Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Крушение «Руслана». Не забудется никогда

6 декабря исполнится 22 года со дня авиакатастрофы в Иркутске-II. Тогда на жилой квартал упал военно-транспортный самолет АН-124 «Руслан». Погибли 72 человека, в том числе воспитанники детского дома, на здание которого обрушились обломки. В ГУ МЧС России по Иркутской области накануне скорбной даты собрались спасатели и очевидцы крушения, чтобы вспомнить события двадцатилетней давности.

Аудиоверсия материала

Это была суббота. «Руслан» выполнял рейс Москва — Иркутск — Владивосток — Камрань, он должен был доставить во Вьетнам два истребителя. С аэродрома Иркутска-II судно поднялось в воздух в 14:44. Едва самолет пересек ограду аэродрома, как по очереди отказали три двигателя из четырех.

Фото с сайта www.telegra.ph
Фото с сайта www.telegra.ph

На летном поле за взлетом по правилам безопасности следили пожарные. Для сопровождения сверхтяжелого самолета выставили десять машин пожарного гарнизона. Сергей Белоусов, который тогда работал помощником начальника восьмой пожарной части, вспоминает: когда самолет взлетел, у двигателя промелькнуло что-то красное, будто искры. Сначала судно поднималось, потом пошло прямо и вдруг начало опускаться. Сергей Белоусов закричал напарникам, что надо ехать вперед, к самолету. Машины тронулись, перед глазами возник черный дым, у спасателей заработала рация — им сообщили, в каком месте упал «Руслан». Расчеты прибыли туда буквально через пять минут.

Сергей Белоусов. Автор фото — Зарина Весна
Сергей Белоусов. Автор фото — Зарина Весна

— В памяти такое происшествие останется навсегда. У меня жена с ребенком и тещей находились на 400 метров дальше от места падения. Я молился, ехал и переживал, — рассказывает Сергей Белоусов. — Но наша служба такова, что пришлось отбросить все личное. Переключился, начал смотреть гидрант, где и как машину установить, когда нам сказали адрес. По ходу движения проводил разведку, смотрел, как лучше подъехать, с какой стороны ветер. Там я уже забыл о своих близких, полностью отдался работе.

Самолет рухнул на дом № 45 по улице Гражданской. Обломки разлетелись по округе. Хвост врезался в пятиэтажку на улице Мира и повредил ее, какие-то части полетели в здание детского дома № 1. Разлившийся керосин вспыхнул в один миг, начался страшный пожар. Те, кому чудом удалось уцелеть дома, звали на помощь из открытых окон и с горящих балконов.

Фото с сайта www.telegra.ph
Фото с сайта www.telegra.ph

Погибли все восемь членов экипажа и 15 пассажиров самолета, 49 жителей района, на который рухнул АН. Трагедия унесла жизни 14 детей. Самолет упал на дома, где жили в том числе семьи некоторых пожарных, провожавших «Руслан». В 45-м доме сгорела семья одного из них. Там же погибли два мальчика, родители стали свидетелями этого ужаса. Историю семьи в 2007 году в документальном фильме про авиакатастрофу рассказал глава МЧС Сергей Шойгу:

— Они гуляли с родителями, решили зайти домой, чтобы взять с собой собаку, и в этот момент самолет упал.

Фото с сайта www.telegra.ph
Фото с сайта www.telegra.ph

Еще говорят, что в 45-м доме в тот роковой день играли свадьбу, гости ждали жениха и невесту, но молодожены задерживались, и это спасло им жизнь.

Галина Крюкова, которая на тот момент была директором детского дома, рассказывает: сначала думали, что произошло землетрясение.

— Это был сон-час, — вспоминает женщина. — Дошколята спали. Поэтому на улицу выбежали босиком, раздетые. А день был морозный. И в автобусах мы их так и везли.

Галина Крюкова. Автор фото — Зарина Весна
Галина Крюкова. Автор фото — Зарина Весна

Детей эвакуировали в школу-интернат № 13. Оставаться в детском доме было невозможно, ведь одна его половина выгорела, другую залили пожарные.

— Конечно, жертв могло быть больше, но наши дети ушли на мероприятие в дом творчества, кто-то был на катке. Нам просто повезло немножечко, что детей в помещении было мало, — рассказывает Галина Крюкова. — Сначала мы нашли обгоревшими двух девочек, а на пятый день у нас умерла Аня Зернис. Очень сильно пострадал сын воспитательницы Макар, его отправляли в Москву, он прожил полтора месяца. С большими ожогами была Римма Васильева, девочка, которая сегодня работает поваром в столовой авиационного завода. Поддерживает отношения, но на особый разговор она не решается выйти.

Фото Бориса Слепнева из Иркипедии
Фото Бориса Слепнева из Иркипедии

Валерий Перфильев, он в тот год был заместителем начальника управления государственной противопожарной службы, удивляется, как самолет не взорвался. Говорит, для этого были все предпосылки.

— Руслан был заправлен на 110 тонн, его полная заправка 180 тонн. Недозаправка 70 тонн — это наличие в самолете взрывоопасной смеси. И почему он при падении не взорвался, совершенно непонятно. Раз взрыв не произошел, значит, территория залита керосином. Керосин под снегом, керосин везде. Что делать? Если мы начнем выводить силы и средства, прекратим тушение зданий, керосин сразу вспыхнет. Мы решили продолжить тушить, лить воду. Лили умышленно, чтобы смывать остатки керосина. И наращивали силы и средства, хотя пожар удалось локализовать в течение часа несмотря на то, что он был очень сильным. До 17 часов мы продолжали запрашивать силы и средства, чувствуя опасность, рискуя. Другого выхода не было.

Материалы дела. Автор фото — Зарина Весна
Материалы дела. Автор фото — Зарина Весна

Пожар тушили больше полутора суток, а чтобы ликвидировать последствия катастрофы, понадобилось шесть дней. Геннадий Файзрахманов, он тогда возглавлял управление государственной противопожарной службы, рассказывает, что спасатели проявляли чудеса мужества. Работали на морозе, воду пришлось доставлять с Ангары, район бедствия не мог обеспечить бесперебойное водоснабжение, поэтому протянули шесть километров линии от реки.

После того как потушили огонь, надо было убирать обломки, снимать хвост с пятиэтажки. Железнодорожники предоставили мощные осветительные системы, которые помогали работать ночью, выделили специальные подъемники и канаты, строители пригнали тяжелую технику.

Валерий Перфильев. Автор фото — Зарина Весна
Валерий Перфильев. Автор фото — Зарина Весна

Место катастрофы охраняли два кольца оцепления. Второе кольцо сделали, когда началось мародерство. Выставили курсантов школы милиции, военных, пожарных. Валерий Перфильев вспоминает, что многие жители района считали своим долгом накормить и обогреть тех, кто работал на месте трагедии.

— Такого единения населения с пожарными, с пострадавшими за практически 40 лет службы я не видел, — говорит мужчина. — Это было удивительное явление. До утра пожилые люди стояли с чаем, предлагали все, любые услуги: домой погреться, накормить, напоить, носки приносили, перчатки, мне там какая-то бабушка дала белые перчатки, я говорю: «Куда мне белые?» Хотел отказаться, а она мне так ответила, что пришлось надеть прямо при ней.

Список пострадавших. Авто фото — Зарина Весна
Список пострадавших. Авто фото — Зарина Весна

Черные ящики «Руслана» серьезно повредил огонь, поэтому восстановить полную картину трагических событий не смогли. Официально причиной отказа двигателей названа перегрузка самолета, но в разные годы выдвигались разные версии, почему судно могло упасть. Например, было предположение, что во время взлета кто-то из пассажиров совершил звонок по китайскому радиотелефону и это повлияло на работу техники. Еще была версия, что в керосине оказалось повышенное содержание воды, она замерзла, и лед забил топливные фильтры.

Дом № 45 на улице Гражданской снесли сразу после трагедии вместе с выгоревшими деревянными бараками. Детский дом в 1999 году реконструировали, а на месте падения самолета построили храм. В его основание заложили капсулу с воспоминаниями людей, которые потеряли в катастрофе своих родных и близких. Каждый год 6 декабря в храме проходит гражданская панихида по погибшим. Всегда в одно и то же время — в 14:45.

Светлана Латынина, ИА «Иркутск онлайн»

  • _Darina_ 8 декабря 2019 в 15:13

    Ужасная трагедия, до сих пор слезы

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля