Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Иркутск. Аэропорт. Танцы с бубном

Правительство Иркутской области совершает непонятные манипуляции, цель которых обозначена как «развитие регионального авиаузла». Но если цель озвучена четко, то логика действий странная. Понять её на сессии 15 марта пытались депутаты Заксобрания, и всё же вопросов осталось больше, чем ответов. Выступление чиновников вызвало подозрение, что областное правительство работает так, будто левая рука не ведает, что творит правая.

Словесные расхождения

Обсуждение на сессии темы развития аэропорта Иркутска оставило впечатление, что будущее авиаузла покрыто туманом, как деревня Поздняково, где, может быть, когда-нибудь построят новый порт. А может, и не там построят, потому что три выступивших высокопоставленных чиновника озвучили разные варианты.

Зампред правительства Руслан Болотов, представлявший доклад о планах по развитию авиаузла, уверенно говорил о том, что это будет Подзняково. Поэтому сомнений не оставалось. Но высказывания председателя правительства Александра Битарова вызвали недоумение. Чиновник сообщил: площадка не выбрана, а деревня Поздняково, что в 25 километрах от Иркутска, — лишь один из вариантов.

Здание терминала внутренних рейсов
Здание терминала внутренних рейсов

Ещё больше тумана напустил губернатор Сергей Левченко:

— Вы знаете, что происходит со стоимостью земли, когда объявляется, что на этом месте будет крупный проект? «Скажите нам, в каком месте будет аэропорт?» — спрашивают. Не скажу пока. Чтобы мы с вами потом не покупали землю, как для строительства нового моста в Иркутске, когда шесть соток стоили 300 миллионов рублей. У меня просьба к этому относиться по-государственному, что ли.

Тем не менее, Болотов представил конкретный план строительства в Поздняково. Проектно-сметную документацию под площадку разработали ещё в 2008 году, потратив 480 миллионов рублей, но тогда она не прошла экспертизу — из-за сложности рельефа, туманов и претензий Минобороны, у которого рядом находится ракетная часть. Сегодня у военного ведомства возражений нет, о чем говорится в письме на адрес областного правительства.

— Что касается плана по восстановлению проектно-сметной документации, то нужна будет актуализация в силу того, что она от 2008 года. Проектирование аэровокзального комплекса в обязательном порядке должно быть уже с привлечением инвестора. Необходимо проектирование сетей и дорог, потому что площадка сложная с точки зрения инфраструктуры. Что предусматривается? Аэровокзальный комплекс, дороги, инженерные сети, газопровод, керосинопровод, продуктопровод, линии связи, аэродром ДОСААФ. Работа сложная и требует привлечения в обязательном порядке профессионалов высокого уровня, которые занимаются управлением малыми аэропортами.

Здание терминала международных рейсов
Здание терминала международных рейсов

«Благотворительная акция»

И вот тут чиновник подобрался к самому интересному — к схеме, которую правительство собралось применять при строительстве нового аэропорта. У депутатов она вызвала массу вопросов.

Суть в следующем: 2 марта этого года в Иркутске было учреждено акционерное общество «ИркутскАэроинвест» с уставным капиталом 100 тысяч рублей. Его директором стал председатель совета директоров иркутского аэропорта Александр Пасюк. По 50% в уставном капитале этой компании принадлежат АО «Корпорации развития Иркутской области» и АО «Новапорт Иркутск» — структуре, учрежденной, в свою очередь, в июле 2016 года инфраструктурной корпорацией «АЕОН» Романа Троценко.

Именно Новапорт Иркутск с уставным капиталом 10 тысяч рублей имел в виду Сергей Левченко, когда в прошлом году говорил о том, что область и структуры Троценко создадут совместную управляющую компанию для иркутского аэропорта. А «ИркутскАэроинвест», со слов Руслана Болотова, займётся подготовкой к конкурсу по выбору компании, которая будет развивать весь региональный авиаузел. По мнению правительства, один инвестор должен решать несколько задач: и новый порт возводить, и старый модернизировать, а вместе с тем ещё и малые развивать. На сессии чиновники несколько раз подчеркивали, что найдут такую компанию по конкурсу, а о продаже иркутского аэропорта речь не идёт.

Взлётная полоса
Взлётная полоса

— Зачем продавать авиаузел, который генерирует прибыль? При этом ставится под удар вся сеть малых аэропортов, а их девять, и, наверное, никто инвестировать в них не будет. Мы прекрасно понимаем, что инвестор, который купит существующий аэропорт, не будет заинтересован в строительстве и развитии нового, — объяснял Руслан Болотов. — Поэтому должен быть инвестпроект с обременением, который предусматривает, во-первых, в обязательном порядке разработку чёткой и внятной программы по финансированию и развитию малых аэропортов. Во-вторых, подготовку проектно-сметной документации и реализацию проекта строительства аэропорта «Иркутск-новый».

Помочь в подготовке конкурса, чтобы найти такого инвестора, и вызвался, по версии чиновников, «Новапорт». Добровольно и безвозмездно.

— Я с каждым владельцем российских аэропортов встречался, наверное, раз по десять. И все десять раз им говорил: если вы приходите и помогаете решать вопрос периферийных аэропортов, если вы участвуете в пуле по новому аэропорту, мы вам раскроем все объятья, и вы будете работать. Ни один, кроме «Новапорта», на эти условия не согласился, — утверждал Сергей Левченко. — Все остальные сказали: продавайте аэропорт, для вас же выгодно — получите деньги в областной бюджет. Разве такая задача стоит?

Табло вылетов
Табло вылетов

— Мы привлекли «Новапорт», который пошел на вполне приемлемых для области условиях, реально оценить в целом бизнес. Мы отлично знаем, что проявляют интерес структуры и Дерипаски, и Вексельберга к данной теме, — объяснял Александр Битаров. — Я думаю, что при строительстве нового аэропорта будет предложено всем поучаствовать и очень крупно вложиться. Но на сегодняшних условиях попытаться помочь быстро, фактически без траты бюджетных средств, без средств Корпорации развития — это правильно. Мне кажется, здесь не надо ставить вопрос: почему «Новапорт»? Да потому что согласились просто так прийти и помочь. Может быть, в дальнейшем претендуя на участие в большом аукционе, который будет подготовлен. Несколькими сотнями миллионов на разработку проекта, на окончательное исследование этого рынка, на знание, где все-таки будет размещаться новый аэропорт, данная компания может рискнуть. Занимаются же большие компании иногда благотворительностью. Будем считать, что они оказали спонсорскую помощь Иркутской области.

Сделки — напоказ

Но депутаты, многие из которых не последние люди в бизнесе и уж точно знают российские экономические реалии, в щедрую благотворительность верить отказывались.

— Какие преимущества после трат получит эта структура? — интересовался председатель Заксобрания Сергей Брилка. — А не мог эту работу заказать менеджмент самого иркутского аэропорта?

— На тех переговорах, в которых я участвовал, мне заявляли, что компания готова идти на открытый аукцион. Никаких преференций у неё не будет, с нашей стороны ей ничего обещано не было. Это её коммерческие риски, — настаивал Александр Битаров. — Используя интересы, которые Новапорт проявляет к Иркутской области, мы преследовали цель привлечь специалистов и заставить их потратиться немного. Наших сил и специалистов на это не хватит.

Фото со страницы аэропорта в Facebook
Фото со страницы аэропорта в Facebook

— Каким образом вы будете юридически это дело завязывать, обязывая инвестора развивать малые аэропорты, если кроме иркутского ни один из них не находится в областной собственности? — не понял депутат Олег Кузнецов. — Аэропорты Киренска и Ербогачена — федеральная собственность, Усть-Кута, Братска, Бодайбо – частная, Железногорска, Нижнеудинска, Усть-Илимска — муниципальная.

— Государство будет финансировать проекты только в том случае, если увидит заинтересованного инвестора, который будет комплексный для субъекта. Мы ведем речь о создании авиатранспортного узла в Иркутской области, — мудрёно ответил Руслан Болотов.

Депутат Александр Балабанов сделал предложение: ввести народных избранников в совет директоров «ИркутскАэроинвеста», чтобы обеспечить открытость информации о том, что происходит с авиаузлом.

Фото со страницы аэропорта в Facebook
Фото со страницы аэропорта в Facebook

— Сегодня ни один чиновник регионального правительства на эту тему не говорит — категорически запрещено. У структуры «ИркутскАэроинвест» виды деятельности такие же, как у иркутского аэропорта. Фактически это компания-клон. Удобно переводить активы. «Новапорт» скупил по стране 12 региональных аэропортов. Как господину Троценко удалось это сделать? У Дерипаски и Вексельберга их пять-шесть. Трудно представить, как можно развивать 12 аэропортов. Хотелось бы получить от правительства информацию, если уж оно находится в контакте с этой компанией, об эффективности управления этими аэропортами, что там построили и так далее, — заключил Александр Балабанов.

Убедить депутатов в том, что иркутский аэропорт не втянут ни в какие сомнительные процессы, членам правительства всё же не удалось. Парламентарии решили оставить на контроле депутатский запрос о развитии аэропорта и будут возвращаться к нему раз в квартал.

Фотографии из архива IRK.ru

Светлана Латынина, ИА «Иркутск онлайн»

  • Владислав 20 марта 2017 в 09:13

    Дело тут ясное, что дело тут темное. плачу
    А самый главный вопрос - а на что собрались строить новый аэропорт? На 10 тысяч уставного капитала «Новопорт»?

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля