Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Кушать все хотят»: инвалид о заработках на дороге

С начала лета дороги Иркутска заполонили инвалиды. Они выезжают или выходят на оживленные перекрестки и просят у водителей деньги. Попрошайки мешают проезду, подвергая опасности не только себя, но и других участников движения. Их доставляют в отделы полиции, проводят профилактические беседы, но уже через час они возвращаются на место.

«Если бы люди не помогали, не сидел бы на трассе»

Сергею 49 лет, говорит, что завтра у него день рождения. Так ли это на самом деле, неизвестно: при себе у колясочника нет никаких документов. Рассказывает, что паспорт украли неделю назад. Вспоминает, как очнулся в машине скорой помощи по пути в больницу. Его избили, забрали часы, очки и документы, сняли серебряный крест и ремень. Украли даже протезы, прикрепленные к коляске.

Инвалида привезли в отдел полиции с перекрестка Партизанской и Пискунова, где он собирал милостыню. На вопрос, пойдет ли еще на дорогу, Сергей ответил: «А куда деваться-то?»

— Много сегодня удалось заработать?
— Набрал на два пирожка, бутылку воды, пачку сигарет, а пачка сигарет 100 рублей стоит. Немножко на баланс закинул. И на чекушку водки. Все.
— Для вас это как работа?
— Я уже устал отвечать на такие вопросы. Кушать все хотят. Если бы мне давали продуктами, то был бы рад. Мне даже надеть нечего, люди помогают. Вот эту (рубашку. — Прим. авт.) дали в больнице. Это обыкновенная пижама, переделанная под рубашку.

На оживленном перекрестке Сергей находится с утра до вечера. Сколько собирает за день, не говорит. По его словам, то густо, то пусто: многое зависит от погоды. Водители реагируют на него по-разному, одни возмущаются, другие действительно помогают.

— В час пик обязательно съезжаю (c проезжей части. — Прим. авт.), сижу на светофоре. Когда есть возможность, хотя бы круг сделаю и опять на светофор. Я запоминаю машины, водители которых могут из дома привезти что-нибудь покушать, — говорит колясочник. — Если бы люди не помогали, не сидел бы на трассе.

Невеселые истории

Сергей рассказал, что живет в Иркутске второй год, родом из Оренбурга. В 19 лет попал в тюрьму, получил 10 лет лишения свободы по статье 191 УК РСФСР (сопротивление представителю власти, выполняющему обязанности по охране общественного порядка. — Прим. авт.). В военкомате Сергей подрался с милиционером, в драке сломал ему нос, за что и получил срок. В местах лишения свободы потерял ногу. Из тюрьмы освободился досрочно в 1987 году после четырех лет заключения.

— У меня две профессии — сапожник и повар. По пошиву шестой разряд, по ремонту — четвертый. 11 лет на севере на буровой проработал поваром, мое дело было накормить бригаду, — рассказывает инвалид. — С протезом даже на автомобиле ездил. Сцепление на руле было.

В 1996 году у Сергея умер отец, в 2005-м — мать. Говорит, после этого год продержался, в 2006 году начал пить. «Я мог выпить три бутылки и не знал, что такое похмелье. Пил водку, самогон», — делится он. Вторую ногу и обе руки Сергей отморозил в 2009 году. В новогодние праздники он пьяный заснул на кладбище в Оренбурге.

— У меня была полторашка чистого медицинского спирта с собой и полторашка самогона. Я перепутал и выпил спирт, а на морозе он пьется, как вода. Вот и все, больше мне хвалиться нечем, — вспоминает инвалид.

По словам Сергея, у него есть две взрослых дочери. Они живут в Новом Уренгое. Инвалид не общается с ними. В Оренбурге живет 15-летний внук. Парень знает, чем занимается дед, Сергей регулярно отправляет ему деньги.

Не один такой

Про других инвалидов, которые «работают» на дорогах Иркутска, Сергей слышал, но пока их не встречал. «Люди говорят, то никого не было кроме тебя, то все повылазили. Сейчас тепло, конечно, поэтому выходят», — рассуждает он.

Никого не видел, но оказался в теме. Сергей завел разговор про цыганскую мафию. Сказал, что уже шесть лет слышит про нее по телевизору.

— Говорят, что цыгане приезжают из Молдавии, вот таких бедолаг подбирают, кормят их, поят, —объясняет инвалид. — Но у меня этого нет. На кресте поклясться? Тогда надо в церковь обязательно идти.

Некоторые иркутяне негативно относятся к инвалидам-колясочникам на оживленных улицах и перекрестках. Многие считают попрошайничество прибыльным бизнесом и уверены, что в ситуации виноваты сами водители: если никто не будет подавать инвалидам, они перестанут выезжать на проезжую часть. В соцсетях люди пишут, что от еды колясочники отказываются, им нужны только деньги.

Фото «ДТП 38RUS»
Фото «ДТП 38RUS»

Попрошайки на дорогах мешают проезду, они могут стать причиной ДТП. При нахождении на проезжей части колясочники рискуют не только своей жизнью, но и подвергают опасности других участников движения. Всех, кто увидит на дороге таких людей, просят обращаться в полицию. И по возможности сообщать время и место.

За неделю сотрудники полиции доставили в отделы 15 инвалидов-колясочников. Составили административные протоколы, провели профилактические беседы. Но эффект минимальный, колясочники снова возвращаются к привычному заработку.

— Если давать правовую оценку этой ситуации, то здесь все очевидно. В соответствии с пунктом 4 Правил дорожного движения РФ инвалиды могут следовать по краю проезжей части, если они создают помеху при движении на тротуаре. Но это движение должно осуществляться строго в попутном движении транспортных средств, — поясняет руководитель пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области Герман Струглин.

Час простоя и возвращение на дорогу

Сколько правды и вымысла в том, что рассказал о себе Сергей, остается только догадываться. Полицейских такими историями не проймешь. Во время опросов колясочники нередко дают о себе ложные данные и скрывают истинную причину получения увечий.

Во время разговора инвалид несколько раз повторил, что не ориентируется в городе. Убеждал, что не помнит названия улиц (при этом уже второй год живет в Иркутске. — Прим. авт.).

— Я знаю только одну улицу, где в магазине продукты покупаю, — Александра Невского. А вот эта, куда выезжаю, не помню, как называется, — уверял он.

На улице Сергей поблагодарил меня, что «вытащила» его из отделения. Говорит, так бы просидел там еще полчаса. «Прямо и направо. Вот мне туда», — сказал он и поехал.

Минут через 10 я увидела колясочника в окно такси: он уверенно ехал по Депутатской, по центру полосы, потом прижался к обочине. Мужчина не упускал момента и подъезжал к машинам, стоявшим на светофоре. После этого свернул на Пискунова. Он не выглядел растерянным и хорошо знал, куда и зачем едет.

Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»

  • Alex Krasnow 3 июля 2017 в 11:54

    Показательная по этому поводу история при мне имела место быть. На «Баньке» лет 10 назад тусили гавроши разномастные, стреляли денежку. И один мой приятель постоянно им копеечку подкидывал. А в один прекрасный день как-то не рассчитал он силушку молодецкую, да на пивас все имевшиеся деньги и…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля