Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

В «погоне» за алиментщиками

В преддверии Дня знаний судебные приставы в Иркутске провели рейды по неплательщикам алиментов. Корреспондент IRK.ru отправился с представителем УФССП по адресам предполагаемого проживания должников. Можно ли застать их дома и чем грозит нарушение закона, читайте в материале IRK.ru.

Мать троих детей

У судебного пристава Ирины Макаровой запланировано семь адресов. В руках — папка с постановлениями и требованиями о ежемесячной явке. К алиментщикам-должникам мы выехали в 18:00. «Вечером чаще всего можно застать их дома», — рассказывает пристав. С нами сотрудники ОУПДС. По словам Ирины, случаи бывают разные: могут и собаку отпустить и с молотком встретить.

Судебный пристав Ирина Макарова
Судебный пристав Ирина Макарова

Пока едем в машине, Ирина поясняет: приставы запрашивают информацию из налоговой и из пенсионного фонда. Если человек безработный или работает неофициально, его долг по алиментам рассчитывается исходя из прожиточного минимума на ребенка или из средней зарплаты по стране, сейчас это около 43 тысяч рублей в месяц. Это может быть 1/2, 1/3 либо 1/6 (если у должника есть еще другие дети на иждивении) доля от всех доходов.

Первый адрес — на улице Маршала Конева, 46. Ирина рассказывает: должница, мать троих детей, нигде не работает. Дети находятся под опекой у родственников. А ее задолженность по алиментам составляет порядка 400 тысяч рублей.

Алименты, начисленные по средней заработной плате, высокие и очень быстро вгоняют в долги, говорит пристав.

— Женщина находилась в розыске. Только недавно удалось вычислить ее по этой квартире, где она проживает со своей знакомой. Несколько лет назад умер ее муж, который, как и она, страдал алкоголизмом и нигде не работал, — говорит пристав.

Стучим — никто не открывает, однако слышно, что в квартире кто-то ходит. Не уходим, ждем. Ирина настойчиво продолжает стучать. Через 10 минут дверь открывает мужчина. Он тут же поясняет, что женщины дома нет, и растерянно добавляет: «Трезвая, ушла с подружкой по делам, когда вернутся — не знаю». Пристав оставляет требование явиться в отдел с паспортом и просит передать, что в противном случае женщине грозит административная и уголовная ответственность.

— Она ни разу ничего не платила. В отделении была однажды. Тогда должница оправдывалась тем, что не может найти работу, что у нее утеряны все документы и ее поэтому нигде не берут. Хотя есть образование — она медработник и военнообязанная. Вместе с тем ей нравится такая жизнь и менять она ничего не хочет, — поясняет Ирина.

Сложная ситуация

Должника с Маршала Конева, 52 дома тоже не оказалось. Ирина отметила, что с мужчиной выйти на связь также не получилось. Однако приставам удалось выяснить: своим знакомым он говорит, что работает, и даже называл организацию. Подтвердить эту информацию не удалось. Как оказалось, приставы, если не могут найти должника, собирают информацию по крупицам: опрашивают предполагаемых друзей, прежних коллег, родственников и соседей.

— Я общалась с его бабушкой, с которой он проживает. Она говорит, что он каждый день ездит на работу. Но при этом к нам на прием не приходит, денежные средства взыскателю не перечисляет. Когда он работал на прежнем месте, там у него удерживали платежи. Сейчас нет. Сумма задолженности пока небольшая — в районе 60 тысяч рублей. Не пьет, общается с ребенком.

По словам Ирины, такие люди не понимают, что лучше выйти на связь, а не прятаться, так только сумма долга будет расти. По телефону дозвониться также не получается: он либо недоступен, либо никто не берет трубку.

— Надо, чтобы должник к нам хотя бы пришел, принес квитанции. Может, он платил бывшей жене что-то наличными, может, заболел или потерял работу — всякое бывает, а долг-то каждый месяц растет, — комментирует Ирина Макарова.

Живет с родителями

Должника 1986 года рождения дома на Маршала Конева, 20 застать тоже не удалось. «Живет с родителями, они его обеспечивают: зачем работать, если мама тебя кормит», — поясняет Ирина. По телефону мужчина сообщил приставу: об алиментах знает, но денег оплатить долг нет, так как нет официальной работы.

— Вот на прошлой неделе удалось с ним связаться. Мужчина пообещал прийти в пятницу, но не явился, — вспоминает она.

Дверь открыла его мать, тут же выбежали дети. Успеваю рассмотреть квартиру. Все как у всех: в коридоре велосипед, игрушки, на кухонном столе — овощи с огорода. Женщина пояснила, что сын с ней не живет, и добавила: в квартире мужчина только прописан, но долевой собственности у него нет, так как жилье не приватизировано.

Ирина оставила требование о явке. И мы пошли дальше.

— Взыскать имущество у таких должников сложно, — поясняет пристав. — Вот как в этом случае: мать скажет, что здесь ничего не принадлежит ее сыну, и доказать обратное мы не сможем.

Ирина рассказала, что нормальные должники так или иначе выходят на мировую с взыскателями и начинают платить. Если видно, что у них действительно печальная ситуация — приставы советуют договариваться, чтобы перечислять хоть какую-то сумму и не доводить до уголовной ответственности.

— У каждого судебного пристава находится в исполнении около 400 производств. Как правило, нам удается взыскать задолженность. Исключения — неблагополучные, у кого нет имущества, денег, работы. Например, пьющая мать, наркоманка, что с нее взять? Если мы не знаем место работы должника — делаем запросы в банки, чтобы узнать, какие на его имя открыты счета, накладываем на них аресты и списываем средства. Как только деньги проходят по счетам, они списываются и поступают к нам на депозит в службу. С этого депозита мы распределяем деньги на счета взыскателей.

Больная мать

Едем теперь на Рябикова, 42 — к алиментщику с долгом в сто тысяч рублей. На алименты подала мама его жены. После смерти дочери она взяла под опеку их ребенка. Сотрудник УФССП пояснила: когда мужчина официально работал, то из зарплаты у него удерживали необходимую сумму. На момент получения приставами дела долг был небольшой — около 60 тысяч рублей. Сейчас сумма выросла и погасить он ее уже не может. Скрывается. Однако удалось узнать: мужчина таксует, но неофициально. О том, что должник проживает по этому адресу, приставам сообщили соседи. Они подтвердили: его машина практически каждый вечер стоит под окнами. Однако приставам должник так ни разу и не открыл.

— В таком случае ограничить могут и по спецправу, но само водительское удостоверение не изымается, — поясняет Ирина. — Однако ограничение по правам — мера не очень действенная. Наткнется на гаишников, ему выпишут штраф и все. Могут в суд привести. Но это мало кого пугает.

Ирина вспоминает, что несколько раз общалась по телефону с матерью должника, которая зарегистрирована по этому адресу. Та сообщила, что мужчина заканчивает курсы газосварщика, а после окончания обязательно найдет работу.

— Разные причины, почему люди не платят, однако, чтобы мы смогли помочь в этой ситуации, они должны прийти хотя бы на прием. — рассказывает Ирина, пока мы поднимаемся по лестнице. — Бывают действительно сложные жизненные ситуации. А бывает, когда взыскатель, например обиженная бывшая супруга, идет уже на принцип и просит посадить бывшего супруга. Мы им объясняем, что уголовная ответственность — это та же статья, которая неблагополучно сыграет на будущем вашего ребенка, на его образовании, если, к примеру, он захочет пойти служить по контракту или на госслужбу. Сейчас требуют запрос при трудоустройстве из ГУВД о наличии судимости у тебя и твоих родственников. Мало кто это понимает. Были случаи, когда бывшего мужа осудят, и судья начинает объяснять, что к чему, и только тогда жена понимает всю серьезность вынесенного приговора, но отменить его уже нельзя.

Стучим. Никого. Пристав пытается дозвониться по телефону — трубку мужчина не берет. Стучим в квартиру напротив. Соседка, пожилая женщина, подтвердила: должник проживает здесь с матерью, она видит его почти каждый день. И даже номер машины назвала. Также она сообщила, что его мать болеет. Видит, как он увозит и привозит ее из больницы. «Ей сделали операцию, после которой начались осложнения. Видимо, все заработанное в такси мужчина тратит на ее лечение и содержание», — рассказала соседка.

Взаперти

По странному стечению обстоятельств на бульваре Рябикова, 1 проживают два должника, женщина и мужчина. Причем их квартиры находятся в одном подъезде и даже на одной лестничной клетке. Подъезжаем. Старая пятиэтажка. Домофон у должников не работает. Звоним по другим квартирам — та же картина. Наверное, мы бы так и стояли у подъезда, если бы на прогулку с собакой не вышла женщина.

Мужчина 1981 года рождения проживает со своим отцом, не работает и пьет, сообщает пристав. Его ребенок находится в детском доме. Местонахождение матери ребенка — неизвестно. Ирина поясняет, что долгое время они не могли его найти. Пришлось объявить в розыск.

— Если найти человека мы не можем — объявляем в розыск, — рассказывает Ирина. — Приставы используют базы данных ГИБДД, МВД и даже соцсети. Когда этого должника нам доставили по розыску, у него уже была большая сумма долга — 300 тысяч рублей. В отделении его опросили и предупредили об уголовно-административной ответственности в случае неуплаты алиментов. Вручили требование о ежемесячной явке. Из-за неявки он уже дважды был привлечен к административной ответственности за невыполнение предписаний судебного пристава. На нем числится штраф в размере 2 тысяч рублей.

После пяти минут тишины за дверью раздается: «Кто здесь». Услышав цель визита приставов, мужчина сообщил, что его заперли в квартире и он не может открыть дверь. На вопросы, почему не платит, отвечать не стал.

В это время из соседней квартиры вышла молодая девушка с ребенком. Она отметила, что этот сосед пьет и часто ведет себе неадекватно:

— Когда он пытается выломать двери, стук такой стоит, что кухонный гарнитур ходуном ходит. Однажды он напал на меня. Я вызвала полицию и написала заявление. Был случай, когда у него что-то горело в три часа ночи — дым из квартиры шел. Соседи вызвали пожарных. Пока ждали спасателей, мы сами пытались выломать дверь.

Уголовная ответственность наступает, если в течение двух месяцев после привлечения к административной, должник не начинает гасить задолженность.

Ирина оставляет требование о явке. И мы стучим в соседнюю дверь, в которой, предположительно, проживает женщина-должница 1971 года рождения. Сумма долга по алиментам у нее большая. «Накопилась за шесть лет. Дети сейчас находятся в детдоме», — поясняет Ирина.

Открывает пожилая женщина со словами «таких здесь не проживает». Мне сложно оценить, говорит она правду или нет. Ирина задает наводящие вопросы и фиксирует каждое слово.

В этот раз пообщаться с должниками нам не удалось. Приставам предстоит провести большую работу: еще раз опросить соседей, пройтись по другим местам возможного их пребывания. Ирина говорит, что старается помочь тем, кто действительно оказался в трудной ситуации. Однако в первую очередь она представляет интересы детей, которым поддержка нужна больше, чем их нерадивым родителям.

Автор фото — Анастасия Влади

Анастасия Маркова, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Дмитрий Реймеров 26 августа 2018 в 09:50

    Кто-то должен делать эту работу. Но страна в глубокой …….. На этом фоне подобная профессия вызывает у людей отторжение.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля