Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Эмир Кустурица: Считаю 80% голливудских фильмов глупыми

В Иркутске состоялась творческая встреча со всемирно известным режиссером Эмиром Кустурицей. На мероприятие он пришел вместе с другом — пианистом Денисом Мацуевым, который и пригласил его в Сибирь, на фестиваль «Звезды на Байкале».

Эмир Кустурица — сербский кинорежиссер и музыкант, обладатель премий крупнейших кинофестивалей Европы. Наибольшую известность обрел благодаря своим фильмам «Время цыган», «Невидимые дети», «Черная кошка, белый кот», «Жизнь как чудо» и «Андерграунд». Участник рок-группы The No Smoking Orchestra.

Мацуев о знакомстве с Кустурицей

Денис Мацуев: Эмир пригласил меня к себе в чудную сербскую деревню, которая называется Дрвенград, — это декорации его фильма «Жизнь как чудо», превращенные в место для уникального фестиваля, который он проводит. В Дрвенграде проходят концерты классической музыки, встречи и мастер-классы с молодыми режиссерами. В общем, жизнь бурлит. И мне это понравилось. Восхитила его (Эмира Кустурицы. — Прим. авт.) любовь к своей земле, к своему народу и, конечно, любовь к России, к русской классике, литературе, кино и музыке. Мы сразу нашли общий язык, и во второй раз, когда я был там этим летом, играл концерт, понял, что не приехать в Иркутск он не сможет (оба смеются). Сегодня ночью были погружения в Ангару ровно семь раз, он наш человек.

Кустурица о Мацуеве и Сибири

Эмир Кустурица: Наша встреча с Денисом была символическая, потому что то, как я делаю свои фильмы, и то, как он играет на рояле, — похоже. Он разбивает рояль в конце концерта (на концерте Кустурицы в Иркутске Денис Мацуев сломал рояль. — Прим. авт.), а я в конце съемок фильма разбиваю себя.

В Сибири скрыта такая сила, которую американцы не понимают. Они не знают, что у вас всегда были сильные духовные, религиозные и культурные связи. И это касается в целом русских. Ваша жертва в истории была огромная. Вас отличает способность жертвовать для Родины — для России, для Сибири.

О кино и музыке

Эмир Кустурица: В сербском языке кино и музыка — это брат и сестра, потому что язык фильма близок к музыке. Поэтому я играю музыку уже 20 лет, и мне нравится. Делать фильмы очень-очень тяжелая работа, но это не значит, что я перестану этим заниматься.

Самая важная вещь в жизни кинорежиссера — это идея. Потому что снять фильм может каждый человек, есть определенные технологии для этого, но не у каждого есть хорошая идея. Такую идею в жизни надо найти.

О предназначении искусства

Денис Мацуев: Предназначение искусства лечить, наверное, я говорю про терапевтическое действие кино, музыки и театра в наше сложное, неспокойное время. Взять хотя бы наш фестиваль «Звезды на Байкале» — это достижение, половина лиц в зале молодые, вы знаете, это дорогого стоит, такого нет ни в Европе, ни в Америке. Почему людей заставляет что-то плакать на концерте или на спектакле, почему они смеются, почему их прижимает к стулу энергетической волной, которая идет со сцены? Это, безусловно, чудо и излечение, отвлечение от всего ужасного, что есть в жизни, что транслируется с экранов телевизоров, из СМИ и интернета. Люди расслабляются, получают что-то такое, чего нет в простой жизни. Уверен, что это и относится к терапевтическим полезным действиям искусства.

Эмир Кустурица: Думаю, что художники совершают преступление без наказания. Потому что это огромная ответственность — снять фильм, сыграть концерт, это такой путь, через который другие люди никогда не смогут пройти.

Мне кажется, что в эру развития технологий на первом месте будет музыка: классическая, популярная. Это тип искусства, за которым будущее. Не знаю, что будет с кино, его судьба мне не ясна, только если оно будет таким, как Netflix (сервис потокового мультимедиа, работающий по системе подписки. — Прим. авт.), тогда да, но в одном я уверен: кино всегда будет основываться на сильной архитектуре чувств.

В фильме должна быть идеология, эстетика. У тех картин, которые успешны в мире сейчас, этого нет. И я боюсь, что в будущем хорошие качества кино исчезнут, и мы будем разговаривать о том, чего в фильмах нет. 80 % голливудских фильмов глупые, они ни о чем не говорят зрителям. 30 лет назад кино вмещало в себя палитру экзистенциальных чувств, сейчас ничего этого нет.

Нужна кинематографическая революция. Кино должно отражать образ нашей жизни, политические, исторические и иные проблемы, как было раньше. Из того, что сегодня показывают на экране, только 10 % имеет значение.

Голливуд тоже менялся, есть хорошие американские режиссеры. Фильмы Джорджа Лукаса поднимают экзистенциальные вопросы, в них есть фундаментальные вопросы и ответы. Не знаю, как на Западе, но в России кино присущ минимализм, постмодерн, где герои не с нашей улицы, нет трагизма этой улицы, они просто облики, формы.

В Сербии нет кинематографии. Там последние 10 лет выходят фильмы, которые сняты на деньги из Германии. Такие картины не отражают, как живут молодые люди в Сербии, что их волнует. И это, на мой взгляд, тоже проблема современного кино.

— Эмир, хочу вам сказать огромное спасибо за то, что вы дарите людям ощущение живой жизни, когда вижу ваши фильмы, мне кажется, это мое видение и как будто я их снимала, — обратилась к Кустурице участница встречи.

О сериалах

Эмир Кустурица: Я никогда не делал сериалы и телевизионные проекты, но думаю, что в них, как и в кинематографии, можно раскрыть конфликты. К тому же времени больше, значит, и возможности сказать, что хочешь, — больше. Мой друг, Паоло Соррентино, работает над фильмом о бывшем премьер-министре Сильвио Берлускони, и если он сделает его телевизионным сериалом, как «Молодой Папа», проект наверняка будет успешным. Потому что если делать фильм как роман, надо делать его на телевидении.

О работе над Достоевским

Эмир Кустурица: Я пишу роман, который опубликуют на китайском языке. В следующем году планирую в Китае снимать фильм по произведениям Достоевского. Почему именно там? Китай стремительно развивается, он стал символом огромного прогресса, но у этого есть обратная сторона— моральные и иные проблемы. Поэтому я подумал, что подходящее время для съемок фильма по Достоевскому, для моей его интерпретации. Решил, что делать сценарий на китайском, — не лучшая идея, а вот если я напишу универсальную книгу, основанную на романах про князя Мышкина и про Раскольникова, то человек, который будет писать по ней сценарий, сможет сделать это хорошо.

О выборе актеров

Эмир Кустурица: Для меня очень важен типаж. Я рад видеть актеров, которые могут быть драматическими, но при первом взгляде умеют быть смешными.

Ведущий: Моника Белуччи особенно смешная.

Эмир Кустурица: Не всегда, но она смешная. И красивая.

Совет начинающим режиссерам

Эмир Кустурица: Я снял первый фильм в 23. Когда делаешь первый фильм, надо снимать его о том, что хорошо знаешь. Мама, папа, брат, дедушка, конфликт на твоей улице или в деревне. События должны быть тебе близки. Если возьмешь историю не близкую, не сможешь с ней идентифицировать себя, то это будет очень тяжелая работа.

Фильмы нужно делать так, как чувствуешь. И я так работаю всю жизнь. Я уже говорил, что кино для меня — это чувственная архитектура, прежде всего. Нас учили, что делать фильм — это как строить дом. В нем важно отразить моменты из жизни человека.

В мире много хороших режиссеров: в Италии это Соррентино, Гарроне, у вас –- Михалков, Герман. Балабанов был отличным. Сокуров, Кончаловский. Тарковский — гений, один из самых лучших в мире режиссеров.

Автор фото — Алексей Головщиков

Алина Вовчек, IRK.ru

  • Виктор Макаров 22 сентября 2018 в 10:03

    Считаю наоборот фильмы Кустурицы несимметричным пафосом

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля