Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Лесные пожары: проблемы отрасли

Страшные по своей силе и масштабам лесные пожары на Байкальском побережье вскрыли множество провалов в системе защиты зеленого достояния Приангарья. Многие помнят сильное задымление и едкую гарь, накрывавшие излюбленные туристические места, а периодически и город Иркутск. О том, как налажена система мониторинга и тушения пожаров и что ждет сгоревшие в регионе леса, рассказали специалисты и эксперты на конференции, прошедшей недавно в Иркутске.

Системное сжатие

По данным регионального агентства лесного хозяйства, в Иркутской области 71,46 миллиона гектаров лесных площадей. Из них более 69 миллионов гектаров — это земли государственного лесного фонда в ведении АЛХ, а около 1,5 миллионов — участки особо охраняемых природных территорий, Минобороны, а также территории городских лесов. В этом году только по официальным подсчетам произошло 1589 пожаров, в результате чего выгорело 404 тысячи гектаров. Большая часть очагов возникла по вине местного населения — 1081 возгорание (68%), еще 392 пожара начались от гроз.

Как подчеркнул руководитель региональной диспетчерской службы агентства лесного хозяйства Иркутской области Анатолий Сучков, главным и самым эффективным методом обнаружения лесных пожаров в регионе по-прежнему остается авиамониторинг. В целом региональная группировка службы авиалесоохраны насчитывает 18 единиц. Основу группировки составляют 11 самолетов Ан-2, предназначенных для разведки и высадки пожарного десанта. Шесть вертолетов Ми-8 служат для непосредственного тушения возгораний с воздуха.

Вертолет на тушении. Фото Ильи Татарникова
Вертолет на тушении. Фото Ильи Татарникова

Анатолий Сучков отмечает, что этого количества техники области явно не хватает. Для сравнения: в советские годы такое число самолетов и вертолетов имелось только в Братском звене авиалесоохраны. Теперь же такое количество авиации приходится на весь регион. По этой же причине недостаточно и существующих маршрутов авиапатрулирования.

— Даже во время войны эта служба не была ликвидирована, — говорит специалист. — Наоборот, в 1944 году был увеличен парк воздушных судов и охраняемая ими площадь.

Сейчас недостаток авиации частично компенсируется новыми средствами противопожарного мониторинга. В первую очередь спутниками, действующими через систему дистанционного мониторинга Земли «Рослесхоз». Специальные аппараты на околоземной орбите в оперативном режиме регистрируют горячие точки и передают данные в иркутский диспетчерский центр, а уже оттуда информация поступает в территориальные отделы агентства лесного хозяйства.

Важную роль играет и наземный мониторинг, который осуществляют патрульные группы в лесничествах. Используются в контроле лесопожарной обстановки и камеры видеонаблюдения. Шесть таких автоматизированных комплексов кругового обзора «Лесной дозор» обозревают в режиме онлайн значительные территории в Братском районе. Есть в распоряжении ведомства и беспилотник. Правда, его задействуют не так часто из-за проблем с оптикой.

На тушении. Фото ГУ МЧС России по Иркутской области
На тушении. Фото ГУ МЧС России по Иркутской области

Но если говорить о тушении, то по факту самой эффективной мерой полной ликвидации лесных пожаров была и по-прежнему остается только заброска наземных группировок к очагам возгораний. В нынешнем сезоне на тушении возгораний в первую очередь были задействованы 1160 бойцов-пожарных и 240 парашютистов-десантников иркутской авиабазы. Затем по регламентам подключают арендаторов лесных участков и МЧС. Но больше 1800 человек одновременно на тушении пожаров в регионе собрать не удавалось.

Анатолий Сучков отметил, что на позднем этапе расширения площадей лесных пожаров в регион все же прибыли авиапожарные самолеты — Бе. Но, как отмечает специалист, эти самолеты, вопреки общепринятому мнению, являются скорее средствами сдерживания, а не тушения пожаров. И на деле их роль в ликвидации очагов возгораний в регионе оказалась малозначимой.

При этом мы все прекрасно помним, как представители экстренных ведомств все лето в один голос уверяли, что труднодоступные лесные пожары можно тушить только авиатехникой. Даже приводились внушительные цифры количества тонн сброшенной воды. А сколько миллионов рублей затратили на организацию полетов — пока трудно сосчитать. По факту же основная нагрузка ложилась на наземные силы.

Общими усилиями

На первый взгляд получается, что для тушения возгораний в лесах было сделано все. И мониторинг более-менее отлажен, и крупные силы на тушение привлечены, и дополнительная авиатехника в район ЧС подтянута. Анатолий Сучков пояснил, что ситуация с лесными пожарами была хорошо известна и понятна региональному оперативному штабу.

Конечно, многие специалисты признали, что лето на Байкальском побережье нынче выдалось аномально жарким и сухим, в некоторых территориях — практически без дождей. Но очевидно и то, что пожары объективно вышли из-под контроля по вине человека, о чем мы подробно писали в конце августа.

Самым крупным пожаром, по данным космомониторинга, стала огромная термоточка, которая возникла летом на побережье в пределах Ольхонского и Качугского районов. Она объединяла несколько крупных пожаров и действовала 45 дней, дав в итоге больше половины выгоревших лесов в нынешнем сезоне — 286 тысяч гектаров. Кто допустил распространение огня на такой большой площади, специалисты агентства лесного хозяйства обещали разобраться.

Пожары в Ольхонском районе. Фото пользователя Юлия Асадулина в «ВКонтакте»
Пожары в Ольхонском районе. Фото пользователя Юлия Асадулина в «ВКонтакте»

Из-за искажений лесного кодекса катастрофически не хватает лесников. Существует дефицит авиатехники, без которой по-прежнему не справиться с задачами мониторинга лесов. Распиаренная эффективность самолетов-амфибий Бе-200 на деле оказалась слабой. Замкнутый круг.

Начальник отдела воспроизводства лесов агентства лесного хозяйства Иркутской области Валентина Щепетнева отметила, что большая часть выгоревших в этом году по области лесных площадей находится в труднодоступной местности. И согласно действующим нормативам по таким участкам обычно выносится решение оставить выгоревшие площади под естественное лесовосстановление. Проще говоря, надо ждать, пока сгоревшие чащи сами вновь не зарастут лесом. Правда, по оценкам биологов, участки полностью сгоревшего леса восстановят древесную растительность дай бог через 80—100 лет. А речь идет о сотнях тысяч гектаров.

— В целом по лесовосстановлению у нас картина была бы неплохая, но с финансированием бывают проблемы, — поясняет Валентина Щепетнева. — Когда возникают пожары, все средства бросают на это. Но, конечно, лучше сохранить то, что есть, чем потом восстанавливать. И в первую очередь надо совершенствовать систему охраны лесов от пожаров.

Новые посадки в Ольхонском районе. Фото участников проекта «Подари планете жизнь»
Новые посадки в Ольхонском районе. Фото участников проекта «Подари планете жизнь»

Правда, частично лесовосстановление за государственный счет все же будет произведено там, где это возможно. В области действует лесопитомник, где уже есть запасы семян и саженцев. Всего же в этом году планируется высадить 14,8 миллиона сеянцев хвойных деревьев, высадка еще 20,9 миллиона саженцев планируется в следующем году. К этому процессу активно привлекают общественных активистов и волонтеров. Например, по инициативе агентства лесного хозяйства организуются дни массовых посадок леса.

Напрашивается вывод, что региональное управление авиалесоохраны нуждается в реформировании и дополнительной поддержке. В первую очередь требуется расширение авиапарка. Если же в Иркутске расквартируют дополнительную группировку, в том числе с амфибиями Бе-200, эффективными на первых этапах возникновения пожаров, это повлечет негативные последствия.

Еще одно важное направление работы — изменение законодательства о лесопользовании. Разговоры об этом ведутся на самом высоком уровне. В ноябре в Иркутске должно пройти большое совещание по данному поводу, организуемое по инициативе Общероссийского народного фронта. Ряд поправок, касающихся расширения полномочий надзорных органов в лесах, предлагает и новый губернатор региона Сергей Левченко.

Лесные пожары: вид с вертолета. Фото пресс-службы правительства Иркутской области
Лесные пожары: вид с вертолета. Фото пресс-службы правительства Иркутской области

А привитием бережного отношения к родной природе для снижения зависимости лесных пожаров от «человеческого фактора» готовы заняться активисты «Отряда 15.08». Он возник как стихийное движение иркутян, желающих бороться с огнем в лесах Иркутской области. В августе бойцы отряда неоднократно выезжали на тушение возгораний. Теперь же лидеры движения намерены заниматься не только тушением лесов, но и экологическим просвещением населения, для чего сейчас создается региональная некоммерческая организация.

— Главная задача — перестать относиться к лесу и Байкалу как к ресурсу, который можно проесть, — отмечает один из руководителей отряда Сергей Перевозников. — Нужно рассматривать это как капитал, который сохраняют и приумножают. Необходимо ситуацию с пожарами и загрязнениями повернуть так, чтобы люди активно принимали участие в изменении ее к лучшему.

Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»

  • burtomov 25 октября 2015 в 14:24

    Мой первый комментарий!

    Сиолько слов и ни слова про чёрных лесорубов. Буквально вчера ехал по Александровскому тракту. На подъезде к ночи стоят машины с лесом. Ждут документы. И так каждый день…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля