Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Больничные клоуны: родителям мы нужны не меньше, чем детям

Волонтерское движение больничных клоунов «Давай улыбнемся!» появилось в Иркутске в 2013 году, это проект фонда «Наследие иркутских меценатов». Доктор Склянка, он же Миша, Пятнашка — Ира и Смекалка — Наташа помогают пациентам переносить лечение и проходить реабилитацию. Побеседовали с ними после выступления, как оказалось, клоунада — дело серьезное. К нам присоединился клоун Платон из Минска — Гриша, приехавший на Байкал на каникулы.

Ваш выход!

Больничные клоуны работают парами. В основе выступления лежит стандартная схема партнерского конфликта. Перед выходом важно настроиться на напарника, чтобы быть с ним «на одной волне».

Миша: Партнер начал игру, ты должен подхватить.

Наташа: Перешептываться не получится. Вы должны работать вместе.

Ира: Каждый приходит со своим грузом, но потом ты переодеваешься, надеваешь нос и в этот момент переключаешься.

Быстро войти в образ и переключиться — одни из главных навыков, которыми должны владеть будущие актеры. Этому обучают в школе больничных клоунов.

Гриша: У нас в Минске говорят, что нос — это защита, чтобы не впускать в себя эмоциональную реакцию на ту боль, которую видишь в больницах. Сильные переживания не пойдут на пользу работе.

Ира и Миша
Ира и Миша

Ира: В больнице ты общаешься с детьми, которые пострадали. Ты не знаешь, что с ними будет дальше и будет ли вообще, смогут ли они ходить или уже нет. Начнешь это через себя пропускать и не научишься переключаться — произойдет выгорание. В какой-то момент человек больше не может выступать, такие случаи часто бывают.

Наташа: Нос — наша единственная маска. Надев его, можно делать глупости, и никто не будет воспринимать тебя всерьез. Это уже не ты.

Работа больничного клоуна — постоянная импровизация. «Первое время мы старались подготовиться, один учит детские песенки, другой — стишки, но дети все рушат с первых минут. Заходишь в палату и все — полетела твоя подготовка», — объясняет Наташа.

Чтобы быть смешным, не надо иметь какие-то навыки, главное — желание дарить радость больным детям. В этом клоунам помогают яркие костюмы и реквизит — красный нос, разрисованные белые халаты, мыльные пузыри и воздушные шары.

На тренингах в школе научат жонглировать и играть перчаточными и пальчиковыми куклами. На актерских занятиях будущие клоуны учатся импровизировать, раскрепощаться, входить в образ и работать с партнером. Можно научиться твистингу — созданию фигур из воздушных шаров, но надо быть готовым проявить фантазию.

Рита и Миша
Рита и Миша

Наташа: Мы делали собачек, цветочки и шпаги для мальчиков из шаров. А ребенок может попросить крокодила, бабочку или лемура. И в такие моменты ты немного озадачен, потому что не готов к этому. Берешь зеленый шарик, меняешь пропорции, чтобы было похоже на крокодила. И слышишь в ответ: «Круто, крокодил!».

Больничные клоуны навещают маленьких пациентов по выходным. Обычно выступления начинаются в 11:00 и 16:00 и продолжаются час-полтора. В каждой палате волонтеры проводят 10-15 минут, им необходимо почувствовать, когда пора завершать игру и уходить.

Ира: Ощущать время — очень важно, потому что ты без часов. По детям замечаешь, когда им надоело, у тебя у самого наступает тупик. Нужно не заиграться, чтобы остальные палаты не остались без внимания.

Гриша: Нас учили уходить на пике, чтобы осталось настроение. Мы не дожидаемся, когда силы истощатся и начнется спад.

Гриша на Байкале. Фото из личного архива героя публикации

Гриша на Байкале. Фото из личного архива героя публикации

Клоун тоже доктор

Каждое отделение имеет свою специфику. Перед выходом к пациентам волонтеры обязательно уточняют у медперсонала: в какую палату можно пойти, какое количество детей там лежит, у кого какие особенности, к кому можно прикасаться, к кому нельзя.

Ира: Прикосновение — это вообще индивидуально. Бывает, идешь по коридору, ребенок подбегает и обнимает тебя за ногу. Ты же не будешь его отталкивать, он маленький, ему это нужно. Но самим трогать ребенка неэтично. Все дети реагируют по-разному, кому-то это не нужно, кто-то боится, увидел клоуна и плачет. Если ребенок не хочет с тобой контактировать, ни в коем случае нельзя настаивать. Тут очень важна граница.

Больничные клоуны часто сталкиваются с негативом в свой адрес. Их упрекают в том, что они, посещая больных детей, распространяют инфекции от одного ребенка к другому. Иногда волонтерам говорят, что дети в них не нуждаются.

Волонтеры учат детей играм
Волонтеры учат детей играм

Миша: Во-первых, мы приходим в больницу только с разрешения ее руководства. Во-вторых, у нас есть медицинские справки, обязательно делаем флюорографию. Соблюдаем правила гигиены: обрабатываем руки антисептиком, после каждого посещения больницы стираем халаты и мягкие игрушки.

В больнице действуют строгие правила не только для пациентов, но и для посетителей. Девушкам-волонтерам запрещено надевать украшения, использовать яркие лаки для ногтей и ходить по палатам с распущенными волосами. Больничные клоуны знают режим дня детей и не приходят во время приема пищи или сна.

Разрядка для мам

В палатах лежат пациенты от рождения и до 18 лет. Все по-разному реагируют на появление клоунов. Порой маленьким детям настолько нравится представление, что они следуют за актерами по всем палатам. Подростки иногда подыгрывают, но есть и те, кто воспринимает больничную клоунаду агрессивно.

Гриша: Ребенок, находясь в больнице, часто бывает закрыт и озлоблен. Для него это огромный стресс. Он не хозяин там ничему и может с порога даже послать тебя. Раньше мне казалось, что это неудача, но, пообщавшись с опытными коллегами, понял, что такая реакция тоже ценна — рассказывает клоун из Минска Гриша. — Озлобленность, агрессия и закрытость порой проявляются у детей, которые длительное время находятся на стационарном лечении, например, с онкозаболеваниями. Мы даем им возможность выразить негативные эмоции, не навязываем себя, давая возможность быть хозяевами ситуации, проявить свое право выбора.

Клоуны должны уметь находить общий язык с детьми разного возраста
Клоуны должны уметь находить общий язык с детьми разного возраста

Дети до пяти лет лежат в Ивано-Матренинской больнице вместе с родителями. Мамы всегда радуются клоунам не меньше малышей. Для женщин нахождение в медучреждении — стресс, им психологически тяжело: ребенок болеет, вокруг много других больных детей.

Миша: Они начинают расспрашивать: «А вы к кому? К нам зайдете? Платно или нет? У кого день рождения?». Отвечаешь: «А мы к вам!». Удивляются, а у самих счастье на лицах.

Ира: Бывают такие случаи, когда ребенок совсем замкнутый, и вдруг во время игры он начинает улыбаться, разговаривать с тобой, перестает прятаться. Ты чувствуешь, что вошел с ним в контакт, мне кажется, нет ничего более великолепного. И в этот момент мама начинает улыбаться, у нее наступает расслабление, потому что ребенок наконец-то смеется.

Гриша: Родителям не меньше, чем детям, нужно это взаимодействие. У нас бывает даже в Минске, особенно где тяжелые отделения, что мы снимаем нос и общаемся с мамами, если чувствуем, что им важно поговорить с кем то о своих чувствах.

Мамы всегда радуются клоунам не меньше малышей
Мамы всегда радуются клоунам не меньше малышей

Хороший клоун должен разговаривать с ребенком на одном языке. «Дети понимают, что мы взрослые, они ждут от нас соответствующей реакции на какие-то вещи, а мы реагируем так, будто нам пять лет», — говорит Ира. Во время игры маленькие пациенты знакомятся, перестают замыкаться и начинают общаться друг с другом.

Ира: Сейчас время гаджетов, когда дети друг друга не знают. Ребенок может неделю лежать в больничной палате и не знать детей вокруг. И так интересно, когда начинаешь уходить после выступления, они вместе, знакомятся с соседями по палате, у них появляются общие положительные воспоминания, которые их объединяют. Вроде пробыл в отделении полчаса-час, но понимаешь, что это уже команда, может быть, кто-то даже найдет здесь лучших друзей.

Волонтеры показывают детям какую-нибудь игру, чтобы после их ухода ребята могли собираться и играть. Выступление клоунов — настоящее событие в больничных стенах: с ними с удовольствием фотографируются, снимают видео, часто дети рисуют актеров, подаривших им улыбки и смех.

Выступление клоунов — настоящее событие в больничных стенах
Выступление клоунов — настоящее событие в больничных стенах

Почему я стал клоуном?

Из тех, кто решил стать больничным клоуном, работать остаются единицы. Причины ухода из клоунады у всех свои: смена работы, появление семьи или переезд в другой город. Часто у волонтеров не совпадают ожидания.

Гриша: Те, кто идет спасать мир, надолго не остаются. Нам как-то сказали на тренинге: «Если вы идете в больницу делать добро, то лучше поищите другую мотивацию».

Мы спросили у ребят, чем их привлекает больничная клоунада. Если сомневаетесь, но хотите попробовать, прочитайте их истории.

Больничная клоунада — возможность быть собой
Больничная клоунада — возможность быть собой

Миша: Я получаю настоящий кайф от работы клоуном, заряд бодрости. Мне нравится мир фантазии и детства, в который попадаешь, когда примеряешь этот образ. Это дает умиротворение и спокойствие, потому что могу быть собой. Бывает, проведешь в отделении два часа, вроде и устал, а выходишь и чувствуешь одухотворенность. В больничной клоунаде ценно то, что сразу видишь результат — улыбки детей. Показал фокус, получил обратную реакцию и доволен. У меня коллеги (Миша работает на иркутском авиазаводе. — Прим. ред.) знают, что я больничный клоун. Несколько раз даже предлагали мне свою помощь.

Ира: Для меня клоунада — это отличная возможность выпустить наружу своего внутреннего ребенка. Прихожу в больницу играть и получаю от этого большое удовольствие. Случайно увидела объявление, и меня как будто щелкнуло. Так первую любовь описывают, когда видишь человека и понимаешь, что это навсегда. Испытала похожие эмоции. И за полтора года больничной клоунады ни разу не разочаровалась. Мужу и ребенку не сразу сказала про новое увлечение. На работе никому не рассказываю, это как тайное занятие (шепчет), считаю, что это только мое, и не хочу этим ни с кем делиться.

Ира
Ира

Наташа: Я училась на экономиста, а эта профессия связана с офисным стилем, ты должен быть серьезным — никаких дурачеств. Сейчас преподаю английский язык, у меня опять же есть определенные рамки, пытаюсь на уроках привнести веселье, но ученики и родители готовятся к экзаменам, воспринимают меня серьезно. Я себя зажимаю в эти рамки и чувствую, что в какой-то момент мне нужно из них выйти, а выйти негде. Дома чувствуешь себя комфортно, но играть там не получится, близкие не поймут, на работе тоже не всегда получается выплеснуть свои творческие потребности. И получилось так, что открыла для себя больничную клоунаду. Знакомая пригласила быть куратором школы больничных клоунов, но я поняла, что хочу быть в команде, хочу быть клоуном. И для меня это важно, что могу отдавать и получать взамен, помогает поддерживать внутреннее равновесие. Работая клоуном, ты перестаешь чувствовать обиды, для тебя уже не важно мнение людей, начинаешь проще относиться к жизни и учишься смеяться над собой.

Наташа
Наташа

Гриша: Интерактивный театр и медицина сошлись для меня воедино в больничной клоунаде. Раньше моей работой было проведение театрализованных представлений для детей, но когда поступил в медицинский колледж (Гриша учится на фельдшера скорой помощи. — Прим. ред.), перестал этим заниматься. Конечно, работа клоуном дает умиротворение. Ощущаю, как мой внутренний невроз, неудовлетворенность, присущая мне с детства, тем, что происходит, что будет завтра, что сейчас не так, отпускает, когда я действительно полезен. Для меня клоунада — способ соприкоснуться с собой, научиться жить здесь и сейчас. К тому же, чувствую, что то, что мы делаем, — действительно, нужно и ценно, и это очень вдохновляет.

Алина Вовчек, IRK.ru

  • Arkasha Novikov 7 марта 2018 в 12:40

    Медицина нужна НОРМАЛЬНАЯ, а не больничные клоуны, как в правительстве, так и в больнице.
    Не в обиду артистам, разумеется!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля