Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Памперсная» угроза винным магазинам

В предпринимательском сообществе растет градус недовольства законопроектом депутата Алексея Козюры. Парламентарий предложил ужесточить запрет на ночную продажу алкоголя, но встретил сопротивление бизнеса. После переговоров с коммерсантами он смягчил законопроект, однако те не сменили гнев на милость.

Час от часу не легче

В первоначальной редакции закона говорилось о том, чтобы запретить магазинам, расположенным в жилых домах, торговать алкоголем с восьми вечера до полудня. Сейчас запрет продолжается с девяти вечера до девяти утра. То есть депутат предложил на четыре часа увеличить промежуток времени, когда продавать спиртное нельзя. Это возмутило бизнес. В конце сентября состоялась первая встреча парламентария с предпринимателями, которые предъявили претензию, что их мнения не спросили прежде, чем написать закон.

Алексей Козюра. Фото из Facebook
Алексей Козюра. Фото из Facebook

Депутат отозвал свой проект из Заксобрания и начал исправлять. На днях он представил новую версию: запретить продажу спиртного с девяти вечера до десяти утра в будни, с девяти вечера до восьми утра в выходные; распространить запрет на все торговые точки, а не только на те, что находятся в жилых домах. Новые правила Алексей Козюра предлагает ввести с 1 января 2019 года, рассказал он на очередной встрече с бизнесом.

— А почему с 2019-го? — не поняли владельцы и представители магазинов.

— Во-первых, это связано с временем прохождения закона, потому что он к 1 января 2018 года может быть не принят. Во-вторых, чтобы предпринимательское сообщество адаптировалось к этому самому времени, привели свои режимы работы, ликвидировали инвестпроекты какие-то…

— Надо президенту написать по поводу ликвидации инвестпроектов, — среагировала руководитель аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Эвелина Секулович.

— Это шутка, шутка была! — воскликнул законотворец.

Предприниматели на встрече с Алексеем Козюрой. Фото со страницы бизнес-омбудсмена в Facebook
Предприниматели на встрече с Алексеем Козюрой. Фото со страницы бизнес-омбудсмена в Facebook

Предпринимателей не устроило новое предложение по времени ограничения продаж. Некоторые из них вообще до сих пор не уяснили, какую цель преследует Алексей Козюра.

— К чему приведут эти ограничения? Я понять не могу. Есть же у этого цель? — спросила директор специализированного магазина Алла Салацкая.

Алексей Козюра попытался объяснить на пальцах:

— А вы, я прошу прощения, в шахматы играете? Я вам хочу на этом примере ответить. Основная цель — это установление четких правил игры. Если вы играете в шахматы, а я пришел к вам играть в Чапаева, то я обыграю вас с вашим дорогим вином. И все. И будете продавать, знаете, памперсы, в своем замечательном магазине, потому что я выйду с законом — и привет.

Люди страдают

Еще одна цель закона — сделать так, чтобы люди меньше пили. По словам Алексея Козюры, если сопоставить объем продаж спиртного с числом жителей Иркутской области, включая младенцев и стариков, получится, что каждый из нас покупает 21 бутылку водки в год. Это официальные данные без учета подпольных продаж. Больше пьют — больше воруют и убивают. Алексей Козюра оперировал статистикой:

Фото с сайта www.spirtok.ru
Фото с сайта www.spirtok.ru

— Было предложение еще и от правоохранительных органов, которые считают, что необходимо протестировать в Иркутской области ограничение утреннее, посмотреть на динамику снижения уровня преступности в состоянии алкогольного опьянения, потому что вечернее ограничение дало в течение трех лет серьезное снижение совершения преступлений в состоянии алкогольного опьянения.

— Не снизите потребление. Алексей Викторович, не снизите! Контрафакт увеличится. И самогоноварение. Вы не представляете, сколько людей уже варит самогон, — доказывала скептически настроенная Алла Салацкая. — Я хочу сказать: мне звонят в запретные дни и чиновники. Они не могут купить. Страдают-то люди, которые мало употребляют, вот в чем дело. Алкаш-то он везде найдет, в каждой подворотне.

Бизнес считает, что после ужесточения запрета на ночную торговлю потребитель пойдет к нелегалам. Фото Светланы Латыниной
Бизнес считает, что после ужесточения запрета на ночную торговлю потребитель пойдет к нелегалам. Фото Светланы Латыниной

Алексей Козюра попытался провести аналогию с законом на ограничение продаж табака, чтобы показать, что хорошего из него получилось, но вышло неубедительно:

— Вы знаете, недавно был забавный случай. Я вот, признаюсь, человек курящий и бегал на сквере Кирова искал, где купить пачку сигарет. Нигде не мог, все под запретом, потому что вокруг образовательные учреждения. Но вижу, что они из-под полы торгуют, и говорю: продайте мне сигареты. Но они видят мой депутатский значок и говорят: нет, у нас ничего не продается.

— Вы бросили курить после этого? Вы же все равно не бросаете, — засмеялся зал и напирал дальше:

— Ваш закон уже принес свои плоды: по Ангарску развесили баннеры с рекламой товаров для самогоноварения и виноделия. А в сентябре в квартире произошел взрыв самогонного аппарата, пожар в жилом доме, пострадал мужчина.

— Когда статистика будет по взрывам самогонных аппаратов, тогда мы еще раз соберемся. Пока статистики нет, — остудил коллег представитель продуктовой торговой сети Александр Концевич.

Пожар после взрыва самогонного аппарата в Ангарске. Кадр «Вести-Иркутск»
Пожар после взрыва самогонного аппарата в Ангарске. Кадр «Вести-Иркутск»

Алексей Козюра пожалел, что на встречу не пригласили руководителя управления Роспотребнадзора по Иркутской области Алексея Пережогина. Говорит, если бы тот пришел, мало никому бы не показалось:

— Если бы Алексей Николаевич тут был, то мы вместе, и я в том числе, попали бы под жесточайшую критику, потому что когда он прочитал законопроект, он мне сказал: это что за детский лепет? Да надо запретить там по тридцать дней, с двадцати одного года. У него предложение было просто расстреливать тех, кто выходит из алкогольного магазина с бутылкой водки. Потому что он ну просто воинствующий сторонник абсолютных ограничений.

«Давайте с этой мафией поборемся»

Предприниматели говорили о том, что магазины все равно найдут лазейку и обойдут запрет, если захотят. Например, переквалифицируются в общепит, ведь для него ограничения по продаже алкоголя не установлены. Сменить статус будет несложно. А нелегальные продавцы как работали, так и будут работать, для них не писан никакой закон, им любые дополнительные ограничения только на руку. Официальные магазины будут продавать спиртного меньше, значит, нелегалы — больше, потому что люди пойдут к ним.

Если специализированные алкогольные магазины от дополнительных двух часов запрета, в принципе, ничего не потеряют, то по экономике продуктовых сетей закон ударит сильно, предупреждали предприниматели.

Фото с сайта www.focus.ua
Фото с сайта www.focus.ua

— У меня культурный покупатель, ко мне не бегают люди за «догоняловками». Разрешите продавать с 12 до восьми, они будут приходить в это время. У сетей все по-другому: там в девять-десять вечера полмагазина народу, потому что люди туда идут за продуктами. У нас-то штучный товар, а у сетей массовые продажи. Мы совершенно из разных областей, — объяснила Алла Салацкая.

Предприниматели предложили просчитать, сколько денег потеряет экономика области, если запрет на ночную продажу алкоголя ужесточить. Представитель крупной продуктовой сети сказал, что бизнес может предоставить статистику, сколько денег не получит торговля, если ограничение продлить на час. Исходя из этого, можно посчитать, сколько налогов не получит бюджет.

— Ваши экономические потери никого не волнуют, — начал было депутат, но зал загудел:

— Они и ваши!

— Подождите. И наши. Все наши экономические потери несоразмерны с социальными, если рассматривать закон только с точки зрения социального развития. Если его рассматривать только с точки зрения экономики, то, конечно, извините, здесь нужно считать каждую минуту, находить паритет и на что-то соглашаться, потому что это один из важнейших общественных запросов. То, что это уйдет в «нелегалку» — не факт. Мы ведь все факторы учесть, на самом деле, не можем. Должны, конечно, учитывать, но не можем. Незаконные факторы учесть в принципе невозможно.

На защиту коллеги встал депутат Заксобрания Дмитрий Ершов. Он попытался объяснить, что законопроект Алексея Козюры — это только первый шаг в борьбе с пьянством и контрафактом. Дальше последуют другие меры.

На митинге предпринимателей. Фото ИА «Иркутск онлайн»
На митинге предпринимателей. Фото ИА «Иркутск онлайн»

— Давайте нам предложения свои, — попросил Дмитрий Ершов. — Если вы законопослушные, выполняете закон, то есть другие, кто не выполняет. Я понимаю, там мафия, согласен, серьезные деньги, как наркотики. Я десять лет с наркотиками боролся, но живой сижу, никто меня не убил. Давайте с этой мафией поборемся, в чем проблема-то.

Убедить предпринимателей все равно не удалось. Алексей Козюра даже оскорбился, когда ему заявили, что никаких хороших изменений его «антизапойный» закон не принесет.

— Это очень обидно даже слышать, — заметил депутат и пришел к выводу, что надо собираться еще раз.

А предприниматели, не дожидаясь нового раунда переговоров, вышли на митинг и потребовали, чтобы бизнес не «кошмарили» и считались с его интересами.

Светлана Латынина, ИА «Иркутск онлайн»

  • Логист 22 октября 2017 в 23:14

    ну Леха! ну дает! я помню как мы с ним в студенчестве пянствовали ,когда на истфаке учились… в начале 90-х… что же ты тогда себя не ограничивал в потреблении и покупал в ларьках?

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля