Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Валентин Нелюбов: у каждого лесного пожара есть имя и фамилия

Министерство чрезвычайных ситуаций уже вовсю занимается подготовкой к борьбе с лесными пожарами. Начальник Главного управления МЧС по Иркутской области Валентин Нелюбов в интервью ИА «Иркутск онлайн» поделился планами работы ведомства в регионе, рассказал об уроках пожаров прошлых лет и о том, когда ждать первых возгораний в 2017 году.

Статистика лесных катастроф

Лесные пожары были на протяжении всей истории с прихода людей в Сибирь. Леса горели по-разному, когда-то тушили активно, было время, когда не тушили вообще. Более-менее полная статистика имеется с 1939 года. По средним показателям, это полторы тысячи возгораний в год при средней площади около 200 тысяч гектаров.

Мы имеем полный анализ по горимости территорий начиная с 1999 года уже по дням: когда, какие пожары, какая площадь и так далее. Исходя из этого, период активной горимости начинается во второй половине апреля и продолжается по вторую половину мая. Наиболее активное горение лесов, если рассматривать 1999—2013 годы, 26 апреля. Если мы говорим о горимости территорий, то это дни вторых майских праздников. Период 26 апреля — 9 мая нам даёт максимум. Потом ситуация выравнивается.

Самый ранний срок был в 2014 году — тогда пожар зарегистрировали уже 7 апреля. Самый поздний — в 2013-м, 8 мая. В среднем первые пожары регистрируются в середине апреля, очаги возникают в южных и центральных районах.

Необычайные обстоятельства

Для Иркутской области 2014, 2015 и 2016 годы нехарактерны. Периоды интенсивного горения значительно увеличились. Вопрос, который вышел на первый план, — торфяники. Второй момент — пики пожаров и интенсивной горимости сдвинулись на июнь. Мы получили риск лесных пожаров в сентябре и октябре.

Если до 2013 года лесопожарный период заканчивался к середине октября, а в 2012-м вообще в середине августа, то теперь выходим на вторую половину октября. Число пожаров возросло где-то в 10 раз — с 30 до примерно 315. Мы говорим о сухих грозах, плюс сухая погода. Тенденция такова, что если до 2013 года у нас было 11—12 % пожаров от сухих гроз, то за последние три года этот процент значительно вырос.

Уроки 2016-го

Прошлый год нам показал интересные факты. Впервые противопожарный режим ввели до периода высокой горимости с 1 апреля вплоть до 15 сентября. Второй момент — агентство лесного хозяйства впервые отказалось от проведения весенних палов. Третий — тушили палы на луговых полях, покосах. Ликвидировано порядка 36 таких возгораний, предотвращена угроза перехода огня на лесные массивы.

Фактически отодвинули начало пожароопасного сезона на 24 апреля. Мы уже подготовили предложения по мероприятиям, которые нужно начинать проводить в марте, и в ближайшее время направим их губернатору.

О закрытии сезона-2016 и занижении площадей

Не хочу комментировать действия министерства лесного комплекса, но есть мнение, чётко сложившееся, я доводил его до правительства. Мы что, не знали прогноза погоды? Знали все прекрасно. Как в муниципальных образованиях, так и в лесном хозяйстве. Но 14 сентября лесопожарный период был закрыт. Потом его открыли, оказалось, что горим, а 16 сентября мы уже отправляли дополнительную технику в Братск, усиляли гарнизон. Муниципальные власти оказались абсолютно не готовы.

В организации взаимодействия я проблем не вижу. Обмен информацией выстроен очень чётко. Данные получаем ежесуточно, уточняем по четыре раза с региональным диспетчерским управлением и фактически работаем по ним. Один из показателей прошлого года — частое уточнение площадей пожаров по данным космомониторинга в сторону увеличения.

Здесь, мне кажется, со стороны лесного хозяйства нужен более глубокий анализ. Либо на первом этапе прибор, который показывает некорректную информацию, потому что не может быть так, что сегодня цифра одна, а завтра совершенно другая. Либо второй вариант — недостаточность сил и средств как таковых, и они (лесхозы. — Прим. ред.) под это пытаются подогнать правду.

О причинах и ответственности

Причина пожаров на 80 % — неосторожное обращение с огнем. 20 % — прочие факторы: автомобили, самоходные установки, форс-мажоры, если загорелся дом. Поэтому победить человека может только человек.

К любому нарушителю, которого задержат или установят его вину, примем меры административного воздействия. В 2016 году мы, полицейские, лесная охрана составили порядка 3 тысяч протоколов по административным нарушениям, связанным с пожарной безопасностью.

Мы пока единственные, кто применяет статью 20.6 Административного кодекса о непринятии мер по предупреждению ЧС либо о несвоевременном привлечении сил по её ликвидации. В прошлом году составили 14 таких протоколов в отношении арендаторов леса, руководителей органов местного самоуправления, в том числе председателя КЧС одного из районов и министра лесного комплекса.

Статья интересная: если два протокола составили, по ним два положительных решения суда есть, человек лишается права работать на государственных должностях. Если повторы будут, так и будем делать.

След чёрных лесорубов?

Ежегодно мы доводим до суда до шести уголовных дел по фактам поджогов в лесу с установленными виновными. Но, как правило, это не чёрные лесорубы.

Мы должны понимать фактор, на который надо воздействовать. Где-то это административный штраф, где-то прекращение арендных договоров. Мы провели весьма подробный анализ и понимаем, в какой период с какой категорией работать.

Установка на 2017 год

Подготовка населенных пунктов началась ещё осенью прошлого года — утилизация травы, создание минерализованных полос. Наработанный опыт будем, безусловно, использовать. Это и более широкое применение беспилотной авиации, и работа контрольных групп на технике повышенной проходимости.

Принято решение о создании комплекса «Безопасный город», одно из направлений которого — создание лесного дозора. Пока мы говорим о пяти муниципальных образованиях: Ангарский городской округ, Братск, Братский, Тайшетский, Киренский районы. Появятся дополнительные системы наблюдения.

Направления, над которыми мы сейчас работаем, это, во-первых, система мониторинга с организацией технических средств, тех же самых беспилотников. В этом году получили еще 13 аппаратов, их уже распределили. Фактически мы закрываем Качуг, Ольхон, Братск, центр, юг — Слюдянку и Иркутский район.

Второе — своевременное реагирование на возгорание, как ликвидация, так и установление виновного. Это подготовка техники, амуниции, мобильных групп, которые смогут работать в труднодоступной местности, объектов водоснабжения.

Прошлый год у нас активно отработали патрульные и патрульно-маневренные группы — в день порядка 1000 человек. Это сняло угрозу с населённых пунктов. Сейчас мы готовы создать четыре усиленные мобильные группы, которые будут двигаться на средствах повышенной проходимости. Их дополнительно вооружат беспилотными аппаратами. Задача — обнаружить пожар, максимально быстро ликвидировать, на месте установить виновника.

Наконец, широкое, полноценное информирование населения о проводимых действиях. Если идёт эпидемия гриппа, то есть рекомендации по посещению массовых мероприятий, профилактике. Аналогичная ситуация у пожароопасного периода.

Когда загорится лес?

У нас самый горимый день в населенных пунктах — 9 мая. Народ выходит отдыхать. Мы уже прогнозируем высокую опасность 6, 7, 8 и 9 мая. На эти дни выпадают четыре выходных одновременно. Стоит задача отодвинуть начало лесных пожаров на более поздний срок, чтобы до майских праздников эту опасность убрать.

Насколько это реально, пока трудно говорить. Если мы даже в период майских праздников снизим риски возникновения пожаров в населенных пунктах, будем считать задачу выполненной.

Об именах лесных пожаров

У каждого возгорания есть причина, а причина — это человек. Мы должны дойти до каждого жителя области и донести требования пожарной безопасности. Как это делать? Это информирование населения как такового. Использовать будем школьников, средства массовой информации, телекоммуникации.

Начиная с 2014 года на выезде из городов мы устанавливали пожарные машины. Это Байкальский, Мельниковский, Култукский, Качугский, Александровский тракты, Усть-Орда. Для себя сокращали время прибытия, а человек, видя автомобиль, понимал, что всё не просто так. Думаю, определенный эффект был.

В Карлуке дети изготовили таблички «Не жги траву» и ходили прибивали на заборах, на опорах ЛЭП. Результат: если в 2014 году там было 10 пожаров, то в 2016 — только один.

Есть наработки прошлых лет, когда неравнодушные жители обращались по поводу фактов возгорания. Присылали хорошие фотоматериалы, которые мы рассматривали в рамках административного делопроизводства и привлекали ответственных.

Сейчас мы очень надеемся на старост населенных пунктов, их 557. Тех нерадивых людей, которые не умеют себя вести, жгут мусор и используют открытый огонь, будем привлекать к ответственности. Другого пути я не вижу, потому что у каждого пожара есть фамилия, имя, отчество.

Автор фото — Илья Татарников
Автор фото — Илья Татарников

Тушить ли глушь?

Что такое зона космомониторинга? Это территории, где нет ни людей, ни селений. Вопрос, который я вижу для руководителей разных уровней, — принятие мер на начальном этапе. Надо понимать, что мгновенно техника не перебрасывается. Мгновенно авиация не прилетает, это тяжелая артиллерия, «последний довод королей», когда исчерпаны другие возможности.

Основная задача МЧС России — защита населенных пунктов и объектов экономики. Техника, которой мы вооружены, те защитные средства предназначены для высоких температур и малых объемов.

Конечно, использовать пожарную автоцистерну в лесу можно. Но сначала её нужно туда завезти, затем думать, как её оттуда вывезти. Тушение пожаров в Качугском районе происходило с привлечением авиационных сил и средств. За тот период было порядка 400 десантников.

Пожары в шторм — дома под снос

Ветер — такое явление, которое превращает даже маленький огонек в большое пламя. С 28 на 29 апреля 2014 года в Черемхово был штормовой ветер, одновременно четыре пожара в населенном пункте. Один из них разнесло по частным строениям. 20 домов у нас фактически махом были объяты пламенем. Сил и средств в Черемховском гарнизоне не хватало. Технику туда начали стягивать. В итоге пожар локализовали с помощью противопожарного разрыва, несколько домов спасли.

Теперь при получении неблагоприятного прогноза по ветру в каждом населенном пункте поднимаются все силы охраны, вся техника, люди, выдвигаются на особо опасные участки. Организуются дополнительные патрульные группы.

Обеспечена подготовка тяжелой пожарной техники. Бульдозеры и фронтальные погрузчики на случай шторма, создания противопожарного разрыва. Если пожар будет в сильный ветер, придется сносить деревянные дома, потому что такая застройка очень опасна.

Если говорить о событиях 2014 года в Черемхово, 2015-го в Хакасии, у нас однозначно похожая ситуация была 9 мая 2016 года. В этот период ликвидировали порядка 25 пожаров в населенных пунктах до подхода ветра.

Фото предоставлено пресс-службой ГУ МЧС России по Иркутской области
Фото предоставлено пресс-службой ГУ МЧС России по Иркутской области

О торфяных пожарах: из года в год

Мы были к этому риску не готовы. Учились на своих ошибках. Пробовали разные способы. В итоге нашли применимую к нашим грунтам технологию — использование бульдозеров для смешивания негорючей инертной массы с горящим слоем.

Осенью прошлого года торфяники горели Тулунском районе и Тулуне. Здесь при наличии сил, средств, техники без вмешательства со стороны областного центра, главного управления тема не сдвинулась. Власти муниципального района чего-то ждали. Только благодаря участию главы минприроды это поехало. Оперативно потушили в течение недели — это нормально, но могли сделать побыстрее.

Основная причина торфяных пожаров — подсыхание почв, торфа, пал травы. Вторую половину лета системы мониторинга направят на предотвращение подобных возгораний.

Прогноз у нас один: мы не ожидаем подобных рисков весной и в первой половине лета — таяние снега не даёт, трава обгорает по мокрой земле и дальше не уходит. Наиболее вероятно возникновение торфяных пожаров во второй половине августа и сентябре, когда трава начинает подсыхать.

Виктор Кондрашов и Валентин Нелюбов. Фото предоставлено пресс-службой ГУ МЧС России по Иркутской области
Тушение торфяников. Фото предоставлено пресс-службой ГУ МЧС России по Иркутской области

Виктор Кондрашов и Валентин Нелюбов. Фото предоставлено пресс-службой ГУ МЧС России по Иркутской области

Тушение торфяников. Фото предоставлено пресс-службой ГУ МЧС России по Иркутской области

Волонтёры: от самопиара к работе

Добровольцы у нас есть, это объективная реальность. Насколько я оцениваю их работу? Будем говорить по двоичной системе — удовлетворительно. В этом году нам предложили принять участие в ремонте и обустройстве источников противопожарного водоснабжения, они нас поддержали. В 2015 году о себе заявили «15.08», в 2016-м от партизанщины они пришли к цивилизованной работе. Раньше носились по области, то ли это был пиар, то ли самопиар. Сейчас это организованная структура.

В прошлом году мы провели обучение, смогли организовать диспетчеризацию добровольцев. Принимали заявки об их возможностях. Хорошо поработала студенческая молодежь в плане профилактики. В этом году работа продолжится. Я думаю, что мы получим даже больший эффект. Надеемся, что их труд не понадобится.

Автор фото — Никита Пятков

Вадим Палько, ИА «Иркутск онлайн»

  • Екатерина Ермолаева 26 марта 2017 в 21:20

    Сегодня вернулись с похода с Ангасолки, гуляли вдоль берега 20 км в сторону Порта Байкал. Остановка на ночлег в местечке Баклань. Видели яркое зарево ночью со стороны сопки и КБЖД и запах дыма и еще одно мелкое возгорание на одной из сопок. Что это? Пожары начались или местные жгут траву, чтоб…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля