Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Губернатор мглою небо кроет

Обсуждение вопроса о развитии иркутского авиаузла на сессии Заксобрания 28 июня окончательно подтвердило, что вокруг аэропорта города происходят мутные вещи. Депутаты, раздражённые тем, что им ничего не понятно, решили: действия правительства нуждаются в тщательном контроле.

«Больше не скажу»

На сессии парламентарии надеялись услышать, как правительство выполнило мартовское постановление Заксобрания. В нём предлагалось создать рабочую группу с участием депутатов и членов правительства и разработать план действий по развитию иркутского аэропорта. Ещё Заксобрание на мартовской сессии озвучило пожелание, чтобы чиновники чаще и подробнее рассказывали о важных событиях, которые происходят в жизни стратегического предприятия. Постановление родилось потому, что тогда депутатов насторожили выступления губернатора Сергея Левченко и зампреда правительства Руслана Болотова, которые противоречили другу.

— Постановление от 15 марта, подписанное вами, Сергей Фатеевич, не выполнено, — объявила спикеру и остальным депутатам председатель комитета по собственности и экономической политике Ольга Носенко.

Депутаты Ольга Носенко и Дмитрий Ершов. Фото пресс-службы Заксобрания
Депутаты Ольга Носенко и Дмитрий Ершов. Фото пресс-службы Заксобрания

Обсуждение вопроса про аэропорт на июньской сессии получилось ещё абсурднее и нелепее, чем было в марте. В этот раз правительство послало отдуваться министра жилищной политики, энергетики и транспорта Артура Сулейменова. Тот ещё утром перед сессией на комитете по собственности предупредил:

— Больше того, что говорил Болотов, я не скажу.

Не то чтобы министр не хотел говорить. Ему просто нечего было сказать, поскольку с марта, по его словам, ситуация не изменилась. Это было удивительно слышать, потому что на сессии, за несколько часов до выхода чиновника на трибуну, губернатор, отвечая на вопросы депутатов после своего отчёта о работе правительства за 2016 год, рассказал последние новости. В этом году состоится конкурс по выбору инвесторов для строительства нового аэропорта.

— Мы должны привлечь как минимум четырёх инвесторов, примерно по 25 % чтобы они вложили. Из них у государства будет 25 % плюс одна акция. Для того чтобы не устраивать монополизм. Сегодня желающих больше, чем оставшиеся три места. Мы уже начинаем смотреть, кто из них лучше, это в том числе иностранные инвесторы, — сообщил губернатор.

Сергей Левченко на сессии. Фото с сайта правительства Иркутской области
Сергей Левченко на сессии. Фото с сайта правительства Иркутской области

Подготовкой конкурса займётся компания «ИркутскАэроинвест», которая, как утверждают чиновники, создана именно для этой цели. По 50 % в её уставном капитале принадлежат АО «Корпорация развития Иркутской области» и АО «Новапорт Иркутск» — структуре, учрежденной в июле 2016 года корпорацией «АЕОН» Романа Троценко.

Вопросы без ответов

На июньской сессии повторилось то, что произошло на мартовской, когда Левченко и Болотов озвучили разную информацию о том, как планируют развивать иркутский аэропорт. И в этот раз губернатор говорил о каких-то инвесторах и о том, что тема не стоит на месте, а его подчинённый, ответственный за транспорт в регионе, ничего об этом не знал. Артур Сулейменов зачитал сухой доклад о том, что представляет из себя аэропорт, и напомнил, как собирались строить новый. Он пообещал ответить на любые вопросы, но не ответил практически ни на один, ещё сильнее нервируя депутатов, которые к обсуждению темы подобрались, когда шёл десятый час сессии.

Артур Сулейменов. Фото с сайта правительства Иркутской области
Артур Сулейменов. Фото с сайта правительства Иркутской области

Пока из имеющейся информации понятно одно: правительство области намерено строить новый аэропорт и реконструировать существующий — сделать там новый международный терминал.

— А стоимость всего имущественного комплекса аэропорта какова? — спросил депутат Александр Балабанов.

— Уточняется, я сейчас не могу сказать даже примерно. Вячеслав Анатольевич точно всё знает, — перевёл стрелки Сулейменов на министра имущественных отношений Владислава Сухорученко. Но и тот не внёс ясности:

— Ответ на этот вопрос мы, к сожалению, дать не можем, потому что по инициативе администрации аэропорта был объявлен конкурс на проведение независимой оценки рыночной стоимости имущественного комплекса. По представлению ФАС итоги были признаны недействительными по заявлению небольшой новосибирской компании, потому что, по её мнению, к участию не допущены субъекты малого и среднего бизнеса.

Фото с сайта аэропорта
Фото с сайта аэропорта

— Сколько может стоить новый терминал в старом аэропорту? — продолжал Балабанов.

— Тоже не могу сказать. Я могу из головы придумать, но это не будут точные цифры, — продолжал и Сулейменов.

— В своё время рассматривался вопрос о строительстве нового аэропорта в районе Мегета. Что помешало? – хотел узнать депутат Виктор Шопен.

— Не могу сказать, что помешало. Было восемь вариантов выбора земельного участка, — не удивил разнообразием ответов министр.

И тут в него вцепилась вице-спикер Наталья Дикусарова, которая была сильно недовольна тем, что область «пролетает» мимо федерального финансирования на развитие сети аэропортов. В мае российское правительство исключило регион из федеральной программы модернизации, по которой мы могли получить 23 миллиарда рублей.

Наталья Дикусарова. Фото ИА «Иркутск онлайн»
Наталья Дикусарова. Фото ИА «Иркутск онлайн»

— Когда в бюджете области мы предусматриваем деньги для муниципалитетов, то требуем от них наличия выделенной земли, проектно-сметной документации, положительного заключения экспертизы, — напомнила депутат. — Нисколько не удивительно, что федерация требует от субъектов того же самого. Из всего доклада я поняла, что с определением земли остановились, проектно-сметная документация отсутствует, положительного заключения нет. Что происходит-то, что делается? Мы играемся. И вылетаем из федеральной программы. Вы знаете, денег-то лишается не только Иркутск, их лишаются все аэропорты области. Мы столько времени и сил затратили на то, чтобы что-то сохранить. Если сегодня малые аэропорты не получат финансовой помощи, это может поставить крест на их дальнейшей судьбе.

Где план мероприятий? Когда точно будет выбран земельный участок для нового аэропорта? Когда будет готова проектно-сметная документация? Наталья Дикусарова сыпала вопросами. И требовала сказать, кто конкретно в правительстве курирует эту тему:

— Кто ногами ходит в федеральное правительство и кто держит руками ситуацию, чтобы эти 23 миллиарда ни в коем случае не потерять?

Фото с сайта аэропорта
Фото с сайта аэропорта

— 848-е постановление правительства РФ (об исключении аэропортов из ФЦП. — Прим. ред.) касается не только Иркутской области, а более 70 аэропортов по всей России, — сказал в оправдание Артур Сулейменов. — Что до наших северных аэропортов, они были исключены по той причине, что в то время, когда они были внесены в ФЦП, там не было ни одного рубля вложений. И вопрос стоял так: если это вам не надо, значит, это вам не надо. А за тему аэропортов естественно, что я отвечаю, ну и естественно, что это Руслан Николаевич.

— Где дорожная карта? — повторила Наталья Дикусарова.

— Её не может быть, Наталья Игоревна. Потому что нет ответов на некоторые вопросы, — поставил точку Сергей Брилка.

«Доверяться не имеем права»

Депутаты окончательно потеряли надежду услышать внятные ответы и просто в эмоциях посылали вопросы в воздух.

Илья Сумароков и Владислав Буханов. Автор фото — Андрей Фёдоров
Илья Сумароков и Владислав Буханов. Автор фото — Андрей Фёдоров

— А для чего мы вообще перемещаем аэропорт? — рассуждал фактически сам с собой депутат Владислав Буханов. — Технико-экономическое обоснование, что туманы мешают и срывают международные рейсы, ни разу не видел. Объяснение, что рядом город… но авиапроисшествия бывают по всему миру. Когда я посмотрел, в каких условиях в Бразилии приземляются самолёты, волосы дыбом встали: среди девятиэтажек приземляются огромные лайнеры. И нам раз за разом с упорством, достойным лучшего применения, объясняют, что нужно перенести аэропорт. Зачем? Если для того, чтобы областной центр развивался, это одна постановка вопроса. Если по нормам безопасности, вторая. И третья: есть инвестор, который хочет в поле в Усть-Орде построить.

Скажите нам цель, и тогда мы все вместе впряжёмся в эту повозку и потянем её. А когда нам говорят, что есть проект, но мы сейчас о нём всё не можем рассказать, конечно, возникают вопросы. Можно мне не отвечать, потому что мой вопрос в воздухе висит, я вижу, что вы тоже внутренне со мной согласны.

Фото ИА «Иркутск онлайн»
Фото ИА «Иркутск онлайн»

— Бесконечно это длиться не может, нужно принимать какие-то меры. Земельного участка нет, губернатор говорит, что деньги есть, потом говорят, что деньги заморожены — эти 23 миллиарда. Куда идём-то, чем занимаемся? — беспокоился парламентарий Олег Кузнецов. — Кого водим за нос, я понять не могу? Сами себя, что ли? Мне кажется, надо включаться в этот процесс, входить в эту проблему, потому что какие-то тёмные дела идут. Говорим, что инвесторы в очереди стоят. Но участка нет. Какие инвесторы? Честно говоря, просто уже слов нет.

— У меня есть предложение завершить обсуждение, оно ничем не кончится, друзья мои, — включился депутат Илья Сумароков. — Что мы друг другу дурацкие вопросы задаём, не зная, где будет у нас аэропорт и зачем?

Не с вопросами, а с фактами, подтверждающими, что дело нечисто, выступил Александр Балабанов. Он показал документы Минтранса России, находящиеся в открытом доступе, просмотрев которые, можно сделать вывод, что у федеральных чиновников возникают те же опасения, что у депутатов Заксобрания: они считают, что правительство региона хочет без конкурса подарить кому-то иркутский аэропорт.

Депутаты Эдуард Дикунов и Александр Балабанов. Автор фото — Андрей Фёдоров
Депутаты Эдуард Дикунов и Александр Балабанов. Автор фото — Андрей Фёдоров

— Есть протоколы Минтранса, есть письмо Минтранса Дворковичу (заместителю председателя правительства РФ. — Прим. ред.), в котором с удивительной подробностью расписано всё то, что вызывает сомнения и опасения и у депутатов Заксобрания. Федеральные чиновники делают вывод, что проведение конкурса по выбору инвестора для развития иркутского авиаузла затягивается умышленно, — рассказал депутат. — То, что мы потеряли 23 миллиарда рублей, это не случайно. Минтранс трижды предупреждал Иркутскую область, что, если не провести мероприятия, прописанные в указе президента о передаче аэропорта из федеральной в областную собственность, нас лишат этих денег. Тем не менее ничего не сделано. Исполнительная власть недорабатывает серьёзно. И дальше доверяться ей мы не имеем никакого права, потому что не знаем, как поведет себя Минтранс, он может отозвать аэропорт в собственность федерации.

Александр Балабанов отметил, что информация губернатора о том, что набран пул возможных инвесторов на два миллиарда долларов для строительства нового аэропорта, не подтверждается.

— И когда говорят, что будет и старый аэропорт, и новый, нас вводят в заблуждение, — считает депутат. — Существующий будет работать только на время строительства, а потом он должен быть ликвидирован. И когда сегодня этот облюбованный инвестор («Новапорт». — Прим. ред.) говорит: я построю новый терминал на старой территории, это означает, что он идёт «домодедовской» схемой. В своё время в Домодедово частный предприниматель подрядился помогать развивать, расширять аэропорт. Доразвивался и докапитализировался до того, что его доля в три раза превысила государственную. Нужно волевое участие Заксобрания в этом проекте, чтобы обеспечить проведение конкурса, иначе нас будут как тех карасей за коряги заводить.

Сергей Брилка. Фото ИА «Иркутск онлайн»
Сергей Брилка. Фото ИА «Иркутск онлайн»

В итоге депутаты решили дать губернатору 30 дней, чтобы выполнить мартовское постановление и создать рабочую группу, выработать стратегию развития авиаузла.

— Либо в правительстве кто-то чего-то не понимает, когда пытается с нами разговаривать на вроде непонятном для нас языке, а на самом деле для нас всё понятно, — с хитрым выражением лица сказал последнее слово спикер Сергей Брилка. — В мартовском постановлении у нас есть запись: создать рабочую группу. Я думаю, что губернатор решение примет, каким образом нас информировать. Без внедрения в глубину этого вопроса мы не обойдёмся.

Светлана Латынина, ИА «Иркутск онлайн»

  • Слава Кпсс 20 октября 2017 в 17:57

    Желтопрессные заголовки. Скатились.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля