Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Чем обернулись санкции и контрсанкции для Иркутской области

Весной 2018 года стало известно о новых американских санкциях в отношении ряда российских компаний. В ответ на это 4 июня президент Владимир Путин подписал закон о контрсанкциях против США. Как международная повестка влияет на экономику Иркутской области и какого эффекта стоит ждать — в материале IRK.ru.

Жертвы санкций

В новый санкционный список США попал ряд бизнесменов и организаций, в том числе бизнесмен Олег Дерипаска и его компании En+ Group, ГАЗ, «Базовый элемент» и «Русал». Включение в список влечет заморозку активов в Соединенных Штатах, запрет для американских граждан на любой бизнес с этими компаниями, в том числе операции с долговыми и долевыми инструментами.

Санкции ударили по компаниям, в подчинении которых находится целый ряд крупных производств на территории Иркутской области. В том числе БрАЗ, самый крупный алюминиевый завод в мире, принадлежит «Русалу», каскад ангарских ГЭС (иркутская, братская и усть-илимская) и многочисленные ТЭЦ, которыми владеет «Евросибэнерго» (она, в свою очередь, второй по величине актив холдинга En+ Group).

Иркутская ГЭС. Автор фото - Регина Ступурайте
Иркутская ГЭС. Автор фото - Регина Ступурайте

Как сообщал «Коммерсант», в 2018 году выпуск алюминия «Русалом» при негативном развитии событий может сократиться на 50-70 %, существует угроза закрытия заводов. При нейтральном сценарии выпуск уменьшится на 30 %.

В 2017 году заводы «Русала» произвели 3,7 миллиона тонн алюминия. Из-за падения экспорта сократится и выручка, а рост постоянных расходов и цен на сырье поднимет себестоимость производства на 20-25 %. В результате прогнозируемый дефицит средств компании за год достигнет 1,5 миллиарда долларов.

Минфин США заявил, что ведомство может снять санкции с «Русала», если Олег Дерипаска откажется от контроля компании. В свою очередь, глава совета директоров En+ лорд Грегори Баркер подготовил план, согласно которому доля Олега Дерипаски снизится с нынешних 66 % до уровня менее 50 %, что сократит его влияние.

Дерипаска уже покинул советы директоров En+ и «Русала», 23 мая в отставку ушла гендиректор «Русала» Александра Бурико, заявления об отставке подали еще семь топ-менеджеров. Это решение вступит в силу 28 июня.

Олег Дерипаска. Фото Sebastian Derungs, swiss-image.ch
Олег Дерипаска. Фото Sebastian Derungs, swiss-image.ch

Тарифы вверх!

Вскоре после новостей о санкциях США структуры En+ и «Русала» начали оптимизацию расходов. «Под нож» попадали в том числе социальные и имиджевые проекты (вроде Иркутского книжного фестиваля, который иркутяне сумели организовать самостоятельно).

В мае 2018 года жителей региона взволновала информация о возможном повышении тарифов на электроэнергию для населения — об этом, как писал «Коммерсант», группа En+ просила российское правительство. Эффект от поднятия тарифов En+ оценила в 3 миллиарда рублей в год для братского и иркутского алюминиевых заводов.

En+ предложила повысить и предельный уровень платежей за ЖКХ в области, подняв тариф на тепло и горячую воду на 1 % (эффект — 115 миллионов рублей в год для «Иркутскэнерго»; затраты компании, не учтенные в тарифах, — 5,4 миллиарда рублей).

Ново-Иркутска ТЭЦ. Автор фото - Никита Пятков
Ново-Иркутска ТЭЦ. Автор фото - Никита Пятков

28 мая на встрече в Клубе публичной политики губернатор Сергей Левченко прокомментировал эту информацию и заверил, что избежать роста тарифов на электроэнергию можно. Дело за малым — нужно договориться с Олегом Дерипаской.

— С представителями En+ встретимся и обговорим. У нас есть очень много возможностей, кроме увеличения тарифов. По их подсчетам, перекрестное субсидирование составляет порядка 950 миллионов. Мы будем обсуждать эти предложения. Область будет помогать, думаю. Но пока все будет продолжаться так, как договорились, — отметил глава региона.

Сергей Левченко. Автор фото - Зарина Весна
Сергей Левченко. Автор фото - Зарина Весна

Позже, 4 июня, генеральный директор «Облкоммунэнерго» Александр Афиногенов и вовсе заявил, что тарифы для населения не оказывают серьезного влияния на экономику алюминиевых заводов, поэтому смысла в повышении нет. По его словам, алюминиевые заводы закупают электроэнергию на оптовом рынке, а эти цены не регулируются региональными службами по тарифам.

— Определенное перекрестное субсидирование населения в электроэнергетике у нас есть, и складывается оно в большей мере за счет более высоких тарифов для юридических лиц. В основном это касается потребителей на сетях напряжением до 35 кВ, малого и среднего бизнеса, — заметил гендиректор.

Интересно, что алюминиевые заводы, по данным Росстата, потребляют около 45 % электроэнергии в Иркутской области. С учетом остальных крупных потребителей — 60 %. Остальные — малый и средний бизнес, для которых тарифы выше. В результате абсолютное поступление средств за электроэнергию от них больше, чем от «Русала».

Россия наносит ответный удар

В ответ на действия американской администрации российская Госдума приняла закон о контрсанкциях в отношении США, разрешающий вводить различные меры противодействия санкциям, при этом ограничения не распространяются на жизненно важные товары, аналогов которым нет в РФ или в других странах. Решения принимает глава государства на основании предложений Совета безопасности России.

За контрсанкции проголосовали все восемь депутатов Госдумы от Иркутской области. По словам одного из них, единоросса Сергея Тена, документ практически единодушно поддержали все фракции, хотя он и вызвал много споров. Парламентарий отмечает, что документ, в первую очередь, политический шаг России.

— Сегодня не Америка нам диктует правила игры: мы снимаем санкции, если вы сделаете то-то и то-то. Мы уравняли наши позиции, Россия пойдет на уступки, если наши партнеры будут готовы к конструктивному диалогу. Мы жили в условиях санкций несколько лет, и наши зарубежные друзья смотрели на мытарства России снисходительно, свысока, пока экономический секционный инструмент не коснулся европейских товаропроизводителей. Россия показала отличный пример того, как действовать в условиях торгово-экономических войн со Штатами, минимизируя собственные риски. И сейчас не только ЕС, но и Китай может последовать нашему примеру, — заключает депутат.

Госдума. Фото с сайта ведомства
Госдума. Фото с сайта ведомства

Тем не менее, подчеркивает Сергей Тен, Россия «в условиях санкций живет не первый год» и «мы сумели выстоять». У нынешнего положения есть и преимущества. Это, во-первых, агропромышленный комплекс, который получил новый импульс в развитии.

— Сегодня мы уже говорим о выводе нашего сельского хозяйства на новый уровень с точки зрения экспорта, при этом развивая собственный рынок, обеспечивая тем самым продовольственную безопасность страны. Сельское хозяйство в условиях санкций — драйвер российской экономики. И это в полной мере относится и к Иркутской области, — отмечает Сергей Тен.

Во-вторых, продолжает депутат, страна развивает фармакологический бизнес. Например, компания «Фармасинтез» не только увеличила в 2017 году прибыль, но и открыла новый цех в Иркутске, а в 2018-м планирует начать строительство в Усолье-Сибирском. Идут инвестиции в производство новых фармсубстанций. Действует 22 федеральных программы поддержки, которые в основном направлены на открытие современных производств, модернизацию наукоемких технологий.

— Трудности есть, и мы их ощущаем каждодневно, — признает парламентарий. — Из этой серии можно назвать и неконтролируемый рост цен на бензин, нестабильность рыночной конъюнктуры, ретейлеры находятся в зоне риска. Санкции в той или иной степени затрагивают интересы не только частных лиц, но и компаний — «Рособоронэкспорт», «Ренова», «ГАЗ», «Русал», «Евросибэнерго». Применительно к нашей области под ударом предприятия Шелехова, Братска, Тайшета, в меньшей степени Саянск.

Сергей Тен. Фото с сайта sergeyten.ru
Сергей Тен. Фото с сайта sergeyten.ru

Пути решения проблем

Говоря о положении, в котором оказался «Русал», Сергей Тен обращает внимание на финансовый статус компании в новых условиях. К примеру, сейчас фигурирует термин «технический дефолт» – это ситуация, когда компания располагает средствами, чтобы расплатиться по обязательствам, но не имеет возможности этого сделать. Однако о реальном дефолте говорить не приходится.

— Экономическое положение «Русала» хорошее, предприятие вполне может обслуживать собственный долг, принципиально ему ничего не угрожает. Конечно, холдингу будет нелегко, нужно будет пересматривать свою политику в отношении рынков сбыта, искать новые формы работы. Это время, деньги, но трудности временные. Тем более правительство России уже заявило, что будет поддерживать предприятия, которые попали в список, — отмечает депутат.

Сергей Тен подчеркивает: меры поддержки в первую очередь будут направлены на сохранение социальной стабильности в коллективах. С большой осторожностью рассматриваются кардинальные предложения, в том числе о повышении тарифов для населения.

— Любое предприятие, чтобы занять достойную нишу, должно работать на опережение, модернизироваться, искать новые рынки сбыта. При этом для российской продукции главный стимул — это выход на экспорт. Мы должны быть признаны в мире именно с точки зрения качества и надежности, — считает Сергей Тен.

Русал. Автор фото - Геннадий Тарасков
Русал. Автор фото - Геннадий Тарасков

Основные точки для развития страны и региона в условиях санкций и контрсанкций — химическая промышленность, фармацевтика, транспортное машиностроение, производство колесных транспортных средств, автомобилестроение и машиностроение, станкостроение. Отрасли, которые существенно влияют на экономические показатели.

Депутат уверен, что для попавших под санкции компаний важно участие государства. Речь не только о деньгах: предприятиям важна стабильность, понятные долгосрочные правила игры, внятная налоговая и фискальная политика, комфортный инвестиционный климат.

— Развитие промышленного производства, внедрение новых технологий — это укрепление ресурсной и финансовой базы, увеличение налоговых отчислений, снижение инфляции. Развивая реальный сектор экономики, мы получаем максимальный экономический эффект, в том числе мультипликативный, при минимуме необходимых инвестиций. И главное — особое внимание уделять высшей школе и научно-исследовательским институтам — это будущее, которое формируется здесь и сегодня, — подчеркивает Сергей Тен.

Вадим Палько, IRK.ru

  • Melisanda Stone 16 июня 2018 в 17:47

    Предприятиям, говорит, ничего не угрожает. А то, что людей сократят и им не на что будет жить, это конечно же мелочь. А я считаю правильно их в списки вносят, нечего разбазаривать ресурсы страны заграницей. Только почему если им плохо, то как обычно должны платить обычные люди? Почему они…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля