Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Привет с района, или Реальные пацаны Иркутска

Они носят кепки, кожаные куртки и треники даже в лютые морозы. Постоянно сидят на корточках и планомерно уничтожают весь урожай подсолнечника. Это всё — про гопников.

— Гопники — порождение советской урбанизации. Это в массе своей дети тех, кто переехал из деревни в город — для работы на заводах и фабриках либо за среднеспециальным или высшим образованием, — рассказывает социолог Сергей Шмидт. — Мир вчерашних деревенских, не чувствовавших город своим домом людей с размытой идентичностью и породил этот феномен. Интересно, что гопничество расцвело не у самих переехавших в город — эти как раз старались быть добропорядочными горожанами — а у их детей.

Слово «гопник» — это порождение аббревиатуры «Государственное общежитие пролетариата». Что любопытно: почти век прошел с появления первой «гопоты», а они фактически не изменились.

Кадр из фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»
Кадр из фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»

— Думаю, если бы современные гопники изобрели машину времени и попали в послевоенный СССР, они бы без труда нашли «своих», — шутит Шмидт.

На улицах современных городов можно встретить немало гопников. После волны популярности Саши Белого пошел новый виток: множащиеся исполнители блатного шансона и сериал «Реальные пацаны», у которого рейтинги всё выше и выше. «Четкие парни» уже даже фастфуд рекламируют.

Чем же вызвана популярность такого образа жизни? И кто они вообще такие — пацаны, которых народ именует гопниками? Опасны ли они? Наш корреспондент не рискнул прогуляться по Ново-Ленино, но двух интересных героев для интеллигентной беседы мы пригласили.

Вид первый: гопник обыкновенный

Интервью проходит в режиме тотальной секретности, будто беседовать я собралась с сотрудником какой-нибудь спецслужбы. «Меня за такой разговор друзья убьют», — так на литературный русский язык можно перевести то, что с первых минут знакомства сообщает мне Вова. Ему 20 лет, и он, как герой знаменитой песни, знает всего три слова. Зато матерных — вагон и маленькую тележку. В этом легко убеждаюсь, задав первый вопрос: «А каково это — быть гопником?». В ответ Володя с помощью великого и могучего выражает всё свое презрительное отношение к окружающим и к надоедливым журналистам в частности.

Всё правильно, я нарушила первую заповедь всех гопников — назвала их «гопниками», нет в их лексиконе такого слова. Эти ребята предпочитают называть себя и своих товарищей «пацан», а в случае особого расположения — четкий или реальный «пацанчег». Но чтобы заслужить такое лестное обращение, нужно постараться.

Во-первых, важен внешний вид. «Я милого узнаю по походке» — это про гопников. Походка у них особая, вразвалочку. Необходимый атрибут — головной убор: кепка или спортивная вязаная шапка, сдвинутая на самую макушку. Далее олимпийка или спортивная куртка, если холодно — еще и куртка из искусственной кожи. Обязательны спортивные штаны с ближайшего рынка, особенно круто, если с тремя полосами. К ним чаще всего гопники обувают блестящие ботинки или кроссовки. Стригутся пацаны под ноль, в крайнем случае — полубокс.

В интернете полно смешных карикатур и демотиваторов с изображениями таких «гопников обыкновенных». Кажется, что всё это утрированный образ, но вот он, живой человек, прямо перед тобой.

Еще гопники активно презирают спорт, из-за этого развитой мускулатурой не отличаются. Из физических упражнений — только регулярные приседания. На вопрос, почему «четкие парни» большую часть жизни проводят сидя на корточках, Владимир лишь неопределенно пожимает плечами. Хотя, как правило, на корточки пацаны присаживаются, чтобы пощелкать семечки (или правильнее — семачки). Семечки — это традиционное угощение всякого гопника. Даже представить страшно, что случится, если в стране вдруг произойдет неурожай подсолнечника.

Следующая отличительная черта этого вида — полное нежелание работать и учиться. Володя не хочет задумываться о какой-либо профессии категорически. И об учебе тоже. В отличие от Вовы из песни, наш герой даже ПТУ посещать отказывается, хоть мать и молит его об этом со слезами на глазах. Всё свое свободное время Вова проводит в Ново-Ленино , где они с друзьями обсуждают, как «будут делать дела», бренчат на гитарах и «клеят телок» или «бикс». На что тогда жить, если не работать?

— Взять у того, кто плохо положил, — с усмешкой отвечает Володя. — Чо, реально думаешь, таких мало? Да полно.

Владимир не боится, что когда-нибудь попадется и его посадят. О тюрьме молодой человек говорит, как о сказочном курорте. На предположение «А может, лучше армия?» мой собеседник отвечает очень развернуто, с неожиданной страстью и вполне нормальными, печатными словами.

— Тебе эта родина-уродина дала чего? Мне чо-то нет, — рассуждает парнишка. — Бате моему тоже не дала, хоть он всю жизнь пахал. Я пахать, как он, не хочу.

Так что в нашей странной беседе все разговоры о будущем — тоже табу. Трудно понять, есть ли у него какие другие мечты, кроме как сесть в тюрьму, чтобы познакомиться с «правильными людьми». Но имеется у Вовы одно увлечение, весьма страстное. Ему нравится музыка. В этом он мне признается, слегка смутившись. Подтверждение его слов — гитара, которая всегда при нем.

— Песняк мне свой любимый назови, я тебе срисую тут же, в этом я лучше всех корешей, шпарю «Владимирский Централ» или «Бумера» тоже могу, — зардевшись, признается мне мальчишка. — Кого тебе? Я Любу Успенскую даже знаю, для телки своей бывшей разучил. Или «Ладу седан»? От чего тащишься, гитару любишь?

Заикаясь от такого напора, выдаю про интересные соло с древней пластинки Bon Jovi. Услышав иностранное название и объяснение, что это «старая рок-группа», Володя хмурится. Слушать песни на иностранном языке для «правильного пацана» — страшный грех. Рок, например, под запретом, потому что если верить нашему герою, его исполняют только мужчины нетрадиционной сексуальной ориентации. «Они там все такие», — утверждает Вова. А хуже них могут быть только американцы.

— Те, кто слушает такие песни, — сплевывает Вова, — они родину свою предают, президента не уважают.
— Ты уважаешь, значит? Ты же говоришь, что родина тебе ничего не дала.
— А ты за меня не переживай, я сам возьму, когда надо будет.

Вид второй: гопник необыкновенный

— Мить, кто такие гопники?
— Гопники — это люди, которые хотят у тебя что-то забрать силой. То есть получить какие-то вещи или бабло, не работая, — отвечает еще один герой публикации, 32-летний Дмитрий.
— Преступники, тогда получается? Воры и грабители?
— Не совсем. Во-первых, их пока никто не поймал, а знаешь поговорку: «Не пойман — не вор». А во-вторых, гопота грабит часто просто так, потому что «это по понятиям». Ну или весело просто, а не потому, что ему это действительно нужно или выгодно.

Митя не против слова «гопник», но вежливо говорит: «Это слово ругательное, прошу его ко мне не применять». Если очень хочется, то можно считать его бывшим гопником. Хотя по всем внешним параметрам Дмитрий идентифицируется с этим видом — стрижка, походка, одежда и, конечно, семечки. И «Владимирский Централ» Митяй знает так, что от зубов отскакивает, впрочем, тут же вполне сносно запевая бессмертную «Hey Jude» («Эй, Джуд» — англ. — песня британской рок-группы The Beatles — прим. ред).

— Челюсть-то подбери, — смеется он в голос, — Ну чешу я на «фене» и весь блатняк наизусть знаю, «Битлы» — они это, форева, что уж там.

Кадр из фильма «Гоп стоп». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Гоп стоп». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Митя «гопник необыкновенный» еще и потому, что он работает строителем и зарабатывает очень неплохо. Работу свою любит и делает её на совесть, постоянно выдумывая что-то новое и креативное. Но когда-то и он презрительно сплевывал на пол при упоминании любого честного труда. Что его изменило? Тюрьма. По молодости решил «понтануться» и сел на долгих 6 лет за разбойное нападение.

Побывав один раз в тюрьме, Митя решил, что пора браться за ум. Теперь к этому же выводу он старается подвести и своего 18-летнего племянника, который считает, что быть гопником — это круто. Парень не поддается никаким уговорам, периодически притаскивая в дом то канистры с ворованным спиртом, то половину ассортимента какого-нибудь косметического магазина.

Недавно Митин племянник с «корешами» прямо из-под носа у охраны одного из моллов стащили четыре шины от автомобиля, стоящего там в качестве рекламы. Охранники хватились, когда хулиганы отъехали на приличное расстояние от торгового центра. Ответа на вопрос, зачем им вдруг понадобились эти колеса, никто из мальчишек дать не смог, говорили одно: «Просто». В итоге этого «просто» родители еле-еле отмазали своих непутевых отпрысков от тюрьмы.

Кадр из сериала «Физрук». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из сериала «Физрук». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

— Это они называют «сломать систему», если по-русски сказать. И ребята-то, друзья его, все нормальные, из хороших семей — один на юрфаке пытается учиться, другой — сын полицейского, вот чего им не живется? — вздыхает заботливый дядя. — Дурачье, одно слово. Ладно бы еще этот дурак сам такими делами занимался, а он еще и брата 15-летнего учит. И пацаненок этого внебрачного сына Макаренко и Сухомлинского слушает с упоением. Когда-нибудь попадутся, сколько веревочке ни виться. Ну, может, это и неплохо, вдруг в тюрьме поумнеют, мозги на место встанут.

Эксперты: учиться, учиться и еще раз учиться

Заведующий лабораторией экономической и кросскультурной психологии ИГУ Александр Карнышев с такими чересчур жестокими «методами лечения» не согласен.

— Великий педагог Макаренко как раз занимался перевоспитанием таких мальчишек, которых в первые декады прошлого века в России было множество, — рассказывает Александр Карнышев. — Он их лечил тем, что пристраивал к полезному делу, учил трудиться. Или взять, например, те же стройотряды, что были широко распространены в 60-70-е годы. Я в молодости частенько работал в подобных бригадах, так нам давали пареньков таких сложных на «перевоспитание», чтобы работать научили.

Главное, по мнению профессора, это поднять такому молодому человеку самооценку. Пусть поет или играет, рисует и увлекается спортом, театром — да чем угодно. Лишь бы чувствовал, что у него получается и что он необходим где-то.

Потому что для подавляющего большинства гопников такой образ — не что иное, как маска, которая, как им кажется, помогает спрятаться от проблем и не слишком веселой жизни. Давит обстановка, социум — вырваться из этого плотного кольца могут только очень сильные личности.

Александр Карнышев. Фото из личного архива
Александр Карнышев. Фото из личного архива

— В позднем СССР многие ребята, с отрочества осознав, что их будущее — это ПТУ и технари, после которых они в лучшем случае превратятся в то, что именуется «рабочей силой», по всем законам молодежных субкультур стремились к эстетизации собственного существования, — поясняет Сергей Шмидт. — Только в качестве ресурса этой эстетизации они выбирали блатную песню и стилистику уличного хулиганства.

В интернете шутят, что гопники размножаются с помощью «кэпки» — мол, не будет кепок, не станет и гопоты. Специалисты же уверены: в увеличении количества «реальных пацанов» виноват прежде всего телевизор.

— Конечно, идет массовая пропаганда такого образа жизни. Этот утрированный, обманчивый популистский патриотизм — выпячивание своей излишней простоты под лозунгом «Мы из народа!», — уточняет профессор Карнышев. — Всё это происходит в нескольких молодежных политических движениях — желание противопоставить себя ценностям общества вроде образования и культуры. Неудивительно, что сейчас появилось такое понятие, как «политическая гопота» — и оно набирает обороты.

Кадр из сериала «Реальные пацаны». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из сериала «Реальные пацаны». Фото с сайта www.kinopoisk.ru


Но повального превращения молодежи в гопников бояться всё же не стоит. Для ударного прироста гопоты нужны, прежде всего, волны урбанизации. Но этого не будет, потому что, по данным социологов, в последние годы эти волны существенно сократились.

— Я знаю, что многие удивятся и даже возмутятся, но уж поверьте суждениям, которые я могу позволить себе сделать с высоты своего возраста — гопников реально становится меньше. Их намного меньше, чем было в 1980-е и 1990-е годы, — уверен Сергей Шмидт.

К тому же сегодняшние гопники — это даже не ПТУшники и не бандиты. Они просто символические наследники этих социокультурных групп населения. Можно сказать, «потеряшки». И им нужно помочь. Сделать это возможно при помощи специальных адаптивных программ, а иногда и с помощью простой беседы. Главное — убедить, что мир намного ярче и многообразнее «пацанской жизни на районе» и есть в нем много интересных вещей.

Надежда Гусевская, ИА «Иркутск онлайн»

  • Марина 26 марта 2016 в 15:42

    Автор почему то думает что гопники только в Ново-Ленино….. Да нет тут их!!!! Возле центрального рынка, а это центр нашего города, посмотрите!!!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля