Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Капитан хивуса на Байкале: «Туризм — это тоже природный ресурс»

Капитан хивуса на Байкале: «Туризм — это тоже природный ресурс»

Вот уже 30 лет Константин Мамаджанов занимается туристическим бизнесом на Байкале. За это время у него сформировался свой взгляд на индустрию. Сейчас Константин занимается перевозками на хивусе, показывает зимний Байкал путешественникам. В одной из таких поездок капитан судна на воздушной подушке рассказал журналисту IRK.ru о своих взглядах на развитие озера и отрасли.

— Заранее благодарим всех за личное мужество! Спасибо, что выбрали нашу авиакомпанию, — приветствует нас капитан хивуса Константин Мамаджанов, и мы отправляемся на поиски торосов.

Восемь утра. Отплываем от Сахюрты и держим курс в пролив Малое Море, в большой Байкал. В хивусе тепло, окна снаружи заиндевели. Судно на воздушной подушке громко гудит, когда на ходу. В окна смотрим местные пейзажи. Минут через 20-30 прибываем на место.

Константин первым выходит из хивуса «на разведку». Убедившись, что торосы в этом месте живописные, решаем остаться. К тому же в 200 метрах виден открытый Байкал, где над водой встает пар, плещутся волны.

Константин Мамаджанов
Константин Мамаджанов

— Две недели назад здесь этих торосов не было. Лёд лежал ровный. Сильным ветром его разломало и прибило к берегу. Представляете, какая сила нужна, чтобы сдвинуть с места ледяные глыбы., — рассказывает Константин.

Капитан хивуса и сам увлекается фотографией. С собой он взял камеру и объективы, чтобы поснимать байкальский лёд и восход.

— Вы уже сделали фотографии?
— Я себя ограничиваю. Не больше одного шедевра в день, — с улыбкой говорит Константин.

Необыкновенно красивые глыбы льда, наваленные стеной вдоль берега, скалы, покрытые ледяной коркой, тонкие пластины льда, напоминающие стекло, — все это дело рук природы. Тут по-настоящему ощущаешь мощь Байкала, его силу. Когда взошло солнце, лёд стал переливаться как самоцветы.

Порывистый сильный ветер, подгоняющий в спину, и лёд, на котором не только скользко, но и быстро замерзают ноги, сделали нашу прогулку короткой. Через полчаса мы спешили в хивус, не чувствуя пальцев на руках и ногах.

Пока отогревались, поговорили с Константином Мамаджановым о ледовой обстановке на Байкале в этом году. Капитан хивуса поделился мыслями о том, что сейчас происходит с озером, и что делать, чтобы сохранить его в будущем.

Куда обычно возите туристов?

— В зависимости от того, как образовался лёд, где красота появилась. В этом году гораздо богаче, чем в прошлом. Красивые наплески на восточном входном мысе — залив Хулы. Кобылья Голова (мыс на Байкале. — Прим. авт.) вся такая зефирная, кругленькая. Пещеры тоже ничего. На острове Хубын, в переводе с бурятского языка «мальчик», тоже в этом году образовались красивые наплески. Остров Огой с южной стороны непроходим для хивусов, приходится оборачиваться. Скалистый мыс Корабль в этом году выглядит как глыба льда, туда тоже не возим.

— В этом году лёд на Байкале появился на неделю раньше, чем в прошлом году. Но ветра северо-западного направления постоянно отрывают ледовое поле и набивают его на восточную бурятскую сторону. Я тревожусь. Ледовая обстановка будет тяжелая нынче.

Ледовые поля имеют хаотичный характер. Причем когда изломы образуются вдоль становых трещин длинными рядами, высокие торосы стоят. Сейчас торосы низкие и в виде больших пятен. Через них, между ними проходить тяжело, и вокруг маневрировать тоже трудно, искать эти проходы. Но приспособимся, не впервой.

Какие места для хивуса являются непроходимыми?

— По техпаспорту хивус берет препятствие высотой 15 сантиметров. Угол наклона четыре градуса. При минусовых температурах опасно на хивусе проходить большие расстояния на открытой воде. Из-под судна под давлением воздуха вырывается водяная пыль и садится на винты, они начинают покрываться коркой льда. Здесь главное — не прозевать момент, нужно быстро остановиться и почистить. Короткий такой участок проходит нормально, это штатная ситуация.

Нам движение по открытому Байкалу, по воде, зимой запрещено, поэтому нужен лёд. И с точки зрения, безопасности это важно, чтобы можно было пассажиров выпустить из катера и знать, что никто здесь не провалится.

Как измерить толщину льда? Как понять, безопасен он или нет?

— Грубо говоря, если взять в руку коробок спичек и держать его строго перпендикулярно, а затем опустить в видимый след трещины, то это 7-8 сантиметров. 10 сантиметров однородного пресного льда выдерживает тонну статической нагрузки. При толщине в 10 сантиметров открывают пешеходные переправы для людей.

На 40 сантиметров разрешена посадка Ан-2 и движение автотранспортных средств с нагрузкой на ось 2,5 тонны. На 80 сантиметров садится Ми-8 и Ан-2 с отключением двигателя базирования, а на 1,4 метра однородного льда садится турбореактивный Ан-74. То есть лёд — это очень прочная и пластичная структура. Из него даже строят аэродромы, причалы, есть инструкция Минобороны о строительстве таких ледовых сооружений.

Почему вы предпочли хивус другим видам судов?

— В 2003 году я участвовал в экспедиции по Монголии на хивусе. Перед этим в МЧС приехали сами заводчане, как раз должны были сдавать первый десятиместный хивус ведомству. Был еще шестиместный катер-амфибия. В итоге «десятку» сдали спасателям, а на «шестерке» мы пошли в Монголию: перебросились на Хубсугул, за десять дней прошли по озеру, по реке Онгийн-Гол дошли почти до Дархана.

Там было все: и вода, и степи, и снег, и лёд. Стало понятно, что техника подходит для перевозок по Байкалу. И в 2004 году организовали компанию «Вездеход», которая работает до сих пор.

Как вы научились управлять хивусом?

— Получал права на управление судном. Поскольку хивус — это корабль, на него полностью распространяются правила расхождения, оповещения и действия на судне. Отдельно, когда ездил на завод за катером, неделю провел там, учился им управлять. Директор завода и главный конструктор, мой товарищ, говорит: «Этого отправляйте на полигон без пилота. Бензина не жалеть». И каждый день я часов по 10 ездил. Вечером руки тряслись.

Думал, все умею, приехал на Байкал и в первый же день его разорвал. Лёд прозрачный, не видно, идешь вроде бы ровненько, а ближе подходишь, угол падения солнечных лучей изменился — и вот она льдина стоит, бах, и в нее.

Вообще управлять хивусом труднее, чем машиной. Нужно учитывать ветер, наклон, инерцию, тормозов же нет. То есть надо принимать во внимание выбег судна после остановки двигателя, прикидывать, чувствовать газ, чтобы не было срыва воздушного потока. Есть такое торможение, когда разворачивает его против хода, и газом отбиваешь назад тягу, тормозишь. Много хитростей, это со временем приходит.

При каком ветре вам нельзя выходить?

— У нас ограничение по ветру — 15 метров в секунду. Если такой скорости ветер, все, идти запрещено. Хотя этого не предугадаешь, бывает, выходишь в отличные метеоусловия, потом начинается ветер. И даже бывают ситуации, когда судно не успевает набрать ход, приходится разворачиваться носом на ветер и идти полдня задом наперед.

Хивус — это зимний вид транспорта или летом он тоже используется?

— И летом тоже. Но летом у нас, к сожалению, нет на него спроса. Ходят паромы, и нам запрещено здесь заниматься перевозками туристов. Байкал есть, речки людям неинтересны. Хотя мы работали на науку, на организации, в том числе на нефтяников. Много лет назад брали пробы воды в реках — притоках Лены, там, где они вели геологоразведку.

Как относитесь к тому, что в последнее время наблюдается рост турпотока и повышенный интерес к Байкалу?

— Если решили Байкал сохранять, надо все по возможности ограничивать. Как бы это кому-то нравилось или не нравилось. Дело в том, что Байкал изначально холодный. Биоценоз, который сложился в холоде, наиболее уязвим: как только температура повышается, появляются постоянные раздражающие факторы, он начинает быстро меняться. Мы говорим «погибает», но он просто становится другим. Поэтому нужно ограничивать буквально все, что можно.

Природа Байкала сильно пострадала за последние 20 лет. О чем говорить, если в 2018 году Сарайский пляж закрывали для купания.

Раньше не было таких раздражающих факторов, как сегодня. Во-первых, в разы увеличился флот, который ходит по Байкалу: было 50 судов, а сейчас их 200 с лишним. Во-вторых, не было такого количества сбросов в озеро, в том числе и химии всевозможной, всех этих моющих средств.

Неизвестно, что попадает в реки, которые втекают в Байкал, что из атмосферы «садится» на озеро, мы даже не знаем. Поэтому нужно учитывать количество раздражающих факторов.

Когда были непростые времена, решили так: отдадим туризм народу, пусть хоть чем занимается, лишь бы у нас проблем не было. Ну люди как захотели, так и занимались, настроили. А теперь им говорят: «Вы неправильно жили».

Как относитесь к программе по сохранению Байкала?

— Я ее даже не читал. Какие бы программы ни писали — это чушь, потому что они не подкреплены ни административным ресурсом, ни законодательным, ни финансово. Все это раздергано, ничего нет в одних руках.

В какой ситуации сегодня находится нацпарк?

— Нацпарк должен давать возможность жить и зарабатывать местным жителям, а у него эту роль отобрали. И дали ему одну функцию охраны — ограничивающую, а развивающие функции остались у местной власти. В результате нацпарк стал оппонентом всем живущим здесь.

В Листвянке одна за другой появляются китайские гостиницы, а на Ольхоне с этим как обстоят дела?

— Несколько тоже есть. Нельзя пускать иностранцев к ресурсам (говорит громко и строго). Потому что ресурсы — это наше. Кроме как копать из земли, мы больше ничего не умеем. У нас нет квалификации, мы все потеряли. Поэтому пусть иностранцы приходят в высокие технологии, какие-то производства, пожалуйста, и всё остальное. Нам есть чему учиться, а ресурсы ни в коем случае нельзя отдавать, ни землю, ни воду, ни туризм. Туризм — это тоже природный ресурс.

Возвращаемся на переправу. Там нашего героя ждут туристы, которых нужно перевезти на Ольхон. Хотим сделать несколько его фотографий для статьи, на что Константин говорит: «Давайте лучше с Брянским».

Хивус носит имя Ильи Ивановича Брянского. Так звали декана факультета «Экономики и организации автомобильного транспорта» Иркутского института народного хозяйства, который Константин окончил в 1985 году. Этот катер пришел летом прошлого года и получил название в честь преподавателя.

— Великолепнейший дядька, просто чудо. Он ушел из жизни 4 мая 2008 года. В 2007 году, в день туризма, раздается звонок в офисе, девчонки переключают, и в трубке голос пожилого человека: «Костя?». Я говорю: «Да». «Тебя Илья Иванович беспокоит, Брянский», — слышу в ответ. Как сидел, так и стою, — рассказывает капитан судна. — Илья Иванович, где вы? Я в Питере, уже на пенсии, старенький, приедь, поговорим. Пожелал удачи. Старые учителя, они же своих студентов не забывают.

Записала Алина Вовчек, IRK.ru

  • Чёрный Абдулла 13 февраля 2019 в 15:02

    «Туризм — это тоже природный ресурс.» Главный вопрос - кто будет получать деньги за продажу этого ресурса? Вангую. Скажем так, отдельные лица, пробивают тему в Думе о том, что какая нибудь московская контора, принадлежащая особе приближённой к императору, под предлогом: "не дадим басурманам…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля