Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Иркутская область в плену кибермошенников

Каждый день в сводках полиции сообщается о людях, которые стали жертвами телефонных или интернет-мошенников. Они беспечно отдают преступникам данные своих банковских карт, пароли от личных кабинетов или переводят деньги. Почему люди ведутся на уловки аферистов, разбираемся вместе с сотрудниками полиции, банков и психологом.

Аудиоверсия материала

Как обманывают

Начальник пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области Герман Струглин зачитывает оперативную сводку за один из последних дней ноября. В ней шесть сообщений о кибермошенничестве. Это не мало, говорит представитель полиции, но бывает и больше.

— Гражданин оставил на сайте некоего интернет-банка заявку на получение кредита, ему перезвонили, сказали: мы одобрили кредит, вам необходимо передать деньги в качестве страховки. Перевел страховку, кредит не получил, — пересказывает случаи из сводки Герман Струглин. — Девушка потеряла почти 200 тысяч рублей, когда нашла в социальной сети «ВКонтакте» объявление о продаже игрушек, в ходе переписки сообщила неизвестному номер своей банковской карты, код безопасности, коды, присланные в СМС. Другой гражданин на сайте оплатил покупку, товар не получил. Есть случаи, когда люди, делая покупки в интернете, перечисляют стопроцентную предоплату, а вместо заказанного товара им приходят посылки с камнями или опилками.

Житель Черемхово купил в интернете телефон, получил опилки. Фото ГУ МВД России по Иркутской области
Житель Черемхово купил в интернете телефон, получил опилки. Фото ГУ МВД России по Иркутской области

Вот другой пример: жительница Черемховского района заполнила анкету на сайте, название которого не помнит, ей позвонил неизвестный мужчина с московского номера, попросил отправить на адрес электронной почты копию паспорта, данные банковской карты. Потом попросил женщину выполнить несколько операций на компьютере и сообщить ему присланные в СМС-сообщениях пароли, а также ввести пароли на сайте. После этих действий с банковской карты заявительницы списали деньги.

Еще преступники часто звонят, представляясь операторами крупных сотовых компаний, и говорят, что «разобрались с тарифом», якобы клиенту положена компенсация, просят счет банковской карты, куда можно перечислить деньги. Сравнительно честных способов отъема денег у населения современные мошенники знают, пожалуй, не меньше, чем знал Остап Бендер.

По словам начальника отдела «К» областной полиции Алексея Рудых, с начала года в регионе зарегистрировали свыше 1300 преступлений, так или иначе связанных с информационными технологиями. Но далеко не каждый, кто стал жертвой киберпреступника, идет в полицию. Поэтому невозможно получить достоверные данные о том, сколько денег мошенники выманивают у населения. Однако то, что их доходы растут, это точно, поскольку преступлений становится больше.

— Это естественный процесс, ведь информационные технологии входят во все сферы нашей жизни. И сфера криминальной активности общества не является исключением. Чем больше автомобилей на улице, тем больше ДТП, здесь же чем больше люди пользуются информационными технологиями, тем больше будет происшествий в этой сфере, — объясняет Алексей Рудых. — А сейчас мы имеем дело еще с таким явлением, как криптовалюты. Многие организованные преступные группы со стандартных схем хищения переключились на эту сферу.

Кого обманывают

Замначальника отдела безопасности и защиты информации Иркутского отделения Сибирского управления Центробанка Илья Унучков говорит: если некоторое время назад жертвами мошенников в основном становились пожилые люди, теперь все чаще на уловки попадается молодое поколение.

— Наблюдается заметное смещение в сторону возрастной категории до 40 лет, потому что меняются методы мошенников. Если раньше это был звонок на телефон или СМС, то сейчас все чаще используются социальные сети, мессенджеры, электронные письма с попыткой выудить определенную информацию, — говорит банкир. — Основная трудность в борьбе с преступниками, использующими подобные методы, заключается в том, что люди до 40 лет не приучены обращаться в правоохранительные органы.

Алексей Рудых к этому добавляет: обществу не привита культура работы в интернете. Многие не пользуются даже элементарными средствами безопасности — антивирусами. Люди верят спаму, переходят по сомнительным ссылкам и попадают в лапы аферистов. Взрослые сами не соблюдают правила безопасности и не учат этому детей. Но ведь мы рассказываем им, как нужно переходить дорогу и что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми в общественных местах. Так почему не учим правилам поведения в интернете, ведь это тоже общественное пространство, задается вопросом Алексей Рудых.

— Мы все понимаем: чтобы защитить свою собственность, находящуюся в квартире, надо установить хорошую дверь, сигнализацию, решетки, если это первый этаж. А вот деньги, которые находятся в банке, человек не считает нужным защищать. Так же как и предпринимать меры безопасности при работе с онлайн-продуктами, — говорит полицейский. — Мне часто приходится принимать участие в различных мероприятиях, связанных с информационной безопасностью несовершеннолетних. И с директорами школ в ходе разговоров выясняем, что нет системной работы по обучению правилам информационной безопасности с подростковых лет.

Фото с сайта www.vao-mos.info
Фото с сайта www.vao-mos.info

Беспечный или доверчивый человек — потенциальная жертва, ведь он облегчает преступникам доступ к своим деньгам. В Усолье-Сибирском в ноябре был случай с местной жительницей, которая три года назад пробовала играть на торговой бирже в интернете. Ничего не получилось, и она прекратила это занятие. И вдруг с московского номера позвонил неизвестный мужчина, который сообщил, что на этой бирже в отношении женщины было совершено преступление. Якобы состоялся суд, который постановил выплатить усольчанке за понесенный материальный ущерб полторы тысячи долларов.

Вскоре женщине позвонил «сотрудник банка» и стал подсказывать, что делать дальше, чтобы получить деньги. Сначала она установила некую программу на свой компьютер. Как потом выяснилось, это была программа для удаленного доступа к компьютеру. Затем зарегистрировала электронный кошелек и прикрепила его к своей кредитной карте. А далее, получая СМС, в которых были банковские пароли, женщина вводила их в онлайн-сервисе. Коды она даже не говорила своему собеседнику, тот, просто используя удаленный доступ к ее компьютеру, видел все, что она печатает. В результате с кредитной карты потерпевшей похитили больше 240 тысяч рублей.

А жительница Саянска добровольно перевела аферистам 4,5 миллиона. Ей позвонили с неизвестного номера и сказали, что лечебный чай, который женщина несколько раз покупала в интернете, некачественный и за это положена компенсация. Но прежде нужно уплатить страховой взнос и комиссию. Что жертва и сделала.

Почему люди реагируют на уловки

По-прежнему в ходу избитый прием обманщиков типа «ваш сын совершил ДТП, нужно заплатить энную сумму, чтобы избежать уголовной ответственности». Этой уловке уже много лет, но на нее до сих пор ведутся. Психолог Ирина Нелаева приводит в пример свежий случай из своей практики, в котором жертвой такого обмана стал мужчина:

— Пришла женщина, вся в слезах. Говорят, что более эмоциональны женщины, но в данном случае на эмоциональный крючок по страху за своих близких попался муж. Был ночной звонок — то, что может вышибить человека из равновесия, якобы сын совершил аварию, нужно дать взятку. Мужчина продиктовал свои данные, были перечислены деньги. Женщина обратилась к нам за помощью, потому что у мужа наступило постстрессовое состояние от шока, он не мог переходить дорогу, выходить на улицу.

Фото с сайта www.gubdaily.ru
Фото с сайта www.gubdaily.ru

Мошенники — хорошие психологи. Они знают, как заставить человека выложить нужную информацию или перевести деньги. Задача преступника, работает он по телефону или в интернете, вывести жертву на эмоции.

— В процессе мошенничества участвуют две психологии. Психология мошенника — это такие особенности, как умение вступать в контакт, у них развита эмпатия, умение чувствовать, мыслить как их потенциальные жертвы, умение подстроиться. И безусловно, большое значение можно уделить тому, что в своей психологии жертва не особо стремится сразу сообщать в полицию о том, что было совершено мошенничество, — говорит Ирина Нелаева. — Психология жертвы: сильные эмоциональные чувства. Жадность, страх, сильные эмоции, которыми человек не может управлять, когда идет давление дефицитом времени: срочно, сейчас, необходимо, немедленно. И страх за своих близких. И еще, что отмечается для жертв, это ожидание чуда, что кто-то решит их вопросы.

Как не стать жертвой

Психолог советует учиться контролировать свои эмоции, а не бросаться сломя голову выполнять требования аферистов. Нужно перепроверять информацию, которая поступает от незнакомых лиц, и помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. А руководитель пресс-службы областного управления МВД Герман Струглин советует не принимать решения в одиночку.

— Есть поступило какое-либо предложение, нужно сделать паузу, посоветоваться с родственниками, с соседом, но только не принимать решение самостоятельно. Взрослые люди таковы, что иногда не в состоянии решить, купить пальто либо не купить, а ночью могут перевести 200 тысяч непонятно кому, — говорит представитель полиции.

Фото с сайта www.bessarabiainform.com
Фото с сайта www.bessarabiainform.com

Нельзя халатно относиться к своим финансовым инструментам. Банковскую карту нужно держать под контролем, не давать в руки посторонним, которые могут сфотографировать пластик — и скопированных цифр будет достаточно, чтобы оплатить покупки в интернете. Компьютер и мобильные устройства необходимо защитить антивирусом.

А еще, по мнению полицейских, в школьную программу пора вводить основы безопасного поведения в информационном пространстве. Например, преподавать их детям на уроках ОБЖ. Интернет и мобильные устройства стали неотъемлемой частью жизни, и в обществе должна быть культура обращения с ними. А прививать ее нужно со школьной скамьи.

Светлана Латынина, ИА «Иркутск онлайн»

  • Alex Krasnow 12 декабря 2017 в 10:04

    1. Надо следить за старыми и малыми, чтобы не попались на разводилово. 2. Дееспособных людей, которые аферистам переводят бабки - нисколько не жалко: либо жадность их толкает на это действо, либо - тупость, либо - желание помочь в сокрытии преступления (мама, я сбил человека, перечисли денег)….

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля