Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Инвесторы для аэропорта: или подерутся, или надорвутся

В Иркутске продолжают кипеть авиационные страсти. Представитель компании «Базовый элемент» заявил, что строить сейчас в городе новый аэропорт нецелесообразно: он не окупится. Также поставили под сомнение идею губернатора Сергея Левченко привлечь к строительству нескольких инвесторов. Иркутск — слишком маленький пирог, и компании либо подерутся за его куски, либо понесут убытки, если согласятся работать в пуле.

Завеса тайны

Впервые за то время, что в Иркутске обсуждают тему строительства нового аэропорта, слово дали компаниям, которые не прочь вложиться в проект. 20 сентября два потенциальных инвестора выступили в Заксобрании на заседании рабочей группы при комитете по собственности и экономической политике. Свои представления о развитии авиаузла высказали руководитель проекта управляющей дирекции «Авиация» «Базового элемента» Игорь Шубейко и директор по стратегическим коммуникациям УК «Аэропорты регионов» Евгений Красиков.

Иркутский аэропорт. Фото IRK.ru
Иркутский аэропорт. Фото IRK.ru

Представитель «Базэла» начал с матчасти. Он заявил, что, имея два миллиона пассажиров в год, иркутский аэропорт не окупит 20 миллиардов рублей частных инвестиций, которые хочет привлечь облправительство.

— На такую сумму можно рассчитывать при трех или трех с половиной миллионах пассажиров в год, — уточнил Шубейко. — Объективный максимум иркутского аэропорта — десять миллиардов рублей. Понятно, что можно вложить и 20, но окупаемость будет достигаться либо сверхтарифами, которые лягут на плечи пассажиров, либо дополнительными субсидиями и инвестициями.

Сценарий, когда к строительству аэропорта привлекают нескольких инвесторов, Игорь Шубейко назвал утопическим и снова указал на объемы перевозок. При двух миллионах пассажиров предприятие не принесет сверхдоходы, чтобы можно было их делить. Даже при двух инвесторах проект будет убыточным для каждого из них, не говоря уже про четырех и более, о которых заявляет Сергей Левченко. И на этой почве может произойти конфликт бизнес-интересов.

Фото с сайта иркутского аэропорта
Фото с сайта иркутского аэропорта

Наконец, Игорь Шубейко упрекнул областное правительство в том, что разговоров про строительство воздушной гавани много, а конкретики нет:

— Мы не понимаем, какой выбран земельный участок. Есть какая-то завеса тайны. На наш взгляд, пока ничего не сделано. Нам необходима готовность региона и федерации инвестировать средства в дополнительную инфраструктуру, но такой готовности сейчас не видим. Мы слышим, что конкурс будет в этом году, но пока не видим никаких движений в эту сторону. Возможно, пока это сверхсекретная информация.

На взгляд представителя «Базэла», сейчас было бы разумнее модернизировать действующий порт. По оценкам компании, на это нужно около 13 миллиардов рублей, губернатор озвучивал сумму в восемь миллиардов. А к строительству нового стоит приступать лет через восемь-десять, считают в компании. За это время надо выбрать и подготовить площадку, сделать проект, всю документацию, заложить деньги в бюджете. Область и федерация должны быть соинвесторами, поскольку часть инфраструктуры, в частности взлетно-посадочная полоса, по закону должна находиться в государственной собственности.

Иркутский аэропорт. Фото IRK.ru
Иркутский аэропорт. Фото IRK.ru

— И когда сойдутся все факторы — необходимые масштабы бизнеса, наличие средств у федерации, у региона, тогда все три стороны приступают к совместной реализации, — сказал Игорь Шубейко. — Это грандиозный проект, к которому, как нам видится, сейчас никто не готов. К нему надо подходить взвешенно и осознанно, чтобы никто не надорвался.

В «Базэле» считают, что заниматься модернизацией существующего аэропорта и строить новый должен один и тот же частный инвестор. Возведение воздушной гавани с нуля в компании оценили более чем в 50 миллиардов рублей: примерно 23 миллиарда должна выделить федерация на аэродромную инфраструктуру, порядка 15 миллиардов потребуется от области на строительство подъездных путей, дорог с развязками, инженерных сетей, более 20 миллиардов составят частные инвестиции на аэровокзал, служебно-технические, заправочные объекты.

«Мы иллюзий не питаем»

Евгений Красиков, в свою очередь, заявил, что новый аэропорт в Иркутске нужно строить сейчас. Стоимость проекта он оценил в 20 миллиардов рублей. Его компания в настоящее время заканчивает строительство порта в Ростове, а в июне начала возводить аэропорт в Саратове.

— Я думаю, что по своим экономическим возможностям Саратовская область уступает Иркутской, тем не менее там строят порт, — сказал представитель УК «Аэропорты регионов».

Строящийся аэропорт в Ростове. Фото с сайта www.rostovnadonu.bezformata.ru
Строящийся аэропорт в Ростове. Фото с сайта www.rostovnadonu.bezformata.ru

Но он согласился с коллегами из «Базэла» в том, что информация о действиях с иркутским авиаузлом покрыта тайной и возникает много вопросов. Он попросил исполняющего обязанности председателя правительства Руслана Болотова, который присутствовал на встрече депутатов с инвесторами, внятно сформулировать, что хотят чиновники:

— Руслан Николаевич, вы говорите, что есть вся информация, есть четкая позиция правительства. Может, где-то мы недорабатываем, но депутаты, а я смотрел сессии Заксобрания, задавали вам вопросы, они тоже не понимают, что происходит. Мы как инвесторы тоже до конца не понимаем процедуру. Вы говорите, что конкурс будет понятный, прозрачный и так далее. Скажите когда. Если до конца этого года, как заявлено, то времени осталось очень немного. Сформулируйте для потенциальных инвесторов, если хотите работать прозрачно, что вы собираетесь делать: строить новый аэропорт или развивать существующий.

Фото с сайта иркутского аэропорта
Фото с сайта иркутского аэропорта

Руслан Болотов, выразив недовольство тем, что инвесторы «прочитали ликбез» правительству, заявил: от строительства нового аэропорта никуда не деться, есть указ президента, значит, надо выполнять. А где его будут возводить, так и не сказал.

— Скажите, пожалуйста, если вы сегодня задекларируете в свободном доступе конкретную площадку, как вы считаете, технически эту землю могут занять, пока вы готовите проект, если вы не наложите сервитут? — спросил Болотов у Игоря Шубейко.

— Если об этом знают два человека, то те, кому надо, в любом случае узнают, где будет аэропорт. Не надо питать иллюзий. Там будут куплены участки теми, кому надо. Какие-то спекулянты все равно об этом узнают. Они этим и живут, — парировал сотрудник «Базэла».

Иркутский аэропорт. Фото IRK.ru
Иркутский аэропорт. Фото IRK.ru

— Мы иллюзий не питаем. Но вы правильно ответили. Однако по большому счету минимизация рисков должна быть, — отрезал Болотов. — Мы идем к конкурсу. Вы абсолютно правильно сказали: должны быть четкие, конкретные параметры предложений. Так вот именно этим сегодня аэропорт Иркутска и занимается, он формирует конкретные параметры под задачу. Мы дали им поручение разработать технико-экономическое обоснование, предпроектные варианты и заказать аэропроект, чтобы мы понимали, что хотим для исполнения указа президента. Коллеги, большая часть вопросов возникает из-за того, что где-то не прочитали, где-то не ознакомились. Дайте нам доработать параметры, мы не можем сегодня выйти и сказать, что нам нужно, не имея нормальной подосновы.

Инвесторов такое отношение к делу не устроило.

— Очень странно слышать, когда региональные власти, принимая инвесторов, начинают говорить, зачем вы тут нам пришли лекцию читать, мы все знаем без вас. Речь идет об инвестиционной оценке проекта, которую вы, к сожалению, не представили общественности, инвесторам, депутатам. Никто не знает где, когда, сколько, — остался при своем мнении Игорь Шубейко.

На том встречу и закончили.

Светлана Латынина, IRK.ru

  • kelevra77 26 сентября 2017 в 18:09

    А кому не хватает нынешнего аэропорта?

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля