Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Рейд с судебным приставом: кафе под снос и свалка в Еланцах

Иркутские приставы контролируют исполнение решения суда не только в городе, но и по области — должники есть везде. Журналист отправился в рейд с приставом-исполнителем, чтобы вручить требования владельцам незаконно работающих кафе в поселке Еланцы, посетить свалку и вручить требования муниципальному предприятию в Баяндае. О том, как реагируют должники на появление приставов и что грозит нарушителям закона, читайте в материале IRK.ru.

По распоряжению главного судебного пристава от 30 мая 2018 года все дела по территории Центральной экологической зоны Байкала передали в отделение по исполнению исполнительных документов неимущественного характера.

В межрайонном отделе судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера на Киевской меня встретил внушительного вида судебный пристав-исполнитель — Алексей Шевченко. Он ведет дела, связанные с экологией. «Нарушения самые разные: несанкционированные свалки, незаконная рубка, отсутствие лицензии на вывоз ТБО, ЖБО, незаконное строительство кафе, — поясняет Алексей, пока идем к машине, — я курирую Ольхонский, Баяндаевский, Боханский районы».

По пути заехали за приставом по обеспечению уставного порядка деятельности судов, он отвечает за безопасность судебного пристава-исполнителя, мою и сохранность документов. Затем отправились в путь. Погода не радовала: пробрасывал мелкий снег. 20 минут от города, и Алексей сбрасывает скорость: дорога скользкая, едем медленно.

— Как правило, люди негативно реагируют на наше появление, — рассказывает он. — Все должники говорят одну фразу: мы ничего не знали, в суд нас не вызывали. Хотя читаешь решение суда, на основании которого выдали исполнительный лист, там черным по белому написано, что на судебном заседании ответчик присутствовал.

Например, решение суда подразумевает снос или демонтаж летнего кафе, так как оно не отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам. Бизнес должнику какое-то время приносил прибыль, поэтому человек всегда будет против. То же касается и имущества. Кто-то спокойно осознает: да, нарушили или задолжали. А кто-то пытается отстоять свое имущество.

Отрицание — это обычная защитная реакция у всех. Никто не хочет расставаться со своим имуществом.

— На приставов все реагируют по-разному, — говорит пристав по обеспечению уставного порядка. — Мы имеем право применять физическую силу, резиновую палку, наручники, шокер. Иногда выезжаем с оружием, но на моей практике его не приходилось применять. Вооружаемся тогда, когда пристав-исполнитель заранее знает, что ответчик будет препятствовать судебному исполнению.

После вступления в силу решения суда ответчику дается срок на добровольное исполнение — два-три месяца. Если должник ничего не делает, то истец идет к приставам, служба считается органом принудительного исполнения. После вручения постановления у должника есть пять дней на исполнение обязательств. В это время приставы не накладывают ограничения, никаким образом не беспокоят стороны. Если должник бездействует, то для физического лица предусмотрен штраф — пять тысяч рублей, для юридического — 50 тысяч. После этого дается новый срок на исполнение.

По словам Алексея, многое в их работе зависит от самого сотрудника, от пристава, который ведет дело. Пристав, помимо прочего, должен быть еще и психологом. Бывают случаи, когда должник неадекватно реагирует, и тогда накалять ситуацию не стоит.

Наша первая остановка — прокуратура Баяндаевского района. Алексей отмечает, лучше уточнить у ведомства детали дел, по которым мы сегодня едем. «Бывает, начинаешь работать с должником, а он говорит, что уже все документы предоставил в прокуратуру», — поясняет пристав. Оказалось, специалист не так давно работает в ведомстве и обладает только той информацией, которая уже есть у Алексея.

Пристав оставляет свой контакт и поясняет женщине, что Усть-Орда попала в Центральную экологическую зону Байкала. Поэтому все дела по их территории передали в недавно созданный межрайонный отдел по Иркутску и Иркутскому району. И Алексей курирует их территорию.

Работают без лицензии

Первый должник — МУП «Бытовик». Найти, где находится организация в Баяндае, удалось не сразу. Пришлось поездить по селу. Люди сами не знали, где что находится: говорят, после переименования улиц сами путаются. Один из прохожих сказал ориентироваться на вывеску «фермерский рынок» и новое деревянное здание.

Нашли. В здании находится районная администрация и наш должник. Дверь закрыта. Сотрудники мэрии пояснили, что за главную в «Бытовике» Фаина Степановна — бухгалтер. Продиктовали ее номер и скрылись в своих кабинетах. Дозвониться нам не удалось. Алексей предложил подождать в машине. И уже через 10 минут мы заметили, как к нам спешит пожилая женщина — оказалось, та самая Фаина Степановна.

Открывая кабинет, бухгалтер рассказала, что директор уволился, потом пришел другой, но и тот надолго не задержался. Тогда ее назначили главной.

— Вы из Иркутска, арестовать меня хотите? — шутит женщина. Но представителям власти не до шуток, и Алексей просит показать документы о назначении ее директором.

Фаина Степановна — женщина в возрасте. Как я поняла, она много лет проработала в должности бухгалтера на предприятии, но когда возникла необходимость, ее назначили директором. «Больше некого было», — пояснила Фаина Степановна. Документы она подготовила заранее, поясняет женщина, но найти их сразу ей не удалось.

Кабинет небольшой. Два стола, подоконник и даже стул завалены стопками документов. В углу — сейф. С сотрудником ОУПДС стоим в дверях, места в кабинете нет.

Пристав получил копию приказа и объяснил женщине суть нашего визита. Оказалось, суд по иску прокурора еще в 2017 году обязал МУП «Бытовик» до 1 января 2018 года получить лицензию на транспортировку отходов 3-4 классов опасности. Однако лицензию муниципальное предприятие так и не получило.

— Мы еще даже не подавали документы, — сообщает Фаина Степановна. — И уже не будем этого делать, так как с января 2019 года не будем вывозить мусор. С нового года этим займется региональный оператор: он поставит контейнеры в поселке и будет самостоятельно вывозить мусор с территории.

Однако не все так просто. Есть решение суда, и оно должно быть исполнено, говорит пристав. МУП «Бытовик» обязано получить лицензию. В противном случае за неисполнение организации грозит штраф. Алексей предупредил: оштрафовать могут и Фаину Степановну, как должностное лицо, на 10 тысяч рублей, а также привлечь к уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за неисполнение решения суда и воспрепятствование решению суда.

В Баяндае нет лицензированного мусорного полигона. Место, куда вывозят отходы, — несанкционированная свалка. В этом случае предусмотрены другие штрафы и другие санкции от прокуратуры в отношении организаций, которые вывозят туда мусор, пояснил Алексей.

Женщина говорит, что у организации нет денег на получение лицензии. Алексей советует обратиться за помощью в администрацию, ведь «Бытовик» — муниципальное предприятие.

— Несколько дней назад прошло совещание с ОНФ. На нем сообщили, что деньги можно заказать в бюджете. В прошлом году 5 миллиардов рублей неосвоенных средств, выделенных МО в том числе на получение лицензий на вывоз ТБО, вернулись в казну, — говорит Алексей.

У пристава есть еще одно дело к МУП «Бытовик», в собственности которого есть баня. В 2010-2011 годах баня работала без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу и воду. По словам женщины, бумаги по этому делу она не получала. Как оказалось, баня до сих пор работает без разрешительных документов.

Свалка в Еланцах

Пристав оставил постановление, получил все необходимые подписи. Мы отправились в Еланцы. Предстояло посетить несанкционированную свалку в месте под названием Волчья Падь.

Свалку каждый год расчищают, рассказал Алексей. Но местные жители продолжают вывозить на нее мусор, и она становится все больше. У пристава на руках очередное решение суда для администрации Еланцов и нацпарка.

— У местных властей денег нет, а нацпарк своими силами не справляется. Денег много направлено, чтобы ликвидировать свалку, но безрезультатно. Когда ветер начинается, все разлетается по округе, — отмечает пристав. — Здесь же коровы пасутся. Нужно расчистить территорию и провести рекультивацию почвы.

Махинации с землей

Алексей сделал фотографии, чтобы приложить к делу, и мы отправились в «Бригантину» — кафе, известное многим, кто отдыхал на Малом Море.

Кафе «Бригантина»
Кафе «Бригантина»

Заведение принадлежит жене экс-главы Еланцынского муниципального образования, которого осудили в том числе за махинации с землей. Расследование показало, что и землю под это заведение женщина получила незаконно, а значит, кафе следует снести.

Пристав говорит, женщина не раз получала требование, ее штрафовали, но заведение продолжает работать, более того — расстраивается дальше. Рядом с «Бригантиной» появилась позная «Саган-Заба» и возводится баня. Собственница подавала апелляцию, но суд оставил решение без изменений — снести.

Алексей вспоминает: владелица кафе один раз приезжала в Иркутск. Тогда она сообщила, что наняла подрядную организацию для демонтажа. Прошло три месяца, и, как мы видим, все строения на месте.

Пристав будет ездить в кафе или по месту жительства ответчика, пока лично не вручит женщине бумаги о сносе. После ее привлекут к административной ответственности и снесут незаконно возведенные объекты.

Не то назначение земли

Сегодня нужно было посетить еще одно заведение — кафе «Поляна» на 9-м километре тракта Баяндай — Еланцы — Хужир. Пристав рассказал: несколько лет назад женщине дали участок для ведения личного подсобного хозяйства. Она построила дом, поставила забор, а потом и возвела кафе, которое работает более двух лет. И по результатам проверки прокуратура района обратилась в суд с иском о запрете использовать земельный участок не по целевому назначению. Суд вынес постановление о сносе здания.

Небольшое деревянное строение, рядом — летняя веранда. Внутри никого нет, работает телевизор. Выходит женщина, оказалось, владелица. Пристав сообщает ей, что из Усть-Орды ему передали материалы по сносу здания. Женщина с улыбкой отвечает: была уверена, что решение о сносе отменили за «давностью производства», так как она предоставила в прокуратуру все необходимые бумаги.

Алексей открывает папку: действительно, есть и заявление от должника, и документы на объект. Вот только по бумагам это помещение-склад, а не кафе.

— Так у вас здесь кафе. А должен быть склад, — проговаривает вслух пристав.

— Я подала документы на изменение назначения участка. И сейчас это земля для ведения сельского хозяйства и осуществления производства, — не обращая внимания на слова Алексея, настаивает на своем женщина.

— Так вы должны тогда на этой земле что-то производить, а вы кафе открыли.

— Это не имеет значения. И производить будем, если надо, — добавила владелица.

Спорить с должником бесполезно. Есть решение суда, и оно должно быть исполнено. Требование и исполнительный лист женщина хоть и с опаской, но подписывает. Теперь у нее есть пять дней на добровольный демонтаж здания.

В город мы уже возвращались по темноте. Алексей говорит, что ему не раз еще придется проехаться по этим адресам: добровольно никто из сегодняшних должников не будет исполнять решение суда.

Автор фото — Анастасия Маркова

Анастасия Маркова, IRK.ru

  • Павел Скоробогатов 12 ноября 2018 в 14:46

    Рыбы гниет с головы, а вы начали чистить ее с хвоста… Что ходить так далеко, едите в Ершовский залив и проверяйте законность возведения и получения и эксплуатации в водоохранной зоне этих сооружений, если и их снесут, тогда можно говорить, что нет двойных стандартов для всех.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля