Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Сейчас вузы выпускают не сотрудников, а высокоэгоистичных существ с непомерными амбициями»

Эксперт в области проектного обучения школьников и студентов, один из идеологов создания в России кванториумов (детских технопарков. — Прим. авт.) Михаил Просекин рассуждает о проблемах высшей школы, о том, в каком направлении двигаться Иркутску и почему из нынешних выпускников вузов получаются плохие сотрудники.

О неконкурентном образовании

У нас выросло два, а может быть, уже три поколения, которые во время обучения не слышали слова «конкуренция». Хочешь получить высшее образование — иди и получай. Студент не понимает, что такое конкуренция за стажировку или дипломного руководителя. Мы живём настолько хорошо, что последние 15-20 лет у нас нет внутренней конкуренции за образование. И это катастрофа. Я учился в те времена, когда если не обошёл товарищей по группе, хотя бы на полкорпуса, не можешь выбирать руководителя, у которого будешь писать курсовую или дипломную работу (и я обходил, и меня обходили, это и есть конкуренция, и мы очень дружили все). Качество образования было принципиально другое. Большая часть старшего поколения, люди, которые сейчас работают в науке и образовании, выросли в условиях кооперативной конкуренции.

О тенденциях в образовании и несговорчивом Иркутске

Эпоха дешёвого высшего образования закончилась в мире 5-10 лет назад. 50 лет оно непрерывно дотировалось государством и бизнесом. Все эти годы стояла задача увеличивать количество людей с высшим образованием. Как говорит глава IBM: «90 % наших программистов достаточно среднего образования». Потребность в людях высочайшей квалификации растёт, а в специалистах высокой квалификации — снижается. Мы же пытаемся говорить, что у нас высокая и средняя квалификация — основная ценность.

Это к тому, что мы очень сильно не успели. Мы искренне думали, что будет существовать региональная защищённая экономика. Но как только лично вам станет удобно покупать платья на Aliexpress, Ивановская фабрика перестанет выпускать платья. Просто не будет такой экономики. И все наши меры по борьбе с Почтой России, таможней и всем остальным — судороги.

Догонять уже бесполезно, нужно играть на опережение. Кванториум, кстати, — классическая игра на опережение. Нет пока такого формата в Европе и США. Сейчас их уже 20 открыто, самый западный в Калининграде, самый восточный в Хабаровске, самый южный в Нальчике. Стоимость и требования к качеству образования непрерывно растут. И эту тенденцию можно проследить по действиям Министерства образования РФ. Создание федеральных университетов, национально-исследовательских, опорных — попытка отделить сильных от слабых и финансировать только сильных.

В текущей ситуации мы имеем все шансы прийти к тому, что то, что есть в Иркутске, не будет высшим образованием.

Что такое высшее образование в современном мире? Это то, ради чего технологическая компания, работающая на мировом рынке, создающая технологии, используемые по всему миру, будет переносить своё подразделение разработчиков в шаговую доступность к месту, где дают это образование. Всё остальное — это не высшее образование. У нас есть живой Академгородок, и угробить его означает угробить Иркутск. В Иркутске сильный Институт земной коры, Институт солнечной и земной физики, Лимнологический институт, Институт органической химии имени Фаворского, филиал Института лазерной физики. Наше отделение СО РАН сильное, специализируется по наукам о земле, по радиофизике и биологии Байкала (не только, конечно).

Байкал — не только рекреационный ресурс, но и огромная биологическая лаборатория, где можно проводить большое количество исследований. У нас есть огромные территории, обладающие прекрасным модельным потенциалом для геоинформатики, геологоразведки и систем мониторинга. Мы можем всё это развивать. У нас есть люди, которые хотят этим заниматься.

В чём главная проблема? У Иркутска плохо с умением договариваться (наверное, не у города, а у жителей). Непонятно, с чем это связано. Но многие отмечают, особенно те, кто уезжали, возвращались, низкую кооперативность и договороспособность. Это фундаментальное препятствие для экономики знаний.

Опросите иркутян, которые занимаются бизнесом или наукой на мировом уровне, спросите, сколько они доучивались, сколько у них было международных стажировок до того, как они вышли на этот уровень. И вам сразу всё станет понятно. Это, пожалуй, главный тезис про образование в мире.

Качество образования неизбежно станет основным фактором успешности. У нас заканчивается экономика ренты, её значение падает. Надо работать, надо производить добавочную стоимость, а основная добавочная стоимость в мире сейчас интеллектуальная. Я говорю о науке, биотехе, материаловедении, микроэлектронике, системах управления, интеллектуальных алгоритмах и автоматизированных транспортно-логистических системах. Нужно понять, что мы развиваем в Иркутске, например, геоинформационный сервис и заниматься им. Но надо взять на себя смелость, сделать ставку на это.

Я, житель Иркутска, должен решить, что хочу заниматься этим, и рядом со мной десять человек таких же, мы взаимодействуем, и каждый из нас создаёт рабочие места для пяти сотрудников. Даже для такого миллионника, как Иркутск (если считать с городами Шелехов, Ангарск и Усолье-Сибирское), у нас слишком мало направлений деятельности, которые имеют мировую специализацию. Современный мир не конкурирует зарплатами. За тебя конкурируют интересными задачами, которые ты можешь решать на работе, условиями и экосистемой, включая образование, здравоохранение и природу, перспективами твоих детей. И именно такой программы, живущей в головах людей, которые действуют, такого сообщества и такой среды и не хватает Иркутску.

О создании кванториума в Иркутске

Иркутск, к сожалению, не попал с кванториумом в конкурсную программу 2017 года. С правительством региона сейчас обсудили дорожную карту, которую нужно реализовать в ближайшие два месяца для того, чтобы в 2018 году мы вошли в программу не с нуля.

В течение ближайшего месяца, может быть двух, станет понятно, будет реализована эта дорожная карта или нет и каким именно образом. Мне бы хотелось, чтобы представители региона все-таки внимательно отнеслись к этим вопросам, поняли, что они достаточно нетривиальны. Вообще очень многое лежит в непривычной плоскости, в вопросах о проектном обучении, о его целях, о том, как организован процесс.

С 2010 года мы развивали лабораторию в лицее № 2 г. Иркутска. С 2014 года начал работать отдел в центре дополнительного образования Иркутской области (по проектному обучению школьников). Всё это время у нас была проблема: эта деятельность не укладывается в привычные форматы системы образования области, и мы эту деятельность спонсировали. В этом году этот отдел закрыли. Посмотрим, удастся ли сделать большой проект, несмотря на такую предысторию.

В современном мире два узких ресурса: время и квалифицированные люди. Не попав в конкурсную программу, мы теряем и то, и другое. Год в таком мире — это бесконечно много.

Раньше мир развивался медленнее, чем время жизни человека. Ты рождался, были глиняные бутылки в подвале, ты умирал, они были там же и точно такие же. Культура глиняной посуды не менялась на протяжении веков. Сейчас жизнь за детство успевает поменяться несколько раз. Поступаешь в вуз на одной стадии технической оснащенности, заканчиваешь на другой.

О плохих и хороших будущих сотрудниках

Я был научным сотрудником, занимался грантами, много работал за пределами Иркутской области. В какой-то момент возникло желание для родного региона сделать что-то в сфере образования. Уже тогда стало понятно, что центр тяжести изменений смещается не в высшую школу, а в среднюю — в дополнительное образование.

Сформировалась команда из людей с научным бэкграундом, которые этим увлечены. Это не преподаватели, а ученые, готовые тратить время не только на науку, но и на формирование другой парадигмы обучения. Мы начали экспортировать свою методологию в образовательные технологии, и оказалось, что по стране всё это востребовано. Дети, которых мы обучаем, побеждают на всероссийских конкурсах, олимпиадах, проектных школах, ездят на международные конкурсы проектов, где достойно выступают. Создание кванториумов — большой всероссийский проект. В прошлом году в 17 регионах запустили, в этом году в 17 регионах планируем их открыть. Каждый раз это создание помещений площадью от одной до трех тысяч квадратных метров, которая отдается под детское проектное обучение. Туда завозится оборудование на 100 миллионов рублей. Там работает 30 преподавателей со средней по региону зарплатой с повышающим коэффициентом.

Предприниматели понимают, что им людей неоткуда нанимать. То, что сейчас выходит из вуза, — это не сотрудник, а высокоэгоистичное существо с непомерными амбициями.

Если студент не понимает, что лучшее, что может с ним случиться, — бесплатная стажировка в компании, работающей за пределами регионального рынка, то он плохой будущий сотрудник. Смысла вкладывать в его стажировку нет. Студент, задающий вопрос «Что я буду с этого иметь?», должен в течение трех секунд получать указания на дверь. Если студент, обучающийся в среднем иркутском вузе, этого не понимает, то в городе не будет конкурентной по отношению к миру экономики. Всё просто. Кванториум — важный шаг в изменении системы дополнительного образования, который в том числе меняет требования к высшему образованию.

Человек, поучившийся у нас в лаборатории, в лицее, поступая в вуз, на первом курсе спрашивает: «Где работа? Не делая ничего, кроме посещения лекций и семинаров, я начинаю проигрывать». Он приходит в лабораторию и, когда узнают о его знаниях, навыках, ему говорят: «Ладно, будешь работать под этой учеткой, потому что у нас до второго курса студенту учетку нельзя в лаборатории заводить». И это реальная история. Если вы начинаете делать кванториумы, то тут же должны начинать что-то делать с вузами. Оно обязано одно за другое цепляться. Иначе зачем огород городить?

Я надеюсь, что курс, который сейчас взят, получится, это станет одной из точек роста. Нельзя от такого отказываться. Если вы отказываетесь от того, что требует только конструктивных решений, но дает очевидный профит, там, где надо будет преодолеть препятствие, вы точно не справитесь.

Автор фото — Валерия Алтарёва

Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Михаил Савиных 18 марта 2017 в 16:21

    Мне 70 лет. И я всю со студенчества жизнь искал (именно искал!) приложения своим знаниям. Искал умных преподов, соратников, помощников. Без них я бы не достиг своих высот. А встречались мне разные, вплоть до академиков. То есть, сам студент должен делать, а не ждать милостей от природы.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля