На старте
Городское предприятие «Иркутскавтодор» ведет свою историю с марта 1958 года, когда отдел эксплуатации при горисполкоме и трест очистки объединились в трест благоустройства. К тому моменту его работники уже имели за плечами опыт ухода за покрытием дорог на городских улицах: планомерное асфальтирование началось десятью годами ранее, в 1948 году.
Со временем предприятие прирастало новыми отделами, назначались ответственные по ремонту и уборке дорог и мостов, по содержанию ливневой канализации, был даже свой конный парк в отделе санитарной очистки.
С 1970-х годов стартовало освоение большого участка в Куйбышевском районе, где сотрудники предприятия своими силами построили административный корпус на улице Рабочего Штаба. В нем управление «Иркутскавтодора» находится по сей день.
В июне 1993 года «Эксплуатационное линейное управление горавтодорог» переименовали в муниципальное предприятие «Иркутскавтодорсервис», а в 2000 году оно стало муниципальным унитарным предприятием «Иркутскавтодор». Сегодня больше тысячи его сотрудников следят за качеством ремонта и уборки городских улиц.
Дорожники работают в две смены. Дневная начинается с раннего утра. В 6:00 несколько сотрудников предприятия совершают объезд, осматривают состояние дорог. Затем отправляются на производственную базу «Иркутскавтодора», куда передают собранную информацию. Там уже кипит работа: водители получают направления, ремонтную и уборочную технику тщательно проверяют, чтобы не допустить поломки на городских улицах. На базе есть свой ремонтно-механический цех. Как правило, поломки чинят быстро — работа не ждет.
После проверки техника идет на заправку топливом. С этого года запустили новую систему, которая работает без оператора. Водитель подносит к сканеру специальную пластиковую карточку, компьютер считывает штрихкод и заправляет машину.
Еще до начала рабочего дня на базе можно застать ряды техники: бульдозеры, самосвалы, экскаваторы, катки, грейдеры. Наготове к выезду и машины для ямочного ремонта, о которых рассказал начальник колонны Анатолий Колесников.
— Сначала надо знать, какая стоит задача, какие ямы заделывать. Вот, например, — он указывает на грузовую машину с огромной цистерной, — это термос. Туда засыпается до 4 тонн разогретой до 150 градусов асфальтной смеси. Высокую температуру поддерживает специальный генератор, поэтому асфальт не застынет. На то он и термос! — шутит Анатолий Владимирович.
Спереди к этой же машине-термосу прикреплен инфракрасный нагреватель. Это недавнее приобретение «Иркутскавтодора» позволяет производить бесшовный ремонт. С помощью баллона с пропаном до все тех же 150 градусов нагревается заранее фрезерованная кромка ямы, благодаря чему новый асфальт крепко схватывается со старым. В результате нет шва, соответственно, внутрь не попадет влага — основной разрушитель дорог.
По словам начальника колонны, одна такая машина может за смену заделать до сотни выбоин площадью до метра и глубиной до пяти сантиметров. Для выбоин поменьше используется установка «Бецема» с технологией струйно-инъекционного литья: сначала яма обдувается воздухом под сильным напором, обрабатывается специальной эмульсией, а потом по специальному «хоботу» в яму засыпается смесь из битума и щебня разных размеров: 5-8-миллиметровый используют для работы с трещинами и небольшими ямами. Большего размера — до 13 миллиметров — для выбоин побольше.
— Внутри печка, работает на солярке, — объясняет Анатолий Колесников. — Она нагревает битум до 280—300 градусов. Одновременно идет замес щебня, как в мясорубке. Выходит что-то вроде асфальтовой смеси. Воздух подается от компрессора и одновременно идет щебень… Еще у нас есть УЯР — установка ямочного ремонта, современная техника. Она практически здесь не появляется, постоянно на дорогах. Работы много!
Получается, для каждой ямы требуется определенный вид ремонта и рецепт приготовления асфальта. Чтобы узнать, как создают столь важный для городских дорог материал, мы направились туда, где его делают.
Внимание: производство
Иркутский асфальтовый завод — структурное подразделение МУП «Иркутскавтодор» с 2012 года. Он находится на городской окраине рядом с аэропортом. Это небольшая промышленная зона, на которой умещается производственный комплекс с административным корпусом и площадка для складирования «ингредиентов» асфальта — щебня и песка. На территории завода есть даже небольшой скверик с фонтаном для отдыха сотрудников.
С начала сезона в апреле и до его конца в ноябре завод работает на полную мощность в круглосуточном режиме, трудятся здесь всего девять человек. О приготовлении асфальта рассказал механик производства Александр Сизых.
— Существует много видов дорожного покрытия, поэтому сначала лаборатория выдает рецепт, по которому мы работаем. Все необходимое завозится сюда: щебень, песок, несколько дробленых фракций, инертный материал. Мы выпускаем три типа асфальта, которые отличаются по составу и прочности, — говорит Александр Викторович.
Самый прочный асфальт типа «А» — в нем до 60 % щебня, его используют для магистралей с сильной транспортной нагрузкой. Тип «Б» в зависимости от состава делится на несколько видов: «высокие» марки, как и тип «А», можно использовать в качестве прочного покрытия на трассах с большим трафиком, иные марки задействуют для асфальтирования дворов и улиц со слабым движением. В составе типа «В» около 30 % щебня, его применяют для ремонта дорог.
Производственный процесс начинается с работы фронтального погрузчика, который распределяет материал по приемным бункерам, в каждом — определенная фракция. Затем, согласно рецепту лаборатории, их дозируют и смешивают. Получавшаяся масса поступает в сушильную пароварку, где нагревается до нужной температуры и выпаривается.
На следующем этапе будущий асфальт поднимается по элеватору и поступает в грохот — огромное решето. Там происходит рассев материала по накопительным бункерам, где он взвешивается и сбрасывается в смеситель. Добавляется битум, присадка, все перемешивается, и получается готовый продукт, который тут же принимают грузовые машины. Производительность завода — 160 тонн асфальта в час.
Затем разогретый асфальт доставляют на хранение в те самые термосы, где поддерживается высокая температура, а при необходимости — прямо к месту дорожных работ.
Марш ремонтной техники
Иркутск занимает огромную площадь, его районы связывают 829,99 километра улично-дорожной сети, или свыше 7700 тысяч квадратных метров. Поэтому перед МУП «Иркутскавтодор» стоит задача своевременного ремонта как густонаселенных улиц, так и инфраструктуры входящих в состав города небольших поселков. В один из таких — в микрорайон Искра — мы направились к ремонтникам.
Здесь на улице Центральной работает «Бецема». Трое рабочих сверяются с часами — специально выбрали обеденное время, когда основные городские магистрали нагружаются. В Искре же движение почти всегда слабое.
— У нас тут ямы вроде и маленькие, но их много. Лавировать приходится, — говорит местный житель Николай Клюев. — А как сейчас дорожники двигаются — так я объеду разок, не проблема. Нужна же нам дорога нормальная, можно и потерпеть.
Все идет как рассказывал Анатолий Колесников: впереди от ямы к яме двигается грузовая машина, в кузове находится еще один рабочий — время от времени подсыпает материал для заливки ям в «Бецему». Третий человек работает непосредственно с выбоинами — направляет ни них «хобот» ремонтной установки: проливает эмульсию, потом щебень с битумом, а сверху это посыпается сухим щебнем, чтобы сохранить нижний слой до застывания.
Для того чтобы все закрепилось, необходимо до 12 часов. Со временем сухой щебень выносится с дороги. При необходимости отправляют «Скандию» — специальную машину для уборки улиц.
С 2017 года на улицах Иркутска работает УЯР — современная установка ямочного ремонта, которую город приобрел за 3,3 миллиона рублей. Она используется для ремонта дорог большими картами — когда выбоину не просто засыпают, а срезают участок старого асфальта и кладут на его место новый.
УЯР работает в тандеме с инфракрасным разогревателем: плавятся кромки ямы, засыпается асфальтобетонная смесь, а поверхность быстро выравнивается и уплотняется с помощью компактной виброплиты.
Установка ямочного ремонта способна работать при температуре до —20 градусов. Дело в том, что инфракрасный разогреватель жаром в 150 градусов мгновенно выпаривает снег. Кроме УЯР в 2017 году у «Иркутскавтодора» и другое важное приобретение — шовозаливщик. Установка подъезжает ко шву, продувает его компрессором и потом под давлением заливает мастикой. Старая технология предполагала обработку швов вручную — их просто заливали битумом.
Работы впереди много: за сезон надо провести ямочный ремонт не меньше чем на 55 тысячах квадратных метров дорожного полотна. Будут ремонтировать улицы Вампилова, Воровского, Лермонтова, Маяковского, Челябинскую, объездную дорогу микрорайона Ново-Ленино и другие.
Проведут ямочный ремонт и на тех улицах, которые не вошли в план: в рамках проекта «Охота на ямы» дорожники собирают заявки от жителей на срочный ремонт. Их подают на сайте и в социальных сетях: на страницах «Иркутскавтодора» в Facebook, «Вконтакте», «Одноклассниках» и Twitter. Пожаловаться на ямы можно по телефону единой диспетчерской службы Иркутска: 520-112.
Автор фото — Никита Пятков
Вадим Палько, ИА «Иркутск онлайн»
Ямочный ремонт - вреден для дороги. Заплатки неизменно «убивают» покрытие вокруг них. Поэтому ремонт можно делать только большими площадями (картами) и при этом обязательно менять подстилающие слои. Так что все, чем гордится Иркутскавтодор в этой статье - профанация дорожного строительства.