Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Почему умирает авиация ДОСААФ

около 11 минут на чтение 45 комментариев
Почему умирает авиация ДОСААФ

23 января исполнится 91 год ДОСААФ — легендарному оборонному обществу России. Однако у его представителей в Иркутске накануне годовщины настроение совсем не праздничное. По крайней мере, у сотрудников Иркутского авиационного учебного центра. Это подразделение ДОСААФ сейчас находится на грани банкротства. Журналист ИА «Иркутск онлайн» разбирался, почему умирает организация, которая в советские годы готовила тысячи авиационных специалистов и вырастила будущих Героев Советского Союза и России.

Безрадостный праздник

— Если бы Юрий Гагарин попал в нынешние условия, он бы, наверное, не стал первым летчиком-космонавтом, — в этих словах директора Иркутского авиационного учебного центра ДОСААФ (добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России. — Прим. авт.), военного летчика Сергея Шадрина вся боль, которую сейчас переживает его коллектив.

Счет учебного центра арестован из-за долгов по налогам, платить зарплату нечем, поэтому авиационный персонал отправлен в отпуск без содержания. Кроме директора работают только юрист и бухгалтерия, так как налоговая служба проводит в организации очередную проверку.

Сергей Шадрин (справа)
Сергей Шадрин (справа)

Денег на поддержание авиатехники в рабочем состоянии тоже нет. На ее обновление — тем более, как бы летчикам ни хотелось самолетов поновее. В парке Иркутского учебного авиационного центра 28 воздушных судов. Самому «молодому» 24 года. Вся техника советских времен. Чтобы капитально отремонтировать один Як-52, нужно порядка четырех миллионов рублей, на Ан-2 — около пяти, а на вертолет Ми-2 — уже 12 миллионов.

Спортивный самолет ЯК-55М
Спортивный самолет ЯК-55М

Рассказывая о состоянии авиапарка, Сергей Шадрин говорит: если еще в 2017 году аэроклуб мог отправить на авиационные работы по госконтрактам шесть самолетов Ан-2, сегодня, наверное, больше трех не получится.

Один на один с рынком

Иркутский центр остался единственным авиационным подразделением ДОСААФ в Иркутской области. В Братске и Усть-Илимске аэроклубы давно закрылись: не вписались в рынок. Иркутский центр продолжает бороться за жизнь, но делать это с каждым годом становится сложнее.

Сергей Шадрин объясняет почему. В советские годы подразделения ДОСААФ, в том числе аэроклубы, занимались не только патриотическим воспитанием молодежи, но и по заданию государства готовили специалистов для армии, авиации и флота. Были стабильный государственный заказ и госфинансирование. Из-под крыла ДОСААФ выходили будущие герои. Например, Юрий Гагарин был воспитанником Саратовского аэроклуба ДОСААФ. Иркутскому аэроклубу тоже есть кем гордиться, среди его воспитанников и работников — 12 летчиков, ставших Героями Советского Союза и Российской Федерации. Один из них — летчик-космонавт Анатолий Иванишин.

После распада СССР государство прекратило финансировать общество. Патриотическое воспитание граждан перестало быть приоритетным направлением государственной политики. Бизнес, рынок, конкуренция, зачастую недобросовестная, стали править бал. Пришлось учиться жить по новым правилам.

И хотя в 2009 году российское правительство приняло постановление «Об Общероссийской общественно-государственной организации „Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту“», которым признало, что ДОСААФ выполняет государственные задачи, финансирование на их выполнение в бюджете не предусмотрело. В своем постановлении правительство лишь рекомендовало региональным властям разработать областные программы подготовки молодежи к военной службе, заложив деньги на них в своих бюджетах.

— Однако рекомендации — это не указания и не требования, вследствие чего они не исполняются на местах, — говорит Сергей Шадрин. — Зачастую от нас просто отмахиваются, при обращениях в правительство области ограничиваются отписками и предложениями поучаствовать в конкурсах по созданию центров патриотического воспитания и в соответствии со своими возможностями в тендерах на авиаработы.

Камни преткновения

Но получить госзаказ на авиапатрулирование лесов или на авиахимическую обработку тайги не так-то просто. Во-первых, чтобы участвовать в аукционах на выполнение авиационных работ для нужд региона, необходимо иметь свободные средства для обеспечения заявки и контракта. Денег нет, а кредит в банке получить невозможно — в залог передать нечего. Из своего имущества у организации только мебель и оргтехника. Самолеты, вертолеты, аэродром и все сооружения — это государственная собственность, данная обществу в безвозмездное пользование.

Во-вторых, как и во многих других сферах, условия в контрактах зачастую прописываются под определенные компании, говорит Сергей Шадрин. А если удается подать заявку на участие в аукционе, то конкуренты, чтобы победить, могут сбить цену чуть ли не вдвое.

— В торгах разрешено участвовать не только авиакомпаниям, но и частным лицам, которые имеют лицензию на авиаработы. То есть частное лицо, если оно зарегистрировалось как предприниматель, у него есть самолет, авиационный персонал и лицензия, может заняться авиаработами. И вот они идут на снижение цен, — рассказывает Сергей Шадрин. — Но к чему это приводит? Мы работаем по федеральным правилам государственной авиации, которые возлагают на плечи руководителя обязанность по содержанию авиационной техники, обеспечению ее исправности, топливообеспечению, поддержанию натренированности летного состава. И платим налоги в бюджет Иркутской области. Частное лицо не содержит большой аппарат и не несет такое налоговое бремя, как мы. Плюс пользуется пробелами в законодательстве, чтобы сократить расходы. И даже идет на нарушения. Например, отправляет на выполнение работ самолеты, которые не имеют свидетельств летной годности. Из бесед с пилотами мы знаем, что их зачастую официально не трудоустраивают. Страхование членов экипажа практически отсутствует.

Кроме демпинга в сфере госзаказа есть другая проблема, которая отражается на финансовом положении организации. В 2013 году Иркутский аэроклуб судился с Иркутской базой авиаохраны лесов, которая потребовала вернуть деньги за невыполненный объем работ по авиапатрулированию лесов. Заказчик перечислил исполнителю аванс 2 миллиона 900 тысяч рублей, но из-за того, что лесных пожаров не было, аэроклуб оказал услуги только на 295 тысяч. Авиабаза обратилась в Арбитражный суд с требованием вернуть 2 миллиона 600 тысяч разницы.

Представители аэроклуба настаивали: полеты не состоялись не по их вине. Это заказчик не выполнил свои обязательства, не предоставил прописанный в договоре объем работы, тогда как исполнитель понес расходы, чтобы подготовить к запланированным полетам технику и персонал и содержать ее весь период выполнения контракта, а это командировочные расходы и проживание сотрудников, платежи за использование аэродромов, ежедневное обслуживание авиатехники.

Суд остался на стороне авиабазы. Иркутский авиацентр тогда дошел до Верховного суда, но опротестовать решение первой инстанции не получилось.

Подобный случай не единичный. Сергей Шадрин показывает соглашение о расторжении контракта, заключенного с авиабазой охраны лесов в 2017 году на 7 миллионов 176 тысяч рублей. В соглашении заказчик предлагает считать контракт исполненным на сумму 5 миллионов 715 тысяч рублей и «в связи с отсутствием в дальнейшем потребности в услугах расторгнуть контракт» (копия контракта и соглашения есть в распоряжении редакции). По словам Сергея Шадрина, соглашение авиабаза прислала ему за неделю до окончания срока исполнения контракта.

«Хотим дать детям дорогу в небо»

Сергей Шадрин беспокоится: если в этом году не получится взять госзаказ, можно подавать на банкротство. Потому что единственной возможностью зарабатывать останется организация прыжков с парашютом, а на этом далеко не уедешь.

О критической ситуации коллектив аэроклуба писал губернатору Сергею Левченко и президенту России Владимиру Путину. Из управления президента по работе с обращениями граждан пришел ответ, что письмо направлено в Министерство обороны. Обращение на имя губернатора отписали заместителю председателя правительства Иркутской области Валентине Вобликовой. Она в своем ответе предложила участвовать в конкурсе, который проводится среди центров, работающих в области патриотического воспитания молодежи. Победители конкурса получают оргтехнику, звуковую аппаратуру, туристическое оборудование, макеты автоматов и пневматические винтовки. Зампред также сообщила, что в регионе проводятся тендеры на выполнение лесоавиационных работ и аэроклуб может участвовать в аукционах (копии обращений губернатору и президенту, а также копии ответов есть в распоряжении редакции).

Однако Сергей Шадрин говорит, что в аукционах на выполнение авиационных работ учебный центр участвует от безысходности, чтобы как-то зарабатывать. А хотелось бы заниматься теми задачами, которые прописаны в уставе ДОСААФ. Это военно-патриотическое воспитание населения, подготовка парашютистов и летчиков, развитие и пропаганда авиационно-технических видов спорта.

— Пока ситуация складывается так, что нам нужно заниматься или полностью коммерческой деятельностью, что будет претить нашим уставным задачам и принципам, или все-таки добиваться внимания правительства, — поясняет Сергей Шадрин. — В Татарстане авиационная организация не занимается авиаработами, она занимается воспитанием школьников, готовит планеристов, пилотов и получает за это средства из бюджета в отличие от нас. Мы тоже хотим дать детям дорогу в небо, обучить их, пока у нас еще есть навыки и авиационная техника, но сегодня лишь за свой счет проводим показательные выступления и готовим парашютистов-спортсменов.

Сергей Шадрин говорит, что интерес у людей к авиации есть. Приводит в пример 2015 год, когда учебный центр в первый и единственный раз при поддержке правительства региона организовал авиационный праздник в честь 70-летия Победы. Тогда на аэродроме в Оёке и его окрестностях собралось 30 тысяч человек, чтобы увидеть авиашоу.

— К сожалению, после того как сменилось правительство региона, мы опять не можем найти точки соприкосновения с властью, — подводит итог директор организации.

Фото предоставлены авиационным центром

URL: http://www.irk.ru/news/articles/20180115/dosaaf/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Оставить свой отзыв

Отзывы

  • SERBER
    SERBER 15 января 2018 в 11:45

    Очень жаль,что гибнет хорошее дело…но видимо землица вдоль дороги кому то приглянулась

    ответить
    Плохой комментарий +8 Хороший комментарий
  • Фунфырик Иркутский
    Фунфырик Иркутский 15 января 2018 в 12:05

    Народный - подключи местный бюджет, кузница летчиков, космонавтов и просто смелых людей гибнет

    ответить посмотреть ответы (1)
    Плохой комментарий +3 Хороший комментарий
  • Tara
    Tara 15 января 2018 в 13:02

    Толкач в москве нужен. В том же МО, куда обращение спихнули. Иркутян в нерезиновой хватает, в т.ч. генералов.

    ответить посмотреть ответы (4)
    Плохой комментарий +3 Хороший комментарий
  • Владислав
    Владислав 15 января 2018 в 13:10

    После распада СССР государство прекратило финансировать общество. Патриотическое воспитание граждан перестало быть приоритетным направлением государственной политики…….
    Слова из статьи, которые показывают истину ПАТРИОТИЗМА в стране.
    Теперь патриотизм - это слова, фильмы, репортажи в СМИ, да выступление старшего поколения в школах, т.е. кроме слов…ничего.

    ответить посмотреть ответы (3)
    Плохой комментарий +10 Хороший комментарий
  • nightwolf
    nightwolf 15 января 2018 в 14:09

    У губера сын в долгах, а вы тут с самолетами лезете.

    ответить
    Плохой комментарий -4 Хороший комментарий
  • John Smith
    John Smith 15 января 2018 в 14:47

    Штирлиц знал, что лучше всего запоминается последняя фраза, и если Мюллера спросят, зачем приходил Штирлиц, тот ответит: «За канцелярскими скрепками»

    ответить посмотреть ответы (2)
    Плохой комментарий +2 Хороший комментарий
  • m-sapfira
    m-sapfira 15 января 2018 в 17:41

    Печально, что все так складывается((((

    ответить
    Плохой комментарий +3 Хороший комментарий
  • master313
    master313 15 января 2018 в 21:12

    Все ругали да хаяли СССР, а в результате воровская дерьмократия всё разрушила и ни чего не создала!

    ответить посмотреть ответы (5)
    Плохой комментарий +6 Хороший комментарий
  • Евгений Ли
    Евгений Ли 15 января 2018 в 21:37

    А что? стать коммерческой организацией вера не позволяет? Тоесть как рубить бабки с парашютистов любителей так нормально, а как стать коммерческой организацией и заняться развитием так никак!? Помимо авиации в ДОСААФ есть курсы водителей которые сейчас стоят совсем не мало!! В России давно все изменилось и не в лучшую сторону и от правительства поддержки ждать всеравно что манны небесной. По мне так кто-то в этой организации просто слишком много денег в свой карман кладет.

    ответить посмотреть ответы (1)
    Плохой комментарий -2 Хороший комментарий
  • grek14
    grek14 15 января 2018 в 23:01

    Нынче патриотизм - это источник доходов. Вот посмотрел Легенду №17 или Движение вверх, заплатил денежку - значит патриот. Создатели фильма, если окупились и прибыль принесли - тоже патриоты, молодцы. А патриотизм на голом энтузиазме государству не нужен. Премьер всем патриотам ясно сказал - денег нет, но вы держитесь.

    ответить
    Плохой комментарий +5 Хороший комментарий
  • Анатолий Борисович
    Анатолий Борисович 16 января 2018 в 00:29

    >Во-вторых, как и во многих других сферах, условия в контрактах зачастую прописываются под определенные компании, говорит Сергей Шадрин.
    Вина банкротства- в том числе и из-за нечестных условий гос.аукционов. Нет бы прозрачно всё делать, выходит так, что аукционы выигрывают нужные компании. А это совсем не по рыночному.

    ответить
    Плохой комментарий 0 Хороший комментарий
  • John Kapterskiy
    John Kapterskiy 16 января 2018 в 09:01

    А есть у нас отрасли/организации/предприятия которые не умирают?

    ответить посмотреть ответы (1)
    Плохой комментарий 0 Хороший комментарий
  • рикки спэниш
    рикки спэниш 16 января 2018 в 14:03

    и все учебно тренировочные яки будут на продажу делать ?!

    ответить посмотреть ответы (1)
    Плохой комментарий 0 Хороший комментарий
  • Чёрный Абдулла
    Чёрный Абдулла 16 января 2018 в 14:04

    Декоммунизация в действии! Надо навсегда покончить с проклятым коммунистическим прошлым!

    ответить
    Плохой комментарий 0 Хороший комментарий
  • Евгений Ли
    Евгений Ли 16 января 2018 в 22:14

    «Кроме директора работают только юрист и бухгалтерия»
    А мы открываем страничку по прыжкам с парашютом ДОСААФ и видим что прыжки как проводили так и проводят))) И кто там летает на самолете? инструктирует? парашюты упаковывает? следит за небом и парашютистами? медосмотр проводит? спасателем дежурит???? неужели юрист с бухгалтерами???
    «Ох уж эти сказочки, ох уж эти сказочники…»

    ответить посмотреть ответы (3)
    Плохой комментарий +2 Хороший комментарий
  • master313
    master313 17 января 2018 в 10:36

    Во первых, не все могут заниматься коммерцией. Во вторых нужны градообразующие предприятия, городу нужны рабочие- токари, слесари всех направлений не только сантехники, сталевары, инженеры и т.д.. В Иркутске были 10 предприятий или больше, вот вам ребус какие рынки и торговые центры находятся на территориях бывших заводов и фабрик? Одни торгаши кругом предприятий не осталось, только сфера обслуживания.
    А на счёт приказа, так все искали врагов народа, неужели не знали? Или это у вас ирония такая недалёкая.

    ответить посмотреть ответы (3)
    Плохой комментарий +2 Хороший комментарий
  • Татьяна Иванова
    Татьяна Иванова 18 января 2018 в 09:40

    Судя по таким новостям так и недоходит- в каком же месте наша экономика стала подниматься и жить стало лучше????? Видимо нефть, газ, Моллы всякие, лесная кормушка-и правительство…а там где нормальный народ кучкуется-облом!

    ответить
    Плохой комментарий 0 Хороший комментарий
  • Tara
    Tara 18 января 2018 в 10:57

    Да насчёт стал бы Гагарин лётчиком-космонавтом или нет- вопрос скорее личностный. Ещё немного территориальный: в Саратове ровненько всё на первый взгляд : http://aeroclub-gagarin.ru/ . Давно известно, чем дальше в тыл, тем толще генералы(это я про МО), У-Удэ давно а/клуб загнулся, в Чите загибается. Хабаровский банкротят, Благовещенск и Дальнереченск не слышно с ранней осени.

    ответить
    Плохой комментарий 0 Хороший комментарий
  • Tara
    Tara 18 января 2018 в 15:32

    Сахалинский, ДОСААФ почил, но знамя подхватил ЦТВС:https://sakhalin.info/news/140816/?utm_medium=cpc&utm_source=biz&utm_campaign=12835 Губернатор Кожемяко принимает в развитии деятельное участие. Своими глазами видел, знаю, что говорю. Аэродром из консервации подняли (Пушистый), прыгают, летают и праздники проводят. Может, стоит присмотреться, как дела делают?

    ответить
    Плохой комментарий +1 Хороший комментарий
  • Евгений Горелов
    Евгений Горелов 18 января 2018 в 19:54

    Все что было Государственным растащили ворье под благими словами законной приватизации и шикуют . А то что оставили Государству это то что не приносит моментальный доход. Раньше были купцы созидатели которые Русь развивали строили больницы школы музеи фабрики заводы а сейчас барыги лиж-бы все продать да свалить потом подальше.

    ответить
    Плохой комментарий +1 Хороший комментарий
Страницы
следующая →

5 историй, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход