизируемого романа только так и должен сказать. В противном случае, он просто самовлюбленный дурачок.

— Что главное для сценариста и режиссера, которые решились на такой шаг — взяться за экранизацию чужого романа или рассказа?
— Для меня главное — сохранить дух произведения. Даже со всеми переделками, нужно сохранить идею, задумку автора книги. Я — горячий поклонник всех произведений, которые экранизировал. Иначе бы я просто за них не стал браться, тратить свое и чужое время. Вот приведу в пример фильм по Лимонову. Я прочитал его прозу, меня зацепило. Когда люди узнали, что я буду снимать фильм по этой книге, они были в предвкушении — ждали, сами понимаете, каких сцен — их в книге много, откровенных, разных. Но мне всегда казалось, что в «Русском» много от Лимонова-поэта. Он же совершенно разный во всем: в стихах он намного нежнее, чем в прозе, и уж точно нежнее, чем в политике. Вот такую нежную экранизацию «Русского» мы и снимали.
— Вы считаете, у вас получилось сохранить дух произведения при экранизации «Географа…», ведь вы перенесли время действия из 90-х в наши дни?
— Это книга о борьбе за выживание. Алексей писал ее в смутное время, когда людям приходилось выживать. Но и сегодня эти вопросы актуальны, только теперь речь идет не столько о физическом выживании, а о выживании души. Вот, какие проблемы решают герои нашего фильма, об этом много говорится и в романе Иванова. Знаете, поклонники этого романа обозлились на меня и на всю съемочную команду за то, что мы изменили местами сюжет. Но Иванов всегда нас защищает перед своими фанатами, так что Леша на нашей стороне.
— Поделитесь творческими планами. Будете ли еще снимать экранизации?
— Буду. В ближайшее время мы запускаем проект экранизации романа Захара Прилепина «Обитель», удивительное произведение. Совершенно новый взгляд на Соловецкий лагерь. Меня это место всегда интересовало, три года назад я привез туда Прилепина. Чтобы он вдохновился, написал рассказ. Он вдохновился так, что писал, не переставая целых три года. В результате получился замечательный роман, я поклонник. Но, чем лучше книга, тем сложнее ее экранизировать. Мы будем снимать по этому роману сериал, потому что очень жаль терять и вырезать многое.
— А по своим оригинальным сценариям снимать будете?
— Да, сейчас наконец-то запускаем проект, осуществить который я пытаюсь последние 15 лет. В этом году — третья попытка снять кино по этому сценарию. Мешал кризис, еще разные вещи, но теперь, я надеюсь, дело до конца доведу. Всех деталей пока не раскрою.
— Вы ведь не только режиссер, но еще и успешный сценарист, как вам удается совмещать?
— Я ненавижу писать. Я люблю снимать кино, но писать сценарии — терпеть не могу. Зачастую приходится, потому что все талантливые сценаристы всегда тотально заняты. Приходится браться самому, и в этот момент мне приходится совершенно перестраивать свой образ мышления, видение мира. Сценарист и режиссер смотрят на вещи по-разному, нужно суметь перейти с одной ипостаси в другую.

— Что можете посоветовать начинающим сценаристам?
— Писать. Посылать свои работы нужным продюсерам. К сожалению, у нас не так много продюсеров, которые действительно разбираются в стоящих сценариях, которые создают и пишут сами. Но у них есть сайты, куда каждый может отправить работу. Их прочитает редактор, я не могу обещать, что за ваш сценарий сразу засядет сам Валерий Тодоровский, но у него хорошие редакторы. Пробуйте, и, если, это действительно талантливо, отклик будет. Нужно запастись терпением, продвигать свои сценарии всегда нелегко, даже, когда за плечами опыт и успех, а уж начинать — и подавно тяжело. Я снял свой первый фильм в 41 год.
— Как в сегодняшнем мире кино стать успешным?
— У меня нет рецепта. Я не снимаю коммерческое кино, я снимаю кино зрительское. При всем моем уважении к Майклу Бэю, людям все-таки нравится смотреть кино о себе, а не о трансформерах. Человеку понравится фильм, если он узнает в героях какие-то свои черты.
— То есть, это кино из категории «не для всех»?
— Я не знаю, как у других. Думаю, что в современном мире можно позволить себе снимать голимый артхаус. Есть те, кто рассуждает: вот я взял камеру и снял кино для себя и пары своих друзей. Но кино, любое кино, связано с деньгами. Над его созданием трудится целая команда людей, так что можно сказать, что в каком-то плане кино — вещь довольно приземленная.
— Банальный вопрос: чем вы вдохновляетесь?
— Банальный ответ — жизнью. Ахматова когда-то написала «Когда б знали вы, из какого сора растут стихи». Я вот первый раз побывал на Байкале. Был в Листвянке, многие говорят — это не Байкал, а мне там понравилось. Так вот, вдохновение — вещь странная и неожиданная. Может быть, после такого единения с красотой природы я захочу снять кино о серийном маньяке, кто знает?
Надежда Гусевская, IRK.ru

-
Pipedk0
29 сентября 2014 в 12:40
Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментариисудя по названию «Географ глобус пропил» фильм про алкашей…. этой мерзости в иркутске полно. начиная от мамаш с утра с пивасимок и заканчивая ночьной школотой бухающей во дворе дома.