Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Личный опыт»

Как я отказался от соцсетей на неделю

Журналист IRK.ru проверил, можно ли в современном мире хотя бы неделю прожить вне социальных сетей без потерь для себя и работы.

Подготовка

После успеха статей про знакомства в интернете в редакции решили продолжить серию экспериментов. Идея написать статью об опыте отказа от соцсетей возникла на планерке. Я изъявил желание в ближайшее время взяться, но начальство задумалось: «Только не в рабочие дни, вот когда отпуск будет…» Что же, у меня он как раз и намечался.

С одной стороны, задача казалась простой (всего-то неделя без соцсетей, что такого?), с другой — был труднопреодолимый скепсис: что может значимого произойти за одну неделю? О чем вообще написать? Тем не менее эксперимент представлялся мне интересным вне зависимости от того, будет ли материал для статьи.

Пришлось ровно на неделю расстаться со всеми социальными сетями и сервисами вроде YouTube, которые тоже имеют признаки соцсетей. Оставил за собой право на телефонные звонки и СМС. На случай форс-мажоров — электронная почта. С вечера ответил на все сообщения, закрыл вкладки с соцсетями в браузере, залпом прочел все сообщения в мессенджерах. Готов.

День 1. Назад в нулевые

Как правило, потеря времени в соцсетях начинается с мысли «Вдруг там что-то новое?». Именно ее оказалось труднее всего подавить в первый день эксперимента. Приходилось с ужасом наблюдать, как растет цифра на индикаторе непрочитанных сообщений. Уже к середине дня в «Телеграме» и «Вайбере» их количество превысило 30, на иконке «ВКонтакте» красовалась цифра «3». Хорошо хоть «Фейсбук» уведомления не отображает.

Адаптация продолжалась весь день. Для общения с людьми перешел на СМС. Вместо прослушивания музыки онлайн открыл старый медиаплеер со скачанными много лет назад треками. Короче говоря, я сумел «вернуть свой 2007-й».

Все время преследовала назойливая мысль — вдруг пропущу что-то очень важное? Требовалось отвлечься. Дел, если подумать, много: на первом месте — кандидатская диссертация, на втором — недочитанные книги, кино из оскаровского шорт-листа, разучивание новых произведений на фортепиано.

Помимо этого были дела в разных частях города. Во время этих поездок стало особенно заметно, что в очередях в поликлинике, в МФЦ, в банке практически все окружающие (за исключением людей пожилого возраста) смотрят в экран телефона. И ведь действительно, в таких местах без соцсетей делать нечего. Разве что изучать план эвакуации в рамке на стене.

День 2. Упс

За годы присутствия в соцсетях у меня выработались связанные с ними привычки. Первая — едва открыв глаза (а иногда и это необязательно), нащупать телефон. Без этого ритуала, кажется, утро за утро уже не считается.

Вторая преследует все время бодрствования: если взгляд падает на иконку любой соцсети — нажать не задумываясь, будто на автомате. Именно из-за нее эксперимент чуть было не сорвался вечером второго же дня.

По окончании телефонного разговора, сразу после того, как нажал «отбой», я уверенно пролистал страницу на экране смартфона и открыл «Твиттер». Лишь через пару мгновений, когда взгляд остановился на цифре «3» в поле уведомлений, я впал в легкое оцепенение. Оставалось только произнести «упс» и спешно закрыть приложение. Следующую минуту оправдывался перед собой: «Я ведь ничего толком не увидел, ничего не прочел, уведомления не открывал, так что это не считается…»

День 3. Информационный мазохизм

38 % россиян пользуются интернетом не менее четырех часов в день, сообщает все тот же ВЦИОМ. Значительную часть этого времени занимают социальные сети. Неужели без них меньше теряется время, проведенное у монитора? Как бы не так.

Соцсети приучают черпать большинство новостей из официальных групп и пабликов информационных порталов. Без них количество обновляемой в течение дня информации сводится практически к нулю, если, конечно, не заставлять себя целенаправленно заходить на сайты информагентств «по старинке», через поисковик, что для журналиста в отпуске почти мазохизм.

Кроме того, при самостоятельном поиске информации непроизвольно включается фильтр: если соцсети порой «подкидывают» то, что пользователь даже не стал бы искать, то без них человек остается один на один со своими интересами, но при этом несведущим в других актуальных темах.

День 4. Испытание репортажем

В субботу, 3 марта, я вызвался написать новость о встрече кандидата в президенты Павла Грудинина с иркутскими избирателями. Событие вышло незаурядным: сначала давка на входе, угроза нарушения пожарной безопасности в зрительном зале, потом на сцене происходило нечто неожиданное и странное (от бурятских напевов до выступления бабы Вали). Короче говоря, грех не отписать срочную новость.

Вот здесь-то и возникла проблема. Чаты в мессенджерах и социальных сетях, с помощью которых обычно отправляю информацию в редакцию, не использовал по условиям эксперимента. Пришлось искать обходной путь. Новость переслал главному редактору по электронной почте, предварительно предупредив об этом телефонным звонком.

Если бы условия эксперимента не предполагали использование электронки, пришлось бы потерять еще больше времени, расписывая не самую короткую заметку по нескольким СМС или диктуя вслух по телефону. Вывод этого дня: работа современного СМИ без использования соцсетей невозможна (или предельно затруднена).

Встреча Грудинина с избирателями
Встреча Грудинина с избирателями

День 5. Хватит телефона

На следующий день было намечено участие в оргуправленческой сессии по развитию «Иркутских кварталов», где предстояло целый день работать в одном помещении. Представлялось, что время будет тянуться медленно, а в паузах придется сдерживать желание «покопаться» в телефоне. Ожидания не оправдались: мероприятие оказалось достаточно «живым», а при необходимости связаться с кем-то хватало телефонного звонка.

Тогда же вопрос продления эксперимента еще на неделю отпал сам собой — стало ясно, что очень скоро потребность в соцсетях постепенно исчезнет и «выживание» без них уже не будет казаться чем-то необычным.

День 6. «Оскар» без хештегов и окончательное отвыкание

Вот уже несколько лет как я взял привычку одновременно с трансляцией вручения премий «Оскар» читать «Твиттер», где под хештегом #oskars можно было в режиме реального времени следить за впечатлениями и отзывами всего мира. В этом году пришлось ограничиться только своим личным недовольством по поводу победителя в номинации «Лучший фильм».

Впрочем, это оказалось единственным поводом для сожалений. На шестой день эксперимента бытовая потребность в соцсетях и мессенджерах, кажется, отпала. Ослабло желание прочесть накопившиеся сотни сообщений. Когда знаешь, что никто ничего важного тебе не напишет, а мир из-за отсутствия свежих новостей точно не перевернется, тогда и смартфон перестает волновать.

День 7. Испытание офисом

Первый рабочий день журналиста после возвращения из отпуска всегда сопряжен с необходимостью наверстывать упущенную информацию: на отдыхе за всем не уследить, даже если ежедневно просматривать соцсети. Однако на этот раз выяснилось, что за прошедшую неделю я упустил куда больший объем новостей, а некоторые темы успели не только появиться, но и даже потерять актуальность. Так что пока я нагонял отставание, в голове то и дело всплывал мем с Аланом Пэрришем «Какой сейчас год?».

Условия эксперимента на офисной работе сказались заметно: соцсети — хороший источник новостей, поэтому без них оказалось невозможным детально изучить некоторые инфоповоды. С другой стороны, отсутствие доступа к соцсетям увеличило работоспособность, ведь привычные короткие заходы по несколько минут (по тому самому принципу «вдруг там что-то новое?») деструктивно влияли на рабочий настрой.

В тот же день было крупное мероприятие в научной библиотеке ИГУ, с места я добрался до редакции и спокойно написал новость. Но вечером пришлось «на коленке» писать заметку после встречи главы партии «Яблоко» Эмилии Слабуновой с избирателями и снова отправлять на электронку главреда. Благо в рамках эксперимента это делалось в последний раз.

Встреча с Эмилией Скуратовой
Встреча с Эмилией Скуратовой

***

На следующий день пришло время «вскрытия» аккаунтов. Происходило это без особого энтузиазма. В первые дни эксперимента казалось, что сразу после его окончания я стану жадно наверстывать упущенное, но к концу недели эта потребность неожиданно полностью исчезла. Как выяснилось, ничего критичного не произошло. Было несколько важных непрочитанных сообщений, но только одно из них осталось без ответа (во всех остальных случаях, увидев, что сообщение не прочитано, мне перезванивали).

Подвожу итоги:

  • Появляется ли больше свободного времени? Да.
  • Получается ли успеть сделать больше полезных дел? Однозначного ответа нет. «Залипание» в соцсетях — лишь одно из множества проявлений прокрастинации. Если сложно заставить себя заняться чем-то важным, то и освободившееся от соцсетей время впустую уйдет на интернет, кино, книги и прочее.
  • Стимулирует ли отказ от соцсетей к живому общению? В определенной мере да, если под общением понимать обмен новой информацией.
  • Сказывается ли отказ от соцсетей на работе? Зависит от профессии. Если приходится работать с информацией (СМИ, пресс-службы и прочее), то отказ повлечет ряд серьезных неудобств.
  • Можно ли прожить без соцсетей? Да, легко.
  • Можно ли полноценно прожить без соцсетей в современном мире? Практически невозможно.

Вадим Палько, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Miss_Smit 22 марта 2018 в 13:19

    У меня вообще нет инстаграма. Там ничего интересного, кроме рож, которые я и так каждый день вижу!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля