Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Как делают асфальт и ремонтируют дороги

Как делают асфальт и ремонтируют дороги

С началом сезона дорожных работ в областном центре возобновилась борьба с ямами на дорогах. Мы отправились вместе со специалистами МУП «Иркутскавтодор» на городские улицы, чтобы изучить способы и технологию дорожного ремонта и узнать, как работает асфальтовый завод.

На старте

Городское предприятие «Иркутскавтодор» ведет свою историю с марта 1958 года, когда отдел эксплуатации при горисполкоме и трест очистки объединились в трест благоустройства. К тому моменту его работники уже имели за плечами опыт ухода за покрытием дорог на городских улицах: планомерное асфальтирование началось десятью годами ранее, в 1948 году.

Со временем предприятие прирастало новыми отделами, назначались ответственные по ремонту и уборке дорог и мостов, по содержанию ливневой канализации, был даже свой конный парк в отделе санитарной очистки.

До 1993 года предприятие называлось  «Эксплуатационное линейное управление горавтодорог». Фото предоставлено МУП «Иркутскавтодор»
Фото предоставлено МУП «Иркутскавтодор»
Фото предоставлено МУП «Иркутскавтодор»

До 1993 года предприятие называлось «Эксплуатационное линейное управление горавтодорог». Фото предоставлено МУП «Иркутскавтодор»

Фото предоставлено МУП «Иркутскавтодор»

Фото предоставлено МУП «Иркутскавтодор»

С 1970-х годов стартовало освоение большого участка в Куйбышевском районе, где сотрудники предприятия своими силами построили административный корпус на улице Рабочего Штаба. В нем управление «Иркутскавтодора» находится по сей день.

В июне 1993 года «Эксплуатационное линейное управление горавтодорог» переименовали в муниципальное предприятие «Иркутскавтодорсервис», а в 2000 году оно стало муниципальным унитарным предприятием «Иркутскавтодор». Сегодня больше тысячи его сотрудников следят за качеством ремонта и уборки городских улиц.

Термос для перевозки асфальтобетонной смеси

Термос для перевозки асфальтобетонной смеси

Дорожники работают в две смены. Дневная начинается с раннего утра. В 6:00 несколько сотрудников предприятия совершают объезд, осматривают состояние дорог. Затем отправляются на производственную базу «Иркутскавтодора», куда передают собранную информацию. Там уже кипит работа: водители получают направления, ремонтную и уборочную технику тщательно проверяют, чтобы не допустить поломки на городских улицах. На базе есть свой ремонтно-механический цех. Как правило, поломки чинят быстро — работа не ждет.

После проверки техника идет на заправку топливом. С этого года запустили новую систему, которая работает без оператора. Водитель подносит к сканеру специальную пластиковую карточку, компьютер считывает штрихкод и заправляет машину.

В этом году запустили новую систему, которая работает без оператора
Это старая заправочная колонка

В этом году запустили новую систему, которая работает без оператора

Это старая заправочная колонка

Еще до начала рабочего дня на базе можно застать ряды техники: бульдозеры, самосвалы, экскаваторы, катки, грейдеры. Наготове к выезду и машины для ямочного ремонта, о которых рассказал начальник колонны Анатолий Колесников.

— Сначала надо знать, какая стоит задача, какие ямы заделывать. Вот, например, — он указывает на грузовую машину с огромной цистерной, — это термос. Туда засыпается до 4 тонн разогретой до 150 градусов асфальтной смеси. Высокую температуру поддерживает специальный генератор, поэтому асфальт не застынет. На то он и термос! — шутит Анатолий Владимирович.

Анатолий Колесников рядом с инфракрасным нагревателем

Анатолий Колесников рядом с инфракрасным нагревателем

Спереди к этой же машине-термосу прикреплен инфракрасный нагреватель. Это недавнее приобретение «Иркутскавтодора» позволяет производить бесшовный ремонт. С помощью баллона с пропаном до все тех же 150 градусов нагревается заранее фрезерованная кромка ямы, благодаря чему новый асфальт крепко схватывается со старым. В результате нет шва, соответственно, внутрь не попадет влага — основной разрушитель дорог.

По словам начальника колонны, одна такая машина может за смену заделать до сотни выбоин площадью до метра и глубиной до пяти сантиметров. Для выбоин поменьше используется установка «Бецема» с технологией струйно-инъекционного литья: сначала яма обдувается воздухом под сильным напором, обрабатывается специальной эмульсией, а потом по специальному «хоботу» в яму засыпается смесь из битума и щебня разных размеров: 5-8-миллиметровый используют для работы с трещинами и небольшими ямами. Большего размера — до 13 миллиметров — для выбоин побольше.

Машина-термос с инфракрасным нагревателем позволяет производить бесшовный ремонт

Машина-термос с инфракрасным нагревателем позволяет производить бесшовный ремонт

— Внутри печка, работает на солярке, — объясняет Анатолий Колесников. — Она нагревает битум до 280—300 градусов. Одновременно идет замес щебня, как в мясорубке. Выходит что-то вроде асфальтовой смеси. Воздух подается от компрессора и одновременно идет щебень… Еще у нас есть УЯР — установка ямочного ремонта, современная техника. Она практически здесь не появляется, постоянно на дорогах. Работы много!

Получается, для каждой ямы требуется определенный вид ремонта и рецепт приготовления асфальта. Чтобы узнать, как создают столь важный для городских дорог материал, мы направились туда, где его делают.

Внимание: производство

Иркутский асфальтовый завод — структурное подразделение МУП «Иркутскавтодор» с 2012 года. Он находится на городской окраине рядом с аэропортом. Это небольшая промышленная зона, на которой умещается производственный комплекс с административным корпусом и площадка для складирования «ингредиентов» асфальта — щебня и песка. На территории завода есть даже небольшой скверик с фонтаном для отдыха сотрудников.

Иркутский асфальтовый завод находится недалеко от аэропорта

Иркутский асфальтовый завод находится недалеко от аэропорта

С начала сезона в апреле и до его конца в ноябре завод работает на полную мощность в круглосуточном режиме, трудятся здесь всего девять человек. О приготовлении асфальта рассказал механик производства Александр Сизых.

— Существует много видов дорожного покрытия, поэтому сначала лаборатория выдает рецепт, по которому мы работаем. Все необходимое завозится сюда: щебень, песок, несколько дробленых фракций, инертный материал. Мы выпускаем три типа асфальта, которые отличаются по составу и прочности, — говорит Александр Викторович.

Александр Сизых — механик производства
Ингредиенты будущего асфальта

Александр Сизых — механик производства

Ингредиенты будущего асфальта

Самый прочный асфальт типа «А» — в нем до 60 % щебня, его используют для магистралей с сильной транспортной нагрузкой. Тип «Б» в зависимости от состава делится на несколько видов: «высокие» марки, как и тип «А», можно использовать в качестве прочного покрытия на трассах с большим трафиком, иные марки задействуют для асфальтирования дворов и улиц со слабым движением. В составе типа «В» около 30 % щебня, его применяют для ремонта дорог.

Производственный процесс начинается с работы фронтального погрузчика, который распределяет материал по приемным бункерам, в каждом — определенная фракция. Затем, согласно рецепту лаборатории, их дозируют и смешивают. Получавшаяся масса поступает в сушильную пароварку, где нагревается до нужной температуры и выпаривается.

Асфальт поднимается по элеватору и поступает в грохот

Асфальт поднимается по элеватору и поступает в грохот

На следующем этапе будущий асфальт поднимается по элеватору и поступает в грохот — огромное решето. Там происходит рассев материала по накопительным бункерам, где он взвешивается и сбрасывается в смеситель. Добавляется битум, присадка, все перемешивается, и получается готовый продукт, который тут же принимают грузовые машины. Производительность завода — 160 тонн асфальта в час.

Затем разогретый асфальт доставляют на хранение в те самые термосы, где поддерживается высокая температура, а при необходимости — прямо к месту дорожных работ.

Разогретый асфальт доставляют на хранение

Разогретый асфальт доставляют на хранение

Марш ремонтной техники

Иркутск занимает огромную площадь, его районы связывают 829,99 километра улично-дорожной сети, или свыше 7700 тысяч квадратных метров. Поэтому перед МУП «Иркутскавтодор» стоит задача своевременного ремонта как густонаселенных улиц, так и инфраструктуры входящих в состав города небольших поселков. В один из таких — в микрорайон Искра — мы направились к ремонтникам.

Здесь на улице Центральной работает «Бецема». Трое рабочих сверяются с часами — специально выбрали обеденное время, когда основные городские магистрали нагружаются. В Искре же движение почти всегда слабое.

«Бецема»

«Бецема»

— У нас тут ямы вроде и маленькие, но их много. Лавировать приходится, — говорит местный житель Николай Клюев. — А как сейчас дорожники двигаются — так я объеду разок, не проблема. Нужна же нам дорога нормальная, можно и потерпеть.

Все идет как рассказывал Анатолий Колесников: впереди от ямы к яме двигается грузовая машина, в кузове находится еще один рабочий — время от времени подсыпает материал для заливки ям в «Бецему». Третий человек работает непосредственно с выбоинами — направляет ни них «хобот» ремонтной установки: проливает эмульсию, потом щебень с битумом, а сверху это посыпается сухим щебнем, чтобы сохранить нижний слой до застывания.

Для того чтобы все закрепилось, необходимо до 12 часов. Со временем сухой щебень выносится с дороги. При необходимости отправляют «Скандию» — специальную машину для уборки улиц.

С 2017 года на улицах Иркутска работает УЯР — современная установка ямочного ремонта, которую город приобрел за 3,3 миллиона рублей. Она используется для ремонта дорог большими картами — когда выбоину не просто засыпают, а срезают участок старого асфальта и кладут на его место новый.

УЯР работает в тандеме с инфракрасным разогревателем

УЯР работает в тандеме с инфракрасным разогревателем

УЯР работает в тандеме с инфракрасным разогревателем: плавятся кромки ямы, засыпается асфальтобетонная смесь, а поверхность быстро выравнивается и уплотняется с помощью компактной виброплиты.

Инфракрасный разогреватель можно использовать и зимой, жаром в 150 градусов мгновенно выпаривает снег

Инфракрасный разогреватель можно использовать и зимой, жаром в 150 градусов мгновенно выпаривает снег

Установка ямочного ремонта способна работать при температуре до —20 градусов. Дело в том, что инфракрасный разогреватель жаром в 150 градусов мгновенно выпаривает снег. Кроме УЯР в 2017 году у «Иркутскавтодора» и другое важное приобретение — шовозаливщик. Установка подъезжает ко шву, продувает его компрессором и потом под давлением заливает мастикой. Старая технология предполагала обработку швов вручную — их просто заливали битумом.

Работы впереди много: за сезон надо провести ямочный ремонт не меньше чем на 55 тысячах квадратных метров дорожного полотна. Будут ремонтировать улицы Вампилова, Воровского, Лермонтова, Маяковского, Челябинскую, объездную дорогу микрорайона Ново-Ленино и другие.

Проведут ямочный ремонт и на тех улицах, которые не вошли в план: в рамках проекта «Охота на ямы» дорожники собирают заявки от жителей на срочный ремонт. Их подают на сайте и в социальных сетях: на страницах «Иркутскавтодора» в Facebook, «Вконтакте», «Одноклассниках» и Twitter. Пожаловаться на ямы можно по телефону единой диспетчерской службы Иркутска: 520-112.

Автор фото — Никита Пятков

Вадим Палько, ИА «Иркутск онлайн»

  • Сергей Мокрецов 28 июля 2017 в 09:17

    Ямочный ремонт - вреден для дороги. Заплатки неизменно «убивают» покрытие вокруг них. Поэтому ремонт можно делать только большими площадями (картами) и при этом обязательно менять подстилающие слои. Так что все, чем гордится Иркутскавтодор в этой статье - профанация дорожного строительства.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля