Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Экваториальное послание

Сергей Левченко рассказал депутатам, что делал половину своего срока и чем займется дальше.

Как утверждал Штирлиц, запоминается последняя фраза. Во время ежегодного послания губернатор Сергей Левченко, по всей видимости, решил воспользоваться этим риторическим приемом, и завершил свое выступление словами: «Нами много сделано, многое удалось изменить, но еще больше предстоит в ближайшие 2,5 года и последующие пять лет». Фактически он впервые высказал свои планы задержаться в кресле губернатора Иркутской области всерьез и надолго. На это Сергея Левченко вдохновляют те цифры, которые для его послания подготовил аппарат губернатора и правительства Иркутской области. По их данным, у нас в регионе становится все лучше и лучше — растут бюджетные поступления, средняя зарплата, здравоохранение, образование. Единственное, что не растет, а даже снижается — это реально располагаемые доходы населения. Но губернатор считает, что и тут все не так катастрофично, нелады только с методикой подсчета. Вот пересмотрят методику — и заживем!

Фото пресс-службы правительства Иркутской области
Фото пресс-службы правительства Иркутской области

Главный зал Музыкального театра имени Н.М. Загурского: именно здесь — излюбленное место губернатора, используемое вот уже третий раз для зачитывания послания Законодательному собранию Иркутской области. Традиционно мероприятие проходит со сдержанным пафосом, фанфарами, фуршетом, цветами. Нынче было скромнее — депутаты Заксобрания накануне испортили губернатору настроение, заявив, что это мероприятие — не торжество, не праздник с фейерверками, не выступление иллюзиониста, а рабочая встреча, где губернатор должен действовать по протоколу. Для начала, хотя бы предоставить заблаговременно в Заксобрание свое послание, чтобы депутаты могли с ним ознакомиться, аппарат — распечатать. Из губернаторских окопов слышалось: «Но президента же никто не заставляет заблаговременно передавать текст Госдуме и Совету Федерации», но были вынуждены подчиниться. Утром в 9:30 Заксобрание отсмотрело отчетный фильм губернатора о достижениях последнего года, а в 11:00 заслушало его самого.

Испорченное настроение главы области чувствовалось на расстоянии. Не было того артистизма, с которым он зачитывал свои послания в прежние годы, не было игры интонаций, шуток. Голос скучный, отсутствие эмоций на лице, и только губернаторский галстук кричал яркими красными полосками о боли коммуниста в окружении единороссовского большинства.

Губернатор, приняв микрофон, сразу же пообещал, что сейчас огласит главные цели и задачи, расскажет о том, чего удалось достичь и какие проблемы нужно решить уже в ближайшем будущем.

— Год назад я говорил, что Иркутская область не должна равняться на середнячков, — процитировал себя Сергей Левченко, — и мы обязаны быть в числе лидеров.

Начал с ретроспективы: напомнил, что в начале 2016 года ввел программу антикризисных мер, которая заключалась в сокращении расходов. Это на себе почувствовали многие: на какое-то время было остановлено практически все социальное строительство, сокращались фактические выплаты в бюджетной сфере (например, убирали «лишние» ставки в бюджетной сфере), однако бюджет уже тогда показал рост, так что «высвободившиеся» за счет экономии средства были брошены на всевозможные дополнительные мероприятия, далекие от целей повышения реальных доходов бюджетников — на программы оснащения камерами наружного наблюдения бескрайних лесных и придорожных просторов, на какие-то подобные сверхнадобности.

Отчитываясь сегодня за тот период, губернатор сказал: «Существовала реальная угроза секвестирования бюджета. Чтобы не допустить тяжелых последствий, чреватых неисполнением обязательств, пришлось принять жесткие антикризисные решения. И я хочу поблагодарить за терпение всех тех, кого эти непопулярные меры коснулись».

Фото пресс-службы правительства Иркутской области
Фото пресс-службы правительства Иркутской области

В 2017 году (как, впрочем, и все годы после кризиса 2009 года) экономика Иркутской области, по словам губернатора, показала рост. «Большинство макроэкономических индикаторов улучшили свое значение относительно рекордного по многим показателям 2016 года. Индекс промышленного производства по итогам 2017 года вырос на 2,9%, при этом в среднем по России промпроизводство выросло всего на 1%».

Далее губернатор конкретизировал, что же выросло. Здесь — внимательно: как говорят на сеансах черной магии с последующим ее разоблачением, «следите за руками факира». Губернатор озвучил: обрабатывающая промышленность выросла на 2,8% (драйверы — химическая, фармацевтическая промышленности, изготовление машин и оборудования), а добыча сырья — на 3,3%. Но, в отличие от прошлогодних реляций, теперь уже не звучит обещание, что мы увеличим объем выпуска готовой продукции по сравнению с добычей сырья. Зачем дважды обещать одно и то же, тем более, если оно не сбывается.

Хотя это и не нужно, у нас и так все хорошо. «Наш регион занял 9-е место из 85 в рейтинге социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, — сообщил губернатор. — Для нас важен данный рейтинг, потому что он лишен политики и строится на объективных статистических показателях».

Здесь бы уместно прозвучала информация, которую губернатор зачтет под конец своей речи — о реальных доходах населения. Мы ее переставим для наглядности.

— По итогам прошлого года мы продолжаем фиксировать снижение уровня реально располагаемых денежных доходов населения Иркутской области, — заявит губернатор позже. — И хотя темпы замедлились на 3,5 процентных пунктов, но, по-прежнему этот показатель не растет. Сегодня никто внятно не может объяснить, почему это происходит, не исключаю, что проблемы в системе подсчета. Существенное влияние на реальные доходы продолжает оказывать теневая деятельность и рост обязательных платежей, обусловленных в том числе увеличением расходов на выплату за предоставленные кредиты, услуги страховых компаний.

Не бьются с данными о 9 месте в рейтинге социально-экономического развития субъектов РФ и данные по зарплатам в Иркутской области. По словам Левченко, средняя начисленная номинальная зарплата в области составила 37 589 рулей. Это на 4% ниже, чем в среднем по стране. Отставание в том числе и по зарплате бюджетников. Губернатор берет 2-3 года на решение этой задачи (напомним, срок его полномочий истекает через 2,5 года).

Однако граждане — одно, а рейтинги — совсем другое. «В конце 2017 года Международное рейтинговое агентство повысило кредитный рейтинг Иркутской области до максимально возможного в Российской Федерации. Прогноз изменения рейтинга — стабильный. Мы одни из первых получили эту оценку», — рапортовал глава региона.

В подтверждение он привел цифры: бюджет с момента принятия «антикризисного плана» увеличился более чем на 30 миллиардов рублей. (Тут бы жителям Иркутской области, благополучие которых губернатор называет мерой всех вещей, как тому Малышу из книги про Карлсона, сказать: «Если мы такие дорогие, нельзя ли немножко направить на повышение зарплат в культуре, образовании и здравоохранении?»). Основной вклад в рост доходов вносит налог на прибыль организаций, поступления от которого увеличились на 15,7%, рост (6,6 миллиарда рублей плюсом). Дает прибавку и подоходный налог: в 2017 году его собрали на 6,2% (2,7 миллиарда рублей) больше, чем накануне.

Фото пресс-службы правительства Иркутской области
Фото пресс-службы правительства Иркутской области

«Эти показатели являются еще и объективным индикатором, свидетельствующим о том, что в экономике фиксируется стабильный рост заработной платы. Сейчас Иркутская область входит в список высокообеспеченных субъектов Российской Федерации», — резюмировал губернатор. С этим жонглированием еще предстоит разобраться: подоходник растет, следовательно, как говорит губернатор, сами зарплаты растут, а реальные доходы населения — падают. В чем тут подвох?

Однако это не единственная загадочная игра цифр. Про госдолг Иркутской области — тоже интересно. Дело в том, что это — конек Сергея Левченко: с момента своего прихода на пост губернатора он с переменным успехом борется с госдолгом, и уже его побеждает, но потом уровень обнуляется, как в компьютерной игре, и борьба начинается заново.

Судите сами. Госдолг на 1 января 2018 года, как сообщил в послании Сергей Левченко, составил 18,6 миллиарда рублей. При этом сумма долга снизилась за 2,5 года на 2 миллиарда рублей. Но если посмотреть, что губернатор говорил в прошлом году, то покажется, речь не о 2 миллиардах, а о 200 миллионах: на 1 января 2017 года область должна была кредиторам 18,8 миллиарда рублей. Зрим далее вглубь: «В течение 2016 года наблюдалось планомерное уменьшение государственного долга Иркутской области: с 21 миллиарда рублей в январе до 12,5 миллиарда рублей в августе», писала пресс-служба губернатора в 2016 году. И даже отметила рекордное снижение этого показателя в декабре 2016 года — 11,9 миллиарда рублей.

Здесь главное правильно считать. Кто-то скажет, что госдолг увеличился на 7 миллиардов рублей (по сравнению с декабрем 2016), кто-то — что снизился на 2 миллиарда рублей (по сравнению с январем того же года). Главное — правильно выбрать точку отсчета.

Или вот еще из мира экономии. «Благодаря централизации закупок удалось сэкономить более 2,5 миллиарда рублей», — говорит губернатор. Кто-то возразит — льготники месяцами не могут дождаться бесплатных лекарств, а другой ответит: «Благодарим за терпение».

Или нашумевшая история со льготным проездом, когда пенсионерам разрешили кататься по сниженным ценам всего 30 раз в месяц: зато сэкономили более 270 миллионов рублей. «Как итог — с 1 апреля 2018 года количество льготных поездок увеличено до 50, а с 1 января следующего года планируем снять ограничение в поездках по единому социальному проездному», — резюмировал губернатор. Неужели такой эффект дала эта экономия?

Экономический блок, озвученный в послании губернатора, был традиционно богат: МС-21, Ковыкта, кластеры, инвестиции и прочее. Намного проще сказать, чего не было в послании. И как раз, это интересно.

А не было ни разу упомянуто: строительство нового аэропорта, реконструкция малых аэропортов, развитие транспорта (никакого, ни авиационного, ни водного, ни железнодорожного — что будет с электричками?), разработка Сухого лога, Непского месторождения. Этих тем просто нет в повестке губернатора! Впрочем, как нет газификации за счет малых месторождений, продолжения строительства Байкальского тракта.

Зато «в 2017 году мы достигли значимого продвижения в вопросе газодобычи и газификации региона. Газпромом принято решение о подаче газа в поселок Жигалово. Подключение к газу поселка Жигалово можно рассматривать как первый этап строительства магистрального газопровода Ковыкта — Саянск — Иркутск», — доложил губернатор.

Тут люди с долгой памятью вспомнят, что газопровод до Жигалово был готов уже десять лет назад. И он не имеет статуса «магистрального», что объяснимо — не те объемы. Так что считать его «первым этапом строительства магистрального газопровода» можно с такой большой натяжкой, что она способна лопнуть в любой момент.

Фото пресс-службы правительства Иркутской области
Фото пресс-службы правительства Иркутской области

Сергей Левченко довольно подробно рассказал, как видит экономическое развитие Иркутской области. Во-первых, что касается крупных инвесторов: им давать адресные льготы и офсетные контракты (инвесторы размещают в регионе свои предприятия и получают здесь гарантии сбыта своей продукции: конкуренция, бай-бай!). Во-вторых, о малом бизнесе: ему — микрозаймы, для чего губернатор намерен «докапитализировать Фонд микрокредитования», вокруг работы которого уже неоднократно ломались копья.

Большие планы у губернатора по развитию строительства жилья. Он требует, чтобы в год вводилось по полтора миллиона квадратных метров. Правда, рынок стоит, спроса нет — доходы ведь падают. Но на то есть Минэкономразвития: ему дано поручение придумать, как стимулировать спрос. Возможно, выручит продолжение программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, однако об этом пока рано говорить — область еще старую программу не завершила, не расселенными остаются трущобы в пяти муниципалитетах — Бодайбо, Братске, Усть-Куте, Усть-Илимске и поселке Магистральный Казачинско-Ленского района.
Муниципалитеты — это, наряду со строптивым Законодательным собранием, еще одна боль губернатора: «Я, коллеги, много езжу по области, — в зале раздался смешок (губернатор „много ездит“, но его редко видят в муниципалитетах), — и вижу, что у нас дорожное покрытие зачастую сходит вместе со снегом. Иногда, чтобы такое увидеть, и уезжать далеко не надо. Разметку начинают рисовать в июне-июле, ямочный ремонт проводится некачественно, сезоны не выдерживают. Нужно наращивать качество и объемы дорожного строительства». Присутствующие мэры заерзали на своих местах: деньги из области до них доводят порой очень поздно, а нужно соблюсти всю процедуру с аукционами на выполнение контрактов и прочие формальности. Этого губернатору в послание никто не вписал.

Зато по сельскому хозяйству нет вопросов. В 2018 году, как рассказал Сергей Левченко, отрасль получит из бюджета 2,7 миллиарда рублей. Одна из целей — увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции за рубеж. Кто-то спросит: «Получается, мы дотируем зарубежных потребителей?» «Нет, — ответим мы ему, — своих производителей».

Фото пресс-службы правительства Иркутской области
Фото пресс-службы правительства Иркутской области

На 45-й минуте послания губернатор вспомнил о «самом дорогом» — о Байкале. Он сообщил, что биомасса омуля остается крайне низкой. С 1 октября прошлого года установлен полный запрет на промышленный вылов этого эндемика, и в прошлом году за счет областного бюджета началось «зарыбление байкальским омулем Братского водохранилища». Губернатор сообщил, что выпустили в речку Белую 150 тысяч подрощенных особей. Но как они попадут в Байкал (ведь проблема не в том, что люди хотят есть омуль, а в том, что они хотят его ловить и есть на Байкале), не рассказал.

Под конец первого часа зачитывания послания губернатор рассказал о здравоохранении и образовании. Продолжительность жизни в Иркутской области к концу 2017 года составила 68,2 лет, в 2018 году будет 68,4. Далее он продемонстрировал излюбленный способ работы со статистикой. По его словам, в России продолжительность жизни с 2005 по 2016 выроста на 6,5 лет, а в Иркутской области — на 7,9! Получается, что мы живем дольше, чем среднестатистический человек в России? Нет, по данным Росстата, средняя продолжительность жизни в России — 72 года.

— Оглядываясь назад, я могу сказать: нами много сделано, многое удалось изменить, но еще больше предстоит в ближайшие 2,5 года и последующие пять лет. Мы ставим перед собой масштабные задачи, — финишировал губернатор.

И, уже находясь на пьедестале почета, подвел черту восточной мудростью: «Один язык у нас, а уха два, чтоб слышать много, а беречь слова». Надеемся, и наши слова попадут по адресу.

Галина Солонина, IRK.ru

  • Данил Суханов 23 апреля 2018 в 13:00

    Статья выдержана в язвительном, даже ядовитом тоне. Хочется спросить автора: - Вам лично Левченко, что-ли, на мозоль наступил? Я сам не отношусь к коммунистам, и к Левченко отношусь нейтрально. Но эту статью читать просто неприятно. "как говорят на сеансах черной магии с последующим ее…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля