Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Законно или нет: фонд капремонта восстановил сгоревший дом

28 апреля 2017 года в Саянске загорелся пятиэтажный дом на территории Промбазы. На майском заседании по ЧС заявили, что на его восстановление выделят деньги из резервного фонда в размере около 23 миллионов рублей. Однако здание отремонтировал Фонд капремонта Иркутской области. Почему изменился источник финансирования и как сгоревший дом попал в программу капремонта, выяснял корреспондент ИА «Иркутск онлайн».

Пятиэтажный жилой дом на территории Промбазы в Саянске загорелся 28 апреля. Как потом установили, неизвестные подожгли неподалеку от здания траву, пламя перекинулось на гаражи. Ветер занес искры на балконы верхних этажей. Сначала загорелась крыша, затем огонь по вентиляционным шахтам проник в квартиры на последних этажах. Пламя уничтожило кровлю, пострадали сети водо- и электроснабжения, канализация. Полностью выгорели шесть квартир, 11 оказались сильно повреждены, другие были затоплены при тушении.

После пожара в Саянске следственный комитет возбудил уголовное дело. По данным следствия, сотрудники ФГКУ «5 отряд ФПС по Иркутской области» несвоевременно потушили пожар.

Сгоревшая квартира. Изображение «Вести-Иркутск»
Сгоревшая квартира. Изображение «Вести-Иркутск»

В тот период от пожаров пострадало много населенных пунктов, и в регионе объявили ЧС. Последовала череда заседаний, заговорили о необходимости выделения денег погорельцам. А дом на территории Промбазы, пострадавший от пожара, нужно было восстанавливать.

На заседании областной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС мэр Саянска Олег Боровский заявил, что с генеральным директором АО «Восток Центр Иркутск» Михаилом Сигалом достигнута договоренность о том, что эта компания и займется ремонтом этой пятиэтажки. Тогда же объявили: на эти цели из областного резервного фонда выделено 22 миллиона 970 тысяч рублей, а уже с 4 мая строители приступят к ремонту крыши. Полностью закончить реконструкцию планировали до октября.

Изображение «Вести-Иркутск»
Изображение «Вести-Иркутск»

Изображение «Вести-Иркутск»

Изображение «Вести-Иркутск»

Информацию о предоставлении денег на ремонт дома из резервного фонда опубликовали и на сайте администрации Саянска. «Необходимая сумма — 22 миллиона 907 тысяч рублей. В первую очередь требуется 8 миллионов на ремонт кровли, который нужно завершить до 10 июня», — говорится в сообщении.

Откуда деньги

Ремонт дома в Саянске закончили уже в середине сентября. В здании полностью заменили кровлю, окна в подъездах и канализационные стояки в квартирах. Однако, как оказалось, за счет Фонда капремонта Иркутской области (ФКР). «Всего были сделаны работы на общую сумму более 8 миллионов рублей», — написано на сайте ФКР.

Фото — ИА «Иркутск онлайн»
Фото — ИА «Иркутск онлайн»

На вопрос, почему изменился источник финансирования ремонта дома, пресс-служба правительства Иркутской области сообщила, что областные власти внесли поправки в документ, регламентирующие программу капитального ремонта многоквартирных жилых домов в регионе. Новая версия документа позволяет пустить средства из фонда капремонта на ликвидацию последствий стихийных бедствий и аварий.

30 мая 2017 года правительство области приняло постановление № 349-пп «Об установлении порядка принятия решения о проведении капитального ремонта общедомового имущества в многоквартирном доме в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера».

Изначально фонд капремонта был создан для ремонта жилых домов, эксплуатационный срок которых подошел к концу. Теперь в довесок он получил еще и дома, пострадавшие от ЧС. В случае аварийных ситуаций природного или техногенного характера (в том числе и в результате поджога. — Прим. ред.) «капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без включения в краткосрочный план реализации региональной программы и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий», — говорится в ответе правительства.

Что говорит ФКР

Глава фонда Денис Быков подтвердил: именно благодаря принятой поправке в Саянске удалось провести ремонт без включения дома в краткосрочный план региональной программы. Он рассказал, что в случае ЧС источников финансирования может быть несколько, например резервный фонд либо софинансирование со стороны местного и областного бюджетов. А с мая появилась еще одна возможность — использовать средства из ФКР.

«Если собственники говорят „делайте капремонт“, мы делаем, если нет — фонд молчит. Тогда на его ремонт после ЧС правительство находит средства из других источников», — поясняет Денис Быков.

— ЧС случались в регионе всегда, и пожары для нас не редкость, — рассказывает он. — Так, после происшествия в Саянске мэр от лица жителей города обратился к нам. Жильцы провели общее собрание и предоставили в фонд протокол. Наши специалисты сразу начали составлять смету и искать подрядчика.

Фото — ИА «Иркутск онлайн»
Фото — ИА «Иркутск онлайн»

Подрядчика выбрали из единого реестра квалифицированных подрядных организаций. Закон позволяет при ЧС сделать это, минуя торги. Однако есть одно условие: компания должна иметь возможность приступить к восстановительным работам немедленно.

На ремонт фонд направил деньги, которые дом смог бы накопить за 30 лет. Собственники продолжат вносить ежемесячные платежи в ФКР и вернут все деньги.

— Очевидно, что собственникам выгоднее провести ремонт за счет фонда, нежели ждать денег из того же резервного фонда. ФКР — это самый простой и эффективный механизм. Ведь если люди остались без крова над головой, они, естественно, заинтересованы в быстром решении их проблем. Вместе с нами активно работала и управляющая компания. Смета по этому дому была большая и никаких средств только ФКР не хватило бы, поэтому были задействованы деньги из разных источников, — объясняет глава Фонда капремонта Иркутской области.

Аварийные дома

Возникает вопрос: а не последуют ли за этой поправкой другие, позволяющие на законных основаниях ремонтировать, к примеру, аварийные и ветхие дома, которых по области сейчас тысячи. И то, что сейчас лежит мертвым грузом на плечах государства, окажется на ФКР. Денис Быков уверен: фонд заниматься такими домами не должен.

Автор фото — Никита Добрынин
Автор фото — Никита Добрынин

— В основном аварийные дома — это те самые пресловутые «деревяшки», — отмечает он. — На сегодняшний день в региональной программе капремонта их 1200. Но к ним де-факто можно прибавить еще около четырех тысяч. В этих зданиях износ превышает 70 %. Есть даже дома с износом 90%. На мой взгляд, фонд не должен их ремонтировать.

Глава фонда рассказал, что они предлагают собственникам аварийных домов провести техническое обследование зданий. Так жильцы могут получить заключение о фактическом состоянии их дома от специализированной организации. Этот документ нужен для признания здания аварийным.

«Некоторые дома, визуально выглядящие аварийными, при определенных мероприятиях еще лет 10 простоят. Для простого обывателя понятие „аварийный дом“ значит: завтра он уже развалится. Но это не так».

— Однако если собственник говорит «сделайте капремонт», по закону я отказать не могу. Но я должен делать только то, что действительно необходимо. Собственникам дается три месяца на принятие решения о проведении капремонта. В противном случае решает муниципалитет. Как минимум можно сделать крышу. И люди не будут биться постоянно с протечками и сырыми потолками. Ведь даже после признания здания аварийным пройдет не один год, прежде чем расселят жильцов. Нужно понимать, что жить в подобных условиях им придется еще долго, поэтому капремонт в таком доме — необходимость.

Итак, с принятием новой поправки фонд взял на себя ремонт домов после ЧС. Возможно, это станет первым шагом к тому, что за счет собственников начнут решать проблему всего жилого фонда области.

Анастасия Маркова, ИА «Иркутск онлайн»

  • Ева Кришталь 27 ноября 2017 в 10:36

    С момента создания этого фонда было понятно, что это развод всероссийского масштаба.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля