Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

К нам приехал президент

15 мая внимание иркутян было приковано к визиту президента России. Последний раз глава государства приезжал к нам в июле 2009 года в статусе премьер-министра. Нынешний визит связан с недавними пожарами. Владимир Путин проверил, как оказывается помощь погорельцам.

Ажиотаж в городе

О том, что к нам уже совершенно точно едет президент, стало понятно за день до события. О намерении посетить сибирские регионы, пострадавшие весной от сильных пожаров, сам Владимир Путин сообщал 2 мая во время видеоконференции с главами Иркутской области и Бурятии. И посетил.

На совещании с участием президента стало известно, что обсудят еще и паводковую ситуацию. В Иркутской области наводнений этой весной не было, а вот в других регионах люди спасались от большой воды. Доложить о положении дел на встречу с ВВП в Иркутск приехал губернатор Тюменской области Владимир Якушев. В делегации вип-персон были федеральные министры, президент Якутии Егор Борисов, врио главы Бурятии Алексей Цыденов.

С самого утра Иркутск гудел, обсуждая визит президента. Владимир Путин еще находился в Пекине, где принимал участие в форуме «Один пояс, один путь», а жители столицы Восточной Сибири уже ждали пробок и стремились попасть с работы домой до того, как город перекроют для кортежа. Другие перевоплощались в разведчиков: готовили бинокли, чтобы разглядеть, как в аэропорту садится борт №1, и потом поделиться уникальными снимками в соцсетях, или пытались отследить движение самолета через специальные сайты. Особо нетерпеливые уже в обед рассказывали о том, что президент прилетел и даже провел несколько встреч.

Фото Светланы Латыниной
Фото Светланы Латыниной

Те, кто в шесть вечера проезжал через сквер Кирова, уже видел оцепление и «армию» полицейских. Дорогу напротив областного правительства перекрыли, автобусы, правда, пропускали, а вот пешеходов — нет. Люди кучковались у выставленных ограждений. Судя по разговорам, некоторые ожидающие надеялись увидеть президента выходящим из кортежа. Но Владимир Путин прибыл в Иркутск поздно вечером. Совещание началось примерно в половине одиннадцатого.

В соцсетях в это время стали появляться видео и фото, как самолет заходит на посадку, а потом по городу в темноте едет президентский кортеж.

Просим денег

Из аэропорта в областное правительство Владимир Путин приехал в машине в сопровождении губернатора Иркутской области Сергея Левченко и полпреда в Сибирском федеральной округе Сергея Меняйло. Об этом президент сам рассказал на совещании, сообщив, что по пути успел выслушать соображения чиновников по поводу решения проблем погорельцев. Эти предложения потом еще раз высказали на заседании.

— В связи с тем, что большая часть поселка Бубновка уничтожена огнем, включая всю инфраструктуру и системы жизнеобеспечения, просим вас, уважаемый Владимир Владимирович, поручить правительству РФ издать распоряжение о согласовании закрытия поселка, ликвидируемого на основании решения правительства Иркутской области, — попросил Сергей Левченко.

— Там рабочих мест нет, да? — уточнил президент.

— Уже нет, к сожалению, — подтвердил губернатор. — Также просим предусмотреть на текущий финансовый год средства в федеральном бюджете в размере 190 миллионов рублей на достройку двух многоэтажных домов в рабочем поселке Алексеевск и городе Киренск для жителей, выезжающих из Бубновки. Что касается деревни Вершина Аларского района, там сгорело восемь домов, без жилья остались 16 человек. Люди обеспечены всем необходимым, осуществлены выплаты компенсаций из федерального и областного бюджетов, идет работа по выделению пострадавшим земельных участков. Принято решение о выделении на каждую семью 125 кубометров леса для строительства жилья и по 25 кубометров для возведения хозпостроек. В Саянске от пожара пострадал многоквартирный дом, без жилья остался 61 человек. Принято решение дом отремонтировать. До 1 июня будет восстановлена крыша, чтобы избежать разрушения от дождей, и до 30 сентября все работы будут завершены.

— А он из чего построен? Это кирпичный дом? — спросил президент.

— Панельный.

— А в нем жить-то можно?

— Можно. Он старый, но тем не менее там люди жили практически во всех квартирах, — продолжил Сергей Левченко и озвучил еще одну просьбу: рассмотреть возможность выделения из федерального бюджета 267 миллионов рублей для строительства или покупки жилья погорельцам из других районов области, ведь крыши над головой лишились не только жители Бубновки.

Культура не горит

Мэр Саянска Олег Боровский был лаконичен и настроен несколько решительнее:

— В пострадавшем доме инженерные сети восстановлены, семь квартир, которые выгорели, начинаем ремонтировать. По кровле — процентов на 60 стропильная система выполнена, я думаю, к концу месяца мы кровлю перекроем. И приступаем к ремонту квартир, задача стоит к середине июля все квартиры отремонтировать. У меня всё.

— То есть вы так уверенно говорите, что всё получится, да? — удивился президент.

— Да. Область помогает, с финансами сейчас определяемся, работы идут, — не растерялся Олег Боровский. — У нас свои подрядчики, во-первых. Во-вторых, силы всех управляющих компаний города были брошены на ликвидацию последствий: меняли канализацию, восстанавливали электричество, водопровод и воду подали оперативно.

— Очень хорошо, — одобрил президент и дал слово мэру Киренского района Кириллу Свистелину, в зоне ответственности которого произошел самый страшный пожар.

— В поселке Бубновка пострадало 230 семей. Сгорело 59 жилых домов. Пострадали практически все объекты социальной сферы — школа, детский сад, администрация, почта, ФАП, баня, — начал перечислять мэр. — Осталось одно учреждение — дом культуры, в котором сегодня находятся все органы управления муниципального образования…

— Культура не горит, — констатировал сразу президент.

— Да, — согласился Свистелин. — Мы еженедельно собираем сходы жителей. Выслушаны все жалобы, развернуто два пункта временного размещения. 46 детей учатся в школах Киренска, 13 посещают детский сад. Более 90 % выплат из федерального бюджета произведено. 293 человека получили средства из областного бюджета.

«Вы прямо говорите»

Совещание шло примерно полтора часа. О том, как в Сибири ликвидируют последствия катаклизмов и что делают, чтобы не допустить новые, рассказывали губернаторы и федеральные министры. Врио главы Бурятии Алексей Цыденов долго читал сухой доклад о пожарной обстановке в своем регионе — там в конце апреля сгорело село Черемушки. Президент зацепился за информацию о возбуждении уголовных дел.

— Что у вас с деньгами, которые нужно выплачивать населению? Вы прямо говорите. Их растащили, что ли? Уголовное дело как возбуждено? — спросил глава государства.

— Нет, уголовное дело возбуждено по поджогам, — забеспокоился Цыденов. — 12 человек поймали, которые поджигали.

— Зачем они поджигали?

— Один мусор решил сжечь у себя при ветре и при температуре 20 градусов, при режиме ЧС. И сам спалился, и в лес ушло. Другие пал травы начинают делать, пал сельхозземель.

— С деньгами-то всё нормально?

— На выплату материальной помощи — всё нормально, — отрапортовал Цыденов. — 33 человека получили по десять тысяч, а десять человек получили по 100 тысяч — те, кто потерял всё имущество. На восстановление и строительство жилья деньги полностью поступили, но мы с суммами определяемся, еще ни до кого деньги не доводились. Но мы понимаем, что в любом варианте к сентябрю мы должны всё построить.

Под занавес президент вновь дал слово мэрам:

— У меня завершающий вопрос руководителям муниципальных образований. Подумайте и скажите: если ли еще какие-то вопросы ко мне? Вы с людьми напрямую общаетесь, видите всё, слышите, понимаете, в каком состоянии люди находятся, что требуется.

Возможностью воспользовался только мэр Саянска. Отметив, что с восстановлением горевшего дома город справится самостоятельно, градоначальник не упустил случая попросить содействия в другом вопросе:

— В феврале мы с губернатором отправили заявку на присвоение статуса территории опережающего развития городу Саянску. Но вышло новое постановление правительства — 614-е, которое говорит о том, что города второй категории, к которым относится Саянск, могут получить статус ТОР, но там есть формальные признаки. Если раньше муниципалитет сам напрямую заключал договоры с будущими инвесторами, то сейчас по этому постановлению нужно, чтобы договоры заключал субъект. Я считаю, это не совсем правильно, ведь инвесторы приходят на нашу территорию, работают с нами, и мы с ними должны договариваться, где и что они будут делать. Саянская заявка на следующей неделе, наверное, будет уже в Минэкономе России, у меня просьба помочь ускорить ее рассмотрение, потому что городу статус ТОР крайне необходим для дальнейшего развития.

Владимир Путин поручил Сергею Левченко написать письмо на его имя и пообещал рассмотреть вопрос в рабочем порядке.

Участники совещания разошлись около полуночи. Некоторые задержались на улице у парадной, чтобы перекинуться парой слов. Может быть, чиновники «переваривали» на свежем воздухе слова президента и думали о судьбах погорельцев. Владимир Путин сказал, что все проблемы пострадавших должны решаться оперативно и без лишней бюрократии. «Обеспечение людей жильем — это приоритет», — отрезал Владимир Путин.

Фотографии предоставлены пресс-службой правительства Иркутской области

Светлана Латынина, ИА «Иркутск онлайн»

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля