Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Как китайский турбизнес зарабатывает на Байкале

По экспертным оценкам, Россия недополучает около 500 миллионов долларов в год из-за того, что приезжих туристов из Китая обслуживает не наш турбизнес, а китайский. К этому стоит добавить репутационные потери, потому что гости зачастую получают некачественную услугу, попадаются на уловки обманщиков и гидов-дилетантов.

Аудиоверсия материала

Отпуск под контролем

По данным Ростуризма, в прошлом году Россию посетили 1 миллион 288 тысяч китайских туристов — на 15 % больше, чем годом ранее. В Иркутскую область за восемь месяцев 2017-го, по информации Росстата, приехали почти 36 тысяч гостей из КНР — на 30 % больше, чем за тот же период прошлого года.

Руководитель Агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина считает, что рост турпотока из Китая выгоден региону: гостиницы, турбазы получают дополнительные доходы, значит, платят больше налогов.

Туристы на Байкале. Фото Регины Ступурайте
Туристы на Байкале. Фото Регины Ступурайте

— Магазины, которые здесь работают, тоже оплачивают свою деятельность в виде налоговых платежей. Безусловно, чем больше покупок совершается, тем больше у них оборот, они с этого оборота платят налоги. Поток туристов растет, это хорошо, это повышение налоговых отчислений в любом случае, не важно, какими участниками рынка, — говорит Екатерина Сливина. — Мы в этом году проводили социологический опрос среди туристов, которые посещают Иркутскую область. Анкетирование проходило в аэропорту, на паромной переправе на остров Ольхон и в Листвянке. Один из вопросов касался трат. Так вот, российский турист в среднем тратит около 30 тысяч за неделю, иностранный — порядка 50 тысяч. Эти деньги все равно же на территории остаются.

Другой точки зрения относительно выгоды от китайского туриста придерживаются ученые, которые провели собственные исследования. Научный работник института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН Иван Зуенко рассказывает, что организация индивидуальных туров для китайских туристов не приносит российским туркомпаниям прибыли, потому что спрос на такие туры невелик. До 80 % туристов из КНР едут к нам группами по безвизовому режиму. Это представители среднего класса и ниже. Массовый туризм полностью контролируется китайскими компаниями.

Иван Зуенко. Фото из Facebook
Иван Зуенко. Фото из Facebook

— Большая часть расходов делается в Китае: оплачивается перелет, гостиница, услуги гидов, питание. Иначе говоря, из тех 10-12 тысяч юаней, которые в среднем китайский турист тратит на свой отдых в России, большую часть он тратит уже в Китае, а в России — порядка двух-трех тысяч юаней, — подсчитал Иван Зуенко.

Китайские турфирмы заключают договоры с российскими туроператорами, те выступают контрагентами, но практически ничего не имеют от такого сотрудничества. Все контролирует китайская сторона, поэтому у российских туркомпаний нет прямого выхода на китайского потребителя, говорит доцент кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского госуниверситета Юлия Елохина:

— Условия туров определяются в Китае. Туристы приобретают пакет предложений, в котором уже составлена программа визита, прописаны места обслуживания, какие торговые заведения предполагается посетить. Выбор российского оператора и программы визита практически полностью зависит от китайских компаний, что снижает экономические выгоды для туристического сектора в регионе.

Юлия Елохина. Фото из Facebook
Юлия Елохина. Фото из Facebook

Китайскому туристу в принципе сложно выйти на российскую турфирму, потому что всего 363 компании России могут работать с КНР. А в Китае с Россией — более трех тысяч. Они создали себе такую инфраструктуру, что жители Китая до нашего турагентства просто не достучатся.

Как выводятся деньги

Гостиницы китайские турфирмы выкупают блоками, так они получают большие скидки. И для туриста выгодно. Например, во Владивостоке на проживание в трехзвездочной гостинице китаец тратит порядка одной тысячи рублей в сутки. Если бронировать тот же номер самостоятельно через Booking.com, то он обойдется в шесть-восемь тысяч рублей.

На волне растущего турпотока из Поднебесной в Иркутской области стали появляться гостиницы, принадлежащие китайцам либо подставным гражданам России, за которыми стоят предприниматели из КНР. Среди этих гостиниц есть нелегальные, выстроенные на берегах Байкала под видом частных жилых домов. Доход от теневого бизнеса идет мимо российского бюджета.

Туристы на Байкале. Фото ИА «Иркутск онлайн»
Туристы на Байкале. Фото ИА «Иркутск онлайн»

Гиды водят свои группы в рестораны и магазины, которые контролируются китайским бизнесом. Наценка на товары составляет 200-300 %. При этом гостей нередко обманывают. Например, в ювелирных салонах под видом янтаря им продают с безумной накруткой обычный пластик. Шопинг, говорят эксперты отрасли, главное развлечение за рубежом путешественника из КНР, история и культура другой страны его интересует в последнюю очередь.

Деньги, оставленные в российских магазинах и ресторанах, уходят в Китай. Применяются теневые схемы, позволяющие выводить доходы на родину или вообще перечислять туда напрямую, не задерживая их в России. Товары и услуги могут оплачиваться через QR-код, популярна схема обналичивания денег на этнических рынках.

На этнических рынках работают схемы обналичивания денег. Фото с сайта www.5b3.org
На этнических рынках работают схемы обналичивания денег. Фото с сайта www.5b3.org

— Магазин может просто подпольно поставить терминал китайского банка у себя, и совершенно спокойно все транзакции проходят, минуя какой-либо контроль с российской стороны, — рассказывает Иван Зуенко. — Таким образом, подавляющая часть прибавочной стоимости от приема китайского туриста остается в Китае. Что остается на нашу долю? Это продуктовые магазины, супермаркеты. Китайцы туда тоже заезжают, но там они тратят ничтожно мало по сравнению с той же ювелиркой. Средний чек китайского туриста в магазине, по моим оценкам, 1000-1500 рублей. И как ни странно, китайским бизнесом не контролируется неформальный сектор, я назвал это индустрией греха: бары, стриптиз, досуг, массажные салоны.

Басни о России

Турфирмы из Поднебесной приставляют к своим туристам в России китайских гидов. Они обходятся дешевле российских. Как рассказывает Юлия Елохина, часто для обслуживания, особенно больших групп, привлекают мигрантов из Китая, которые легально находятся в России и в достаточной степени владеют русским языком, поэтому готовы к коммуникациям. Чаще всего это китайские студенты, которые здесь учатся. Турфирмы из КНР заключают с ними краткосрочные контракты, это позволяет минимизировать издержки. Однако по российским законам иностранцы с образовательной визой не имеют права заниматься на территории страны трудовой деятельностью. Получается, что студенты находятся в России законно, а работают нелегально.

Туристы на Байкале. Фото ИА «Иркутск онлайн»
Туристы на Байкале. Фото ИА «Иркутск онлайн»

Бывает, что несколько китайских студентов покупают один на всех автомобиль и по очереди возят и сопровождают небольшие группы туристов. Как правило, это более состоятельные гости, способные оплатить индивидуальную программу. Гид в этой ситуации вообще ни от кого не зависит.

Профессиональной подготовки и знаний у нелегальных китайских гидов недостаточно или вовсе нет. Зато много находчивости. Они даже научились проводить своих туристов туда, куда можно попасть только в сопровождении лицензированного российского гида, например в Кремль, рассказывает руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги Александр Габуев.

Александр Габуев. Фото из Facebook
Александр Габуев. Фото из Facebook

— Они берут гида с невостребованными или редко востребованными языками, например латышским или эстонским. Он идет перед группой, а за ним уже идет китайский гид-руководитель группы, — поясняет Александр Габуев. — Что эти гиды рассказывают, это отдельная история. Например, что Ленин — это внук Петра Первого, что половина российской культуры заимствована из Китая, а половина земли — это исконно китайские земли. Про сексуальную жизнь Екатерины Второй — это прямо «Цветы сливы в золотой вазе» в нецензурированном варианте (эротический роман на китайском языке с порнографическими эпизодами. — Прим. ред.) Очень много всякой ерунды.

«Они этим пользуются»

Сколько денег не получает отечественный турбизнес из-за того, что отдыхом своих сограждан в России управляют китайцы, сказать сложно. Называется приблизительная сумма в 500 миллионов долларов в год, проверить ее сложно, но она похожа на правду, говорит Иван Зуенко.

— И в то же время нельзя утверждать, что китайский турпоток нам вредит. Нет, определенная часть граждан получает определенные доходы. Развитие въездного туризма, как никак, способствует развитию гуманитарных связей между Россией и Китаем. Но спасет ли китайский турпоток экономику российских регионов? Мой ответ однозначен: нет. Слишком низкий КПД в обслуживании этого турпотока, — заключает ученый. — Я не вижу, как это положение можно изменить, потому что китайский бизнес использует в том числе совершенно легальные механизмы, плюс существует коррупция среди российских чиновников, готовность отдельных представителей российского бизнеса к коллаборационизму (сотрудничеству. — Прим. ред.) с китайским. Вряд ли мы сможем эту тенденцию переломить. Во всем мире, в общем-то, обслуживание китайского турпотока построено по принципу круговорота китайских средств среди китайского же бизнеса.

Туристы на Байкале. Фото ИА «Иркутск онлайн»
Туристы на Байкале. Фото ИА «Иркутск онлайн»

Эксперты советуют изучить опыт других стран в работе с китайскими туристами, чтобы обернуть ситуацию себе на пользу. Иностранный опыт однозначно богаче нашего, ведь Россия — далеко не самое популярное направление у путешественников из КНР. Гораздо чаще китайцы ездят в Таиланд, Южную Корею, Японию, США, Сингапур.

И хотя нам кажется, что гости из Поднебесной у нас все заполонили, на Россию приходится лишь 1 % выездного китайского туризма.

Кроме того, по мнению экспертов, российские власти должны проявить политическую волю и принять решения, которые сломают схему работы китайского турбизнеса в нашей стране. Сейчас в России не запрещено вести бизнес так, как китайцы его здесь ведут, и они пользуются этим. Также власти должны по-настоящему поддерживать отечественную туротрасль, адресно, серьезными финансовыми вложениями и инфраструктурой. К вопросу надо подойти комплексно.

В конце концов, время тоже расставит все по своим местам. Сейчас в Россию едут в основном китайцы в возрасте от 50 лет. Если сюда поедет молодежь, а по оценкам специалистов, такая перспектива есть, она будет самостоятельно организовывать свой отдых. Ей проще без посредника забронировать гостиницу и составить маршрут, а значит, туроператоры не воспользуются ее доверчивостью.

Светлана Латынина, ИА «Иркутск онлайн»

  • Алексей Котович 4 октября 2017 в 09:03

    Что же говорить о медицинском туризме, то практика показывает, что его так же следует включать в предлагаемые программы российских туров, создавая разделы в региональных информационных порталах, о возможностях и ограничениях оказания специализированной и высокотехнологической помощи иностранцам,…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля