Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Что происходит на Иркутской ГЭС

Компания En+ Group продолжает реализацию комплексной программы модернизации сибирских гидроэлектростанций «Новая энергия». Летом этого года началась замена гидроагрегата на Иркутской ГЭС. Основная цель проекта модернизации ГЭС Ангаро-Енисейского каскада — повышение надёжности работы оборудования для безопасной и безаварийной эксплуатации гидростанций. Вторая цель — увеличение их мощности и выработки.

Гидроагрегат целиком на Иркутской ГЭС меняют впервые за 60 лет. Для его модернизации энергетики предприятия и сотрудники транспортной компании «ВЭЙ-ГРУПП» доставили на станцию крупногабаритное оборудование: вал турбины весом 40,5 тонн и шесть лопастей. От завода «ТЯЖМАШ» в Сызрани до Иркутска детали преодолели расстояние свыше 4300 километров.

Новые детали для замены гидроагрегата № 2 на Иркутскую ГЭС приходят каждую неделю. Всего должно поступить более 1500 тонн оборудования. Например, гидравлическая турбина будет весить 477 тонн, а гидрогенератор — 1061 тонну. Самые тяжелые части — рабочее колесо и ротор — 117 тонн и 500 тонн соответственно.

Большая часть оборудования приходит упакованной в ящиках в разобранном виде и уже на месте укрупняется в сборочные единицы. Однако десятиметровый вал и шесть лопастей гидротурбины приехали в Иркутск уже в готовом виде.

На Иркутскую ГЭС доставлено оборудование для модернизации гидроагрегата №2
От завода «ТЯЖМАШ» в Сызрани до Иркутска детали преодолели расстояние свыше 4300 километров
Десятиметровый вал и шесть лопастей гидротурбины приехали в Иркутск уже в готовом виде

На Иркутскую ГЭС доставлено оборудование для модернизации гидроагрегата №2

От завода «ТЯЖМАШ» в Сызрани до Иркутска детали преодолели расстояние свыше 4300 километров

Десятиметровый вал и шесть лопастей гидротурбины приехали в Иркутск уже в готовом виде

Каждая гидроэлектростанция России уникальна. Поэтому оборудование для замены производится по спецзаказу — над деталями энергетики работают совместно с проектировщиками. Вся конструкторская и проектная документация, которую разрабатывают заводы-изготовители и институт «Гидропроект», согласуется со специалистами технических служб станции. Для энергетиков приём нового оборудования — не только важное событие, но и непростая логистическая операция.

— Конечно, мы каждый день отслеживаем весь транспорт, который везёт нам оборудование. Если идёт фура, то у нас есть контакты водителя, с которым мы поддерживаем связь напрямую. За перемещением через всю страну вала и лопастей турбины тоже следили. Мы знали время прибытия на станцию, были в тесном общении с транспортной компанией — знали буквально каждый километр, который проезжают наши детали, — подчеркнул Сергей Распутин, инженер отдела капитального строительства Иркутской ГЭС.

На транспортировку вала и лопастей турбины с железнодорожной станции на Иркутскую ГЭС с перерывами ушло больше суток. Для перевозки понадобились автомобильные тралы грузоподъёмностью 50 тонн и два автомобильных крана на 40 тонн. Хотя оборудование крупногабаритное, оно требует деликатного обращения. Поэтому погрузка каждой единицы оборудования на трал занимала около часа.

— Наша компания 18 лет на рынке, так что у нас уже был опыт транспортировки крупногабаритного груза по Иркутской области. На этот раз сложность заключалась в необходимости учитывать дорожную ситуацию — ведь перевозка была без сопровождения ГИБДД, в дневное время. Например, вал доставляли рано утром, когда была вероятность встретить заторы на магистралях. Но удача была на стороне энергетиков, проехали довольно быстро. Автомобили с грузом двигались в среднем со скоростью 30 километров в час, — отметил представитель транспортной компании «ВЭЙ-ГРУПП» Станислав Корнаков.

Вал турбины снимали с автотрала краном машзала непосредственно в здании Иркутской ГЭС
Детали будут ждать своего часа на складе

Вал турбины снимали с автотрала краном машзала непосредственно в здании Иркутской ГЭС

Детали будут ждать своего часа на складе

Разгрузка на самой станции тоже прошла оперативно. С двух сторон автомобильные краны медленно поднимали лопасти и опускали их на подготовленную площадку нижнего бьефа. Вал турбины снимали с автотрала краном машзала непосредственно в здании Иркутской ГЭС. Детали будут ждать своего часа на складе.

Как работает гидроагрегат

Выработка электроэнергии Иркутской ГЭС обеспечивается за счёт напора воды, который приводит в движение рабочие колёса гидротурбин. Напор возникает за счёт разницы уровня воды в верхнем бьефе — примыкающей к плотине части реки, которая находится выше по течению, — и нижнем.

Если на Братской и Усть-Илимской ГЭС вода падает сверху и по водоводам попадает на рабочее колесо, то в Иркутске — донный водозабор. Вода идет со дна, затем попадает в спиральную камеру и закручивается. Спиральная камера равномерно распределяет поток по всей длине рабочего колеса. Силу потока, который попадает на рабочее колесо, регулирует направляющий аппарат — поворотные лопатки и рычаги, а также два сервомотора.

До настоящего времени на Иркутской ГЭС работали поворотно-лопастные гидроагрегаты. Сейчас один из них меняется на пропеллерный. По внешнему виду рабочее колесо гидроагрегата напоминает гребной винт исполинского корабля. На нём установлены семь лопастей сложной формы, которые поворачиваются в зависимости от мощности потока, чтобы обеспечить максимальный коэффициент полезного действия — 92%.

Турбина мощностью 90 мегаватт преобразует кинетическую энергию потока воды в механическую. Расход воды, если полностью открыть сброс, составляет 410 кубометров в секунду, а скорость вращения — 83,3 оборота в минуту.

Замена гидроагрегата для Иркутской ГЭС — уникальное явление, в этом процессе задействованы практически все службы и отделы станции. К концу октября здесь полностью извлекли всё старое оборудование гидроагрегата № 2: ротор, рабочее колесо, турбины, статор, подходят к концу демонтажные работы по подготовке строительной части агрегата.

Завершена и одна из самых трудоёмких операций — пиление алмазными канатами камеры рабочего колеса. Сегодня специалисты удаляют бетон на уровне конуса всасывающей трубы.

— Строительные работы на этом не прекратятся. Устанавливается арматура на стенках цилиндра, который образовался после выемки оборудования и демонтажа бетона. Здесь же необходимо подготовить закладные детали для установки растягивающих талрепов и опорные площадки под домкраты. Все эти мероприятия нужны для того, чтобы потом при установке облицовки конуса всасывающей трубы и камеры рабочего колеса была возможность придать им нужную геометрию, — пояснил ведущий инженер отдела капитального строительства Иркутской ГЭС Александр Супличенко.

Когда завершится установка конуса всасывающей трубы, старую нижнюю крестовину поставят на время, чтобы на ней разместить разгонную колонку для сборки статора. Параллельно начнется подготовка к установке камеры рабочего колеса, и только после этого — монтаж вала с рабочим колесом и сборка остальных элементов турбины.

Партнерский материал

  • Андрей Беляев(bela) 19 ноября 2019 в 15:17

    все правильно!!Им досталось рабочее потом и вернуть должны рабочее обратно!!.))

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля