Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Иркутская резня бензопилой: что происходит с городским озеленением?

С середины апреля в социальных сетях появились посты с возмущениями иркутян из-за масштабной рубки и обрезки зеленых насаждений. Особого внимания удостоились улицы Карла Маркса и Октябрьской Революции, где от старых тополей остались лишь пеньки. Разбираемся, кто и зачем это делает, насколько коротко разрешено подрезать ветви и почему борьба с тополиным пухом бессмысленна.

Режут по живому

В конце мая администрация Иркутска провела брифинг для журналистов, где заведующая отделом благоустройства городской среды комитета городского обустройства Ольга Григорьева попыталась объяснить, что же все-таки происходит с иркутским озеленением. По ее словам, валка деревьев неизбежна: они аварийные. Работы продолжатся и в июне, тогда же частная организация приступит к выкорчевыванию пней.

— Сносят именно аварийные насаждения, которые представляют опасность. Работы по валке здоровых деревьев невозможны в связи с тем, что подрядчику выдано задание по результатам прошедшей в 2017 году инвентаризации, которую проводила специализированная организация, — пояснила чиновница.

Ольга Григорьева добавила: наличие красивой кроны вовсе не значит, что дерево здорово. Даже в хорошем стволе может оказаться дупло, из-за которого дерево становится особенно уязвимым при усилении ветра. Такие полости, как правило, развиваются из поврежденной коры после наезда автомобилей или уборочной техники.

Ольга Григорьева
Ольга Григорьева

Но если вырубка больных деревьев легко объяснима, то с формовкой дело обстоит несколько сложнее. Есть несколько видов: для омоложения кроны (срезка сухих, старых ветвей, обновление кроны), декоративная (создание нужного очертания кроны), санитарная (срезка больных, поврежденных ветвей), срочная (срезка ветвей несущих угрозу пешеходам). Обходится это недешево: в зависимости от вида процедуры и высоты дерева средняя стоимость работы на одном стволе составляет до 6,5 тысячи рублей.

Иногда для омоложения деревьев используют радикальный способ обрезки — топпинг (кронирование), когда срезают крону, ствол «укорачивают». Это оправданно в отношении старых насаждений, санитарное состояние которых опасно для окружения. После топпинга дереву на восстановление потребуется 3-4 года.

То, во что превращаются деревья после обрезки, и стало поводом для критики горожан. Происходит это не впервые — подобный резонанс обрело кронирование деревьев в центре Иркутска в 2016 году, когда результаты работ вызвали у экспертов опасения за жизнь растений.

Обрезанные тополя на улице Декабрьских Событий
Обрезанные тополя на улице Декабрьских Событий

Отвечая на вопрос одного из журналистов, зачем же так коротко (некоторые деревья после обрезки полностью теряют эстетический облик), Ольга Григорьева ссылается на приказ Госстроя № 153 «Правила создания, охраны, содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации». На нем основана методика среза одной трети от высоты предыдущих побегов. Больше — уже нарушение, причем с административной ответственностью для исполнителя.

— Мы контролируем как процесс производства, так и результат выполненных работ, — уверяет Григорьева. — Мы наблюдали не раз, когда во внутриквартальных территориях на работу выходили неспециализированные организации, которые почти не имеют опыта. Это управляющие компании заключают такие договоры. Понятно, что если дерево «ставят на столбик» (оставляют лишь ствол без ветвей. — Прим. ред.), оно погибнет. В этих случаях происходит его замена.

По словам заведующей отделом благоустройства, нередко дело доходит до административных штрафов. Больше всего таких случаев выпадает на Октябрьский и Ленинский округа.

На улице Карла Маркса. Автор фото - Ольга Жуйкова
На улице Карла Маркса. Автор фото - Ольга Жуйкова

Тополь-М и тополь-Ж

Пожалуй, чаще остальных деревьев от обрезки страдают тополя. В мэрии это оправдывают благими целями — мол, так борются с вредителями и, конечно, с тополиным пухом.

— Это способ защиты насаждения тополей от минирующей моли. Ранняя весенняя и поздняя осенняя обрезка — один из методов борьбы с вредителем. Обрезка тополей производится также для исключения развития генеративных почек, то есть исключает пушение в течение двух лет, — утверждает Ольга Григорьева.

Тем не менее многие горожане могли заметить, что через несколько лет после обрезки пушить начинают даже те деревья, которые раньше этого не делали. Причина в природе тополей: они двудомные, то есть делятся на «мужские» и «женские», причем пух образуется только у последних. Об этой особенности поведал кандидат биологических наук, член Международного дендрологического общества Виктор Кузеванов.

— Если на одном месте оказываются только мужские тополя, то через некоторое время большая их часть превратится в женские. Обратный процесс происходит крайне редко. Смена пола происходит постепенно, это целая сложная система, связанная с изменением гормонального статуса растений, — говорит эксперт.

На улице Карла Маркса. Автор фото - Ольга Жуйкова
На улице Карла Маркса. Автор фото - Ольга Жуйкова

При этом Виктор Кузеванов отмечает, что обрезка тополей позволяет избавиться от пуха лишь на некоторое время, пока деревья восстанавливаются. Вместе с тем следует задаться вопросом: нужно ли вообще избавляться от пуха?

— Надо относиться к высеву семян как к погоде, — говорит Виктор Яковлевич. — У нас дождь идет, снег — это надо пережить. Потому что аллергических реакций нет. Мне неизвестно, чтобы в медицине на данный момент у кого-то была зафиксирована аллергическая реакция на тополиный пух. Обычно у людей, которые так думают, это реакция на пыль городскую, а обрезанные тополя как раз не могут защищать город от пыли!

Получается такой парадокс: из-за борьбы с пухом тополя обрекают на годы самовосстановления, и деревья не могут выполнять свою очищающую функцию (вся энергия уходит на восстановление площади листьев, необходимых для питания ствола). Результат — ухудшение состояния тех же аллергиков.

Отказываться от обрезки тополей городские чиновники не собираются. В мэрии решили идти другим путем — уже началась постепенная замена бальзамических «пушащих» тополей на белые и серебристые, у которых высев семян происходит без образования пуха.

Виктор Кузеванов. Автор фото - Никита Пятков
Виктор Кузеванов. Автор фото - Никита Пятков

Где посадки?

Впрочем, есть и хорошие новости. Многолетняя практика высадки молодых саженцев в этом году если не закончится, то хотя бы претерпит важные изменения. В мэрии решили, что городу пора перейти к высадке более взрослых деревьев.

Начиная со второй половины августа в городе на месте спиленных высадят крупномерные деревья — высотой от 2,5 до 3 метров. Пока это коснется только магистральных улиц, где в 2018 году пройдет ремонт дорожного покрытия по программе «Безопасные и качественные дороги». В центре это улицы Декабрьских Событий, Октябрьской Революции, участок Карла Маркса от пересечения с улицей Сухэ-Батора до Ленина — тот самый, на который обращали внимание горожане в соцсетях.

На улице Карла Маркса. Автор фото - Ольга Жуйкова
На улице Карла Маркса. Автор фото - Ольга Жуйкова

Посадочный материал привозят из специализированных питомников. Средняя стоимость саженца варьируется от 2,5 тысячи и выше. Цена зависит от типа корневой системы и питомника, где его вырастили.

Сделать этот важный для озеленения Иркутска шаг администрацию подтолкнули невысокие показатели выживаемости молодых растений. Даже если их садят на достаточном расстоянии от проезжей части, примерно 20-25 % все равно гибнет. Как правило, это происходит из-за вытаптывания и наезда автомобилей. На карте города есть лишь единичные адреса, где высаженные ряды деревьев прижились полностью.

На улице Октябрьской Революции. Автор фото - Алексей Головщиков
На улице Октябрьской Революции. Автор фото - Алексей Головщиков

Еще одно нововведение — саженцы на магистральных улицах получат специальные приствольные ограждения, чтобы спецтехника и автомобили не могли их повредить. Всего, как отмечает Ольга Григорьева, в 2018 году на обрезку, валку деревьев, корчевку пней, посев газона, ремонт насаждения потратят около 30 миллионов рублей.

— В этом году у нас впервые в рамках бюджетного финансирования такие мероприятия запланированы — и полив, и подкормка, и прополка, — заметила она. — То есть деревья не просто высажены и забыты, по ним ведутся регулярные работы. За счет бюджета и в рамках компенсационного озеленения высадят свыше 500 зеленых насаждений. Это липы, вязы и тополя белые. В зависимости от возможности будут размещены кустарники.

Всего с 2015 по 2017 год в Иркутске высадили 15 тысяч деревьев. Хотя эта цифра может показаться значительной, Ольга Григорьева признает: для Иркутска это капля в море. Например, в 1970-е и 1980-е в городе порой высаживали по 400 тысяч деревьев в год. Сейчас о таких масштабах остается только мечтать — слишком дорого это обошлось бы городской казне.

Вадим Палько, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Сергей Панков 21 июня 2018 в 09:07

    А я ещё раз скажу, что «Горзеленхоз» открыл себе жилу по получению денег из бюджета! Типа они не знали, что «молодняк» плохо приживается в городской среде? Что ж за работники такие? Необразованные? За мои деньги посадили «отростки», а теперь, за мои же деньги меняют их на взрослые деревья!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля