Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Комната страха: история жертвы семейного насилия

Комната страха: история жертвы семейного насилия

Ирина (имя изменено. — Прим. авт.) позвонила в редакцию ИА «Иркутск онлайн» и сказала, что обращение в СМИ для нее — последняя надежда, единственный способ обратить внимание на свою беду. Она поведала о жизни на осадном положении, о том, как бывшего мужа лишили родительских прав из-за избиения дочери и как уже три года мужчина наведывается к ним, скручивает батареи, снимает сантехнику, распыляет неизвестные пахучие вещества.

Маленькая семья — мать и 14-летняя дочь — живет в обычной иркутской новостройке, но еще на подходе к квартире видно: что-то здесь не так. Входная дверь не закрывается, на замке следы работы болгаркой.

— Вот она, наша несчастная, он её и выбивал, чего только не делал, — говорит женщина.

За порогом темный коридор. Ирина включает свет, соединив провода в щитке, обычные выключатели в этой квартире давно сняты.

Входная дверь не закрывается

Входная дверь не закрывается

— Ни счетчика, ничего нет, — на ходу поведала хозяйка. — В коридоре есть общий щиток, сейчас он закрыт стальной пластиной. Он ведь приходил, всё портил, отрывал, лишая нас света.

Большая квартира выглядит заброшенной. Единственный обитатель — кошка Тася, живет в коробке в пустой пыльной гостиной. Прямо по коридору от входа находится еще одна железная дверь, на этот раз целая. За ней, в маленькой комнате, и живут Ирина с дочерью.

Ирине приходится включать свет, соединяя провода

Ирине приходится включать свет, соединяя провода

Зайдя внутрь, оказываешься будто в другой квартире. Здесь всё опрятно, на стенах — картины, нарисованные девочкой, на полках — её фотографии. Есть два спальных места, два стола, гардероб, в углу — импровизированная кухня. «Здесь мы и живем», — сказала Ирина и, прикрыв за нами дверь, начала свой рассказ.

Хроника семейной трагедии

Всё началось в мае 2012 года. Тогда ещё полная семья въехала в новую просторную квартиру. Её приобрели с помощью «Желдорипотеки». Продолжалось счастье новосёлов недолго, уже в августе начались скандалы.

— Особо хороших отношений у нас в семье никогда и не было, потому что он всегда гулял, — говорит Ирина. — Я так думаю, он уже тогда начал нас выживать отсюда. Мы стали не нужны, ведь он уже купил квартиру и оформил все документы. Мне теперь так кажется…

В сентябре 2012-го мужчина выгнал жену и дочь из квартиры, поменял замки. Пришлось срочно искать временное место жительства у родственников. Чтобы получить право жить в собственном доме, Ирине посоветовали подать в суд. В январе 2013 года завершился бракоразводный процесс, затем суд постановил вселить мать с девочкой в квартиру, что и было сделано в апреле того же года с помощью приставов.

Проблем меньше не стало. Бывший муж стал водить в квартиру неизвестных женщин. Говорил, что он имеет право, что это его личная жизнь. Ребёнку, рассказывает Ирина, приходилось всё это видеть.

— Он снова менял замки, выгонял из квартиры. В МЧС нас давно знают, потому что сюда не один десяток раз приезжали. Открывали то одну, то другую дверь. Примерно в то же время он начал разбрызгивать непонятные пахучие вещества. У двери в нашу комнату были довольно большие щели, поэтому мы и поменяли её на железную, — продолжает наша собеседница.

Бывший муж снял в квартире все, что можно

Бывший муж снял в квартире все, что можно

Что именно распрыскивалось, Ирина с уверенностью сказать не может. Говорит, это запах мочевины. «Он очень едкий, человеческая так не пахнет. Я сама врач, потому хорошо знаю. Начинаешь мыть — запах еще сильнее становится».

Вскоре выяснилось, что мужчина завёл новую семью и переехал в другую квартиру, но наведываться к бывшей жене не перестал. В тот же период начался демонтаж всего, что было в доме. Мужчина уходил с работы в обеденный перерыв. Появлялся, когда никого не было, разбирал по частям мебель, отключал электричество, потом принялся за батареи, однажды свинтил унитаз. Просили помощи у знакомого сантехника, тот быстро нашел и поставил замену.

Никуда не делась и проблема скандалов с побоями. Случаи насилия в отношении родной дочери начались, когда девочке было всего 9 лет. С тех пор ребёнок успел оказаться в токсикологии, когда отец облил её средством из баллончика, затем она лежала в травматологии после сильного удара головой о стену. Девочку толкнул отец.

Все эти случаи фиксировались судмедэкспертизой. Завели дело, исходом которого стало лишение мужчины родительских прав в январе 2017 года. С тех пор избиения прекратились, но травля усилилась.

— Толку от этого никакого, — говорит Ирина. — Он не должен приближаться к ребёнку, но ходит. В полиции говорят: ну и что, что он лишен родительских прав? Он собственник, он может приходить. Единственное, побоев таких нет, как раньше.

Мужчина приходит с разной периодичностью, чтобы скрутить то, что осталось

Мужчина приходит с разной периодичностью, чтобы скрутить то, что осталось

Сейчас когда-то родной мужчина продолжает наносить непрошеные визиты с разной периодичностью. Бывает, пытается что-то еще скрутить, бывает, пройдётся по квартире и уходит. Тут уже привыкли, что раз в неделю света в квартире нет. «Она же сидит со свечкой, пока я не приду!» — восклицает Ирина.

— Однажды, это было в декабре, он на неё напал. Снимал очередную батарею, тут она зашла. Шнур лежал на полу. Она хотела свет включить, подбежала, только взяла, он заметил, с силой выдернул, заодно порвав ей часы на руке, — вспоминает женщина. — Я, когда приехала, вызвала полицию, приехала инспектор по делам несовершеннолетних, взяла показания. Всё как обычно.

За ипотеку Ирина платит 35 тысяч ежемесячно

За ипотеку Ирина платит 35 тысяч ежемесячно

Квартирный вопрос

За квартиру с 2014 года платит только Ирина. На это уходит 35 тысяч рублей ежемесячно, почти вся её зарплата. До погашения кредита остается еще примерно 1,4 миллиона.

— Я приглашала представителей банка, чтобы они посмотрели, в каком состоянии находится квартира. В ответ мне лишь сказали, что ничего снизить не могут, а в случае если оплачивать кредит перестану — будут начисляться пени и скоро совсем останемся без жилья, — объясняет наша собеседница.

В 2016 году женщина подала документы на налоговый вычет с оплаты квартиры. Затем ей сообщили, что бывший муж уже всё получил, причем есть письмо с подписью Ирины, в котором она подтверждает передачу права на этот вычет. Сумма немаленькая — около 130 тысяч рублей.

В комнате, где живут Ирина с дочерью опрятно и уютно

В комнате, где живут Ирина с дочерью опрятно и уютно

— То есть он подделал подпись. Эксперт изучил её, говорит, что, скорее всего, это его, не моя. Я написала заявление в полицию. Сейчас решается вопрос по возбуждению уголовного дела, —рассказывает женщина.

До января 2016 года квартира оплачивалась под 14 %, 12 из которых субсидировал работодатель. После похода Ирины к руководству бывшего мужа с просьбой повлиять на их сотрудника ей лишь отвечали, что сотрудник их устраивает.

Повсюду в комнате картины и поделки девочки

Повсюду в комнате картины и поделки девочки

— А то, что там творится — не их дело. Говорили, что сейчас не советские времена, у нас нет парторганизаций, как могут на него подействовать?

Последствия у этой встречи имелись, но совсем другие: компания отменила субсидию для квартиры, благодаря которой женщина отдавала банку гораздо меньше — 21 тысячу рублей в месяц.

— Если бы была возможность, мы бы съехали, но нам некуда, — сетует Ирина. — Элементарно снять дополнительную комнату нет средств. Ведь когда платишь 35 тысяч в месяц за кредит, еще нужно на что-то жить.

Кто поможет?

Историю этой семьи в полиции хорошо знают, но что-либо предпринять там не в силах из-за особенностей законодательства. В ГУ МВД по Иркутской области пояснили, квартира — предмет совместно нажитого имущества, получается парадоксальная ситуация: мужчина приходит к себе домой и портит свои же вещи, а это законом не запрещено.

Женщине неоднократно предлагали эту квартиру поделить в судебном порядке, но, говорят в полиции, она отказывается. Еще одним выходом из ситуации могла бы стать продажа своей доли, но и этого стороны не хотят.

Сотрудники полиции и участковый неоднократно пытались урегулировать семейную проблему. Беседовали, по каждому факту проводили проверки, собирали материалы. Повлиять на мучителя так и не удалось.

Ирине предлагали эту квартиру поделить в судебном порядке, но она отказывается

Ирине предлагали эту квартиру поделить в судебном порядке, но она отказывается

— На что он имеет право? На нас? На ребенка и его свободу? Это что, ребенок не может прийти со школы, элементарно приготовить себе поесть, вообще попасть в комнату? — рассуждает Ирина. — Всё сводится к тому, что он собственник. Замок срезал? Он стоит 600 рублей, это не подлежит возбуждению уголовного дела.

Не имели результатов и некоторые возбужденные дела. Ирина трижды обращалась в суд из-за побоев. Первое разбирательство затянулось на полтора года и было аннулировано по истечении срока давности преступления. Два последующих также закончились ничем: обвиняемый попал под амнистию в честь юбилея Победы.

Ирина обошла многих юристов, консультации, обращалась в прокуратуру, в инспекцию по делам несовершеннолетних, в администрацию Свердловского округа. Неоднократно направляла письма уполномоченной по правам ребенка в Иркутской области Светлане Семёновой.

— Ответ был такой: мы вам ничем помочь не можем, вы куда-нибудь съезжайте. Всё. На этом заканчивалось. Предлагали съехать в «Оберег» (кризисный центр. — Прим. авт.). Почему-то всё сводится к денежным отношениям по приставам, кто сколько заплатил, — негодует Ирина. — Но он по-прежнему травит нам жизнь, гнобит.

Соседи на происходящее никак не реагируют. Их помощь ограничивается показаниями для полиции, рассказывают, когда в их дом наведывается бывший муж. Сейчас женщине надеяться особо не на кого. На быстром наборе номер бывшего управдома, который помогал заварить счетчик, да не раз выручавший знакомый сантехник. Больше никого.

Автор фото — Валерия Алтарёва

Вадим Палько, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Игорь Афонькин 15 апреля 2017 в 20:46

    Мой первый комментарий!

    Я бы на вашем месте обратился на передачу Пусть Говорят! Во первых они любят острые темы и чаще всего они помогают таким образом!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля