Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Туризму на Байкале грозит кризис

Туризму на Байкале грозит кризис

Байкал остался без китайских туристов из-за эпидемии коронавируса. Турбазы на Малом Море и Ольхоне пустуют, а транспортные компании вынуждены простаивать. И несмотря на то, что сейчас оценивать убытки рано, уже понятно, что в летний сезон представители турбизнеса войдут в минусе.

Отменять бронирование китайские туристы начали в конце января, после того как руководство страны приняло решение об ограничении и запрете выезда своих граждан за пределы Китая. Как рассказывает совладелица гостиницы «Усадьба Бенчаровых» Наталья Бенчарова, тогда с острова Ольхон выехали последние группы. Пока оценивать, как отток китайских туристов повлияет на турбизнес на Байкале рано. Приведет ли это к кризису в отрасли, будет понятно к лету.

– Мы еще не оценивали ущерб, потому что отмены идут активно. Те, кто больше склонен к панике, сняли брони в феврале, марте и апреле. Есть такие, кто ждет и пока не отменяет, но их процент незначительный, – говорит Наталья.

По ее мнению, под влиянием этой ситуации произойдет переформатирование рынка. Проблема в том, что многие взяли кредиты, сделали ремонт, наняли персонал, одним словом, подготовились к приезду гостей, а никто не приехал, поэтому компенсировать расходы нечем.

Китайские туристы у паромной переправы в поселке Сахюрта. Фото Зарины Весны
Китайские туристы у паромной переправы в поселке Сахюрта. Фото Зарины Весны

Директор транспортной компании «Вездеход» Константин Мамаджанов, занимающийся перевозками туристов на хивусах, считает, что больше всего от отсутствия китайских туристов пострадают владельцы гостиниц, транспорта и заведений общественного питания. Помимо расходов на заработную плату и аренду у них есть, например, лизинговые платежи, которые нужно выполнять регулярно.

– Зимний сезон на Байкале длится с января до первых чисел марта. Апрель – это уже межсезонье. В июне нужно входить в лето. Как компании будут это делать, имея такие убытки по зиме? – делится он опасениями. – Гостиницы ведь должны провести ремонт, что-то докупить. Транспортникам надо технику подтянуть, ресторанам – закупить мясо, привезти картошку. Но за счет чего? Летний сезон из-за зимнего безденежья будет очень тяжелым. Вот этот провал зимой не позволит сформировать средства, необходимые для подготовки к лету.

В начале февраля Константин Мамаджанов ждал несколько групп фотографов из Южного Китая, но из-за обстановки с коронавирусом они не смогли прилететь. «Для моего небольшого предприятия это солидный удар», – подчеркивает предприниматель.

Константин Мамаджанов. Фото Зарины Весны
Константин Мамаджанов. Фото Зарины Весны

– Убытки понятны уже сейчас, есть затраты, от которых никуда не денешься, – ежегодный осмотр, например. Планировал провести обновление имущества, но уже не могу этого сделать. Люди наняты, я же не скажу им: «Мужики, извините, поступлений, которых планировал, нет, зарплату выплачивать не буду». Вот и крутись, как хочешь, – отмечает перевозчик.

По информации Агентства по туризму Иркутской области, зимний сезон на Байкале в основном был ориентирован на туристов из стран Юго-Восточной Азии. Первое место в структуре иностранного потока составляли именно китайцы. На втором месте жители Южной Кореи, на третьем – Германии. Как рассказала гид-экскурсовод с английским языком Татьяна Постникова, из-за ситуации с коронавирусом туристы из других стран сомневаются ехать ли на Байкал и собираются отменять поездки.

– У меня приедет малазийская группа в начале марта, и я знаю, что там два-три человека очень нервничают, поэтому косвенно меня это тоже коснется. Думаю, в похожем положении сегодня находятся многие, – пояснила гид.

Татьяна предполагает, что у турбаз и транспортных компаний, ориентированных на китайский турпоток, в этом году сократится объем работы. Совсем без гостей они не останутся, но значительно просядут.

Автобус с туристами. Фото Зарины Весны
Автобус с туристами. Фото Зарины Весны

Как пояснила руководитель Агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина, пока сложно прогнозировать какой экономический ущерб будет нанесен туризму региона, потому что не известно до какого периода будут действовать ограничительные меры. Зимний сезон на Байкале пользовался популярностью у туристов из Китая, поэтому отток отдыхающих может быть ощутимым.

– Начало сезона нехорошее, а какими будут итоги пока не понятно. Возможно, произойдет небольшой откат на уровень 3-5-летней давности, когда лето на Байкале было популярнее, чем зима. Может быть, туроператоры хорошо отработают летний сезон, и по концу года будет понятно, с чем они войдут в 2021 год, – комментирует Екатерина Сливина.

Константин Мамаджанов такой опасности не видит, считая, что не это главное. Гид Татьяна Постникова полагает, что в текущей ситуации будет понятно, насколько туризм в регионе зависим от китайского турпотока и вообще от китайского бизнеса. Для Иркутской области отсутствие китайцев существенно, потому что, приезжая на Байкал, они тратят много денег.

По мнению Сливиной, в сложившихся условиях может произойти переориентация рынка. Бизнесу нужно сделать ставку на другие иностранные рынки, либо на россиян. Но все зависит от самих участников отрасли, насколько они будут гибкими и смогут оперативно переориентироваться. Привлекать гостей также планируют с помощью событийного туризма.

Посадка китайских туристов в хивус. Фото Зарины Весны
Посадка китайских туристов в хивус. Фото Зарины Весны

– Говорить о крахе туристической отрасли на Байкале преждевременно. Многое зависит от того, как сейчас все друг с другом сработают, – отмечает руководитель областного Агентства по туризму. – Время играет не в пользу наших турбаз и гостиниц. Я бы на месте бизнесменов подумала про распродажи и интересные акции, попыталась за счет них минимизировать проблемы от отмены броней.

Рынок работает со стороны потребителя, а не поставщика услуг. Наталья Бенчарова считает, переориентироваться на кого-то гипотетического глупо. Говоря об иностранцах, она отметила, что китайские туристы немного расширили зимний сезон, приезжая на Байкал в январе и феврале. У европейцев более популярен март.

– На внутреннем рынке туризм на Байкале никогда не был и не станет массовым. Байкал входит в зону интересов людей пресыщенных поездками, либо интересующихся каким-то направлением, – убежден Константин Мамаджанов.

В кабине хивуса. Фото Зарины Весны
В кабине хивуса. Фото Зарины Весны

По словам Татьяны Постниковой, несколько месяцев назад было огромной проблемой забронировать хоть какую-то турбазу на Байкале. Сейчас в связи с оттоком китайских туристов это реально, к тому же некоторые базы отдыха снизили цены.

– Не знаю станет ли у нас больше российских туристов, но такое возможно, в чате гидов пишут: «Ребята, все свободно, приезжайте к нам. Мы вас ждем», – рассказывает Татьяна. – Не исключено, что Байкал станет популярнее у европейских туристов. Любой кризис – это с одной стороны потери, с другой – возможности.

Председатель комитета по предпринимательству в сфере туристской деятельности Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Марина Григорьева отмечает, что Иркутская область не единственный регион, принимающий возросшие потоки китайских туристов. В похожей ситуации оказались Москва и Санкт-Петербург. Туризм выступает индикатором того, как ситуация с коронавирусом, отразится на экономике.

Туристы на озере Байкал. Фото Зарины Весны
Туристы на озере Байкал. Фото Зарины Весны

– У туризма большой мультипликативный эффект, потому что с ним связано много смежных отраслей. В таких случаях сразу проседает оптовая торговля продуктами, сфера общепита, клининговый сервис, транспортники, сокращается количество рабочих мест. Говорить о понесенных убытках еще рано, – говорит эксперт.

По мнению Марины Григорьевой, переориентация рынка – это утопия. Так сложилось, что последние три-четыре года основную часть приезжающих в Дальневосточный регион, Сибирь, Москву и Петербург составляли туристы из Китая. Россияне, которые хотели и могли приезжали на Байкал, тоже самое с гостями из Европы. Поэтому эти потоки совершенно не взаимозаменяемые.

– С одной стороны мы теряем экономику, это очевидно, а с другой стороны для того, чтобы туристические потоки выдерживать, быть к ним готовыми, необходимо создать инфраструктуру. У нас сегодня законы не позволяют создавать инфраструктуру вокруг Байкал, – подчеркивает представитель Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири. – У нас как пять лет назад отсутствовала коммунальная и дорожная инфраструктура, так на том уровне все и остается.

Автор фото – Зарина Весна

Алина Вовчек, IRK.ru

Алина Вовчек, IRK.ru

  • nata_80 23 февраля 2020 в 04:40

    Верно,проблемы глубже и комплекснее.Пенсионер поедет на Байкал-лекарства купить,ЖКХ оплатить,внукам помочь;рабочий и продавец-детей нужно накормить,обучить и одеть,ремонт доделать наконец;доярка и плотник-забор поправить,корма и дрова купить;студент-гаджет,учебники поменять,потусить с друзьями и…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля