Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Дом актера

Автор фото — Зарина Весна

В тихом переулке в центре Иркутска вот уже 120 лет стоит необычный деревянный особняк в стиле модерн — Дом актера. За эти годы он успел побывать пристанищем для забайкальского купца, «красного генерала», здесь решалась судьба города и жили обычные семьи. О вековой истории дома, в котором обосновался уютный театр, — в материале ИА «Иркутск онлайн».

Дом и его хозяева

Роскошный деревянный особняк появился благодаря «забайкальскому Демидову» — так сибиряки называли золотопромышленника из Нерчинска Михаила Бутина. В 1895 году, спустя девять лет после переезда в Иркутск, он приобрел земельный участок в Театральном (ныне Хасановском) переулке для строительства собственного дома. Подробнее о первом хозяине особняка нам рассказала хозяйка нынешняя — директор Дома актера Александра Иманова.

— Он здесь решил обосноваться, потому что у него тут было большое производство — винокуренные заводы, золотые прииски по Иркутской губернии. Здания, в которых сейчас рестораны «Эстрада», «Узбекистон», — бывшие винные склады, это видно по аркам и кирпичным сводам внутри, — заметила Александра Анатольевна.

Вино производилось на Ново-Александровском заводе в 80 верстах от Иркутска, считавшемся одним из лучших в Сибири. Однако отношения с местными купцами у Михаила Бутина не заладились.

— Была неприятная история, наши купцы объявили Бутина банкротом. У него были займы в заграничных и столичных банках, и ему пришлось приложить немало усилий, чтобы доказать в судах свою платежеспособность. Но львиную долю своего капитала, пока шли разбирательства, он потерял, — рассказала директор.

После смерти брата и компаньона Николая в 1892 году Михаил Дмитриевич ликвидировал предприятие «Торговый дом братьев Бутиных» и полностью посвятил себя литературе и общественной деятельности. За несколько лет жизни в Иркутске он успел стать гласным городской думы и приобрел известность как меценат — давал немалые деньги на строительство драматического театра, школ, больниц.

Дом купца Бутина в Театральном переулке стал, вероятно, первой работой выпускника Петербургской академии художеств Алексея Кузнецова в должности главного архитектора Иркутска, которую, согласно «Иркипедии», он занял в марте 1895 года. В последующие годы он станет известен своими проектами Гранд-отеля, аптеки Писаревского, пожарной каланчи на Тимирязева и другими.

Свои необычные для сибирского города архитектурные приемы Алексей Кузнецов применял уже при создании проекта дома Бутина. В итоге в 1897 году в Театральном переулке перед горожанами предстал необычный деревянный особняк с богатым декоративным убранством и элементами стиля модерн.

Однако Михаил Бутин прожил в нем только одно десятилетие. Незадолго до смерти он вернулся в Нерчинск, где в апреле 1907 года умер от болезни почек. Купец оставил 150 тысяч рублей родственникам, а 1,5 миллиона — Нерчинску. На них построили училища, больницы, школы.

— Потом здесь было польско-чешское общество. Было много ссыльных из Польши, и общество помогало отправить их назад. Затем его приобрели для размещения резиденции командующего войсками Иркутского военного округа, — поведала Александра Анатольевна.

Дом купца Бутина стал одной из первых работ выпускника Петербургской академии художеств Алексея Кузнецова в должности главного архитектора Иркутска

Дом купца Бутина стал одной из первых работ выпускника Петербургской академии художеств Алексея Кузнецова в должности главного архитектора Иркутска

Через 10 лет после смерти первого владельца, в декабре 1917 года, в этом доме решалась судьба всего города. После кровопролитных сражений на улицах Иркутска в нем состоялись переговоры и подписание соглашения о прекращении огня между сторонниками большевиков и юнкерами.

В феврале 1918-го дом перешел в ведение Центросибири, в нем останавливался «сибирский красный генерал» Александр Таубе. С 1920 по 1923 год в здании располагался Иркутский губернский комитет РКП(б), затем заседал спортивный комитет.

— А уже позже, во время войны, так как много людей прибывали сюда, здесь сделали коммунальную квартиру. В доме жили 15 семей где-то до 1977 года. Потом его закрыли на реконструкцию, людей переселили. Интерьеры здания были перепланированы для организации Дома актера, который 24 марта 1980 года открыл свои двери для горожан. Тогда-то я здесь впервые и оказалась, — поделилась Александра Анатольевна.

Реконструкция здания проводилась в 70-х годах 20 века

Реконструкция здания проводилась в 70-х годах 20 века

Экскурсия

Дом актера настраивает гостя на высокое искусство с самого порога: сразу за дверью вас встречают две мраморные музы, в руках у одной арфа, у другой — маски. Дальше — просторное фойе с фотографиями и картинами на стенах. Здесь иногда проходят выставки, а на момент нашего визита были развешаны фотографии с «Фестиваля актерской песни».

— Тут был камин когда-то в свое время, — Александра Анатольевна указала на стену слева от входа. — Мы узнали об этом, когда проводились проектные работы, изучали, что под полом, и там нашли фундамент под этот камин. Он был с вытяжкой…

Довольно большие по площади помещения, примыкающие к зданию с северо-восточной стороны, отсутствовали в первоначальном проекте архитектора Кузнецова и были пристроены намного позднее: в 1926 году появились дополнительные кабинеты, в том числе для уникальной библиотеки с раритетными изданиями. В 1970-е годы, когда «коммунальный особняк» перестраивали под Дом актера, прибавились комната для костюмов и антресольный этаж.

С улицы наиболее поздний пристрой довольно заметно выделяется простым фасадом без изысков. Внутреннее же убранство особняка по большей части удалось сохранить, многие детали интерьера пережили даже период размещения коммунальной квартиры.

Многие детали интерьера пережили даже период размещения коммунальной квартиры

Многие детали интерьера пережили даже период размещения коммунальной квартиры

— А вот это наш большой зал! — гордо возвестила директор, войдя в просторное, но вместе с тем уютное помещение. Именно здесь на стенах и потолке сохранилась настоящая лепнина со времен купца Бутина. Сцена же появилась только при реконструкции 1970-х годов, как и гримерки, оборудованные прямо за ней.

— У нас зал пусть и маленький, всего на 100 человек, но зрителей всегда много. Люди приходят, смотрят, кому-то потом рассказывают. Потом это как круги по воде расходится. В основном молодежь ходит. Мы открыли джазовый сезон и поняли, что он у нас уже десятый: всегда аншлаг. «Перекресток» по пьесе Леонида Зорина идет уже пять лет, и всегда зал полон, — рассказала директор.

Сегодня на этой сцене свои спектакли ставят иркутские режиссеры и актеры, работает детский театр «Стрекоза». Гостями Дома актера в разные годы были Лия Ахеджакова, Галина Волчек, Вениамин Смехов, Евгений Леонов, Олег Янковский, Булат Окуджава, Александр Градский и многие другие.

— Этот дом всегда собирал именитых людей, — с гордостью сообщила Александра Анатольевна. — Многие люди сидели здесь, на сцене Дома актера. Рассказывали о себе, общались со зрителями. Об этом только теплые воспоминания.

Гостями Дома актеров в разные годы были Лия Ахеджакова, Галина Волчек и многие другие

Гостями Дома актеров в разные годы были Лия Ахеджакова, Галина Волчек и многие другие

О добром духе

В конце октября 2017 года городские СМИ разнесли долгожданную новость о скорой реставрации Дома актера. Александра Иманова, правда, поправляет: говорить о сроках пока рано, но подготовительные работы, действительно, скоро начнутся — конкурс на разработку рабочей документации уже объявлен.

— Это красивейшее здание, — заметила она. — Наши зрители жалеют дом, как что-то родное, очень переживают за него. Все понимают, что его надо сохранить. «Кружевной» дом Европы отреставрировали, а наш, бедненький, все стоял и погибал. Дерево есть дерево, накопилось много проблем, связанных с дождем, снегом, где-то что-то подгнило. Пришло время реставрировать.

Пока же сотрудники Дома актера находятся в ожидании известия о временном переезде на период реставрации. Куда? Пока не ясно, да и никого из работников этот вопрос особо не беспокоит — такие вещи уходят на второй план, когда речь идет о столь долгожданном ремонте. Разве что, может быть, какое-то время им будет не хватать доброго духа, который царит здесь.

— В этом доме очень хорошо. Все приходят сюда и то же самое говорят. Тут хорошая атмосфера, как в домашнем театре, — с улыбкой окинула взглядом зал со сценой Александра Анатольевна. — Даже просто находиться здесь очень приятно. Ощущение домашнего тепла.

Руководитель Дома актера уверена: после реконструкции дом Бутина снова станет жемчужиной Иркутска и обязательно заманит на спектакли тех, кто раньше проходил мимо затерянного в тихом переулке таинственного особняка.

Кстати, на вопрос о тайнах и загадках Александра Анатольевна лишь пожимала плечами, говоря, что за долгие годы работы каждый уголок дома уже стал родным, изучен вдоль и поперек. Хотя…

— Ходили слухи, что был здесь какой-то подземный ход, который вел из этого здания к винным складам, — вдруг вспомнила директор Дома актера. — Но пока его никто так и не обнаружил… Может, при реставрации найдут?

Автор фото — Зарина Весна

Вадим Палько, ИА «Иркутск онлайн»

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля