Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Турбизнес на Байкале. Как кризис скажется на отдыхающих

Турбизнес на Байкале. Как кризис скажется на отдыхающих

Из-за пандемии коронавируса больше всего пострадала сфера туризма — по ней кризис ударил особенно сильно. Многие компании закрылись, понеся колоссальные потери, кто-то смог удержаться на плаву благодаря накоплениям. Однако до сих пор никто из участников рынка не знает, как будут работать в текущем сезоне. Своим мнением о состоянии туристической отрасли, перспективах ее развития, а также мерах господдержки с IRK.ru поделились эксперты и владельцы гостиничного бизнеса.

Анастасия Тетерина, исполнительный директор ассоциации предпринимателей туристического бизнеса Байкальского региона:

По словам Анастасии, эксперты еще в прошлом году прогнозировали снижение в течение следующих 2-3 лет турпотоков в Россию, в том числе из Китая, но не более чем на 20%. Однако никто не ожидал, что буквально за месяц туристические потоки схлынут, а отрасль будет переживать жесткий кризис.

— После объявления Китаем эпидемии в конце января 2020 года туристическая отрасль переориентировалась на внутренний рынок и Европу, но к апрелю эпидемия охватила и ее, а также Западную часть России — тогда туристическая отрасль ушла в коллапс, а потом впала в «кому», — отмечает она.

Паром «Семен Батагаев»
Паром «Семен Батагаев»

Все меры государственной поддержки были разработаны без учета особенностей и специфики туристической отрасли. По словам эксперта, для туроператоров и турагентов небольшую роль, конечно, сыграли отсрочки по оплате страховых взносов, арендным платежам, зарплата под «0 процентов». Но больше всего незащищенными в этом плане оказались организации по предоставлению мест временного проживания (ОКВЭД-55). Если средние и крупные отельеры могут заявить об отсрочке по текущим платежам, участвовать в зарплатных проектах, то микропредприятия, в которые входят хостелы, гостевые дома, базы отдыха — остались без какой-либо поддержки.

Из-за коронавируса в Иркутском, Ольхонском и Слюдянском районах турбазы закрыли еще в середине марта на основании указа № 59-уг губернатора Иркутской области, на неопределенный срок. А 27 марта премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил временно приостановить до 1 июня «размещение в санаториях, работу курортных объектов массового отдыха и деятельность организаций общественного питания». Тогда уже туроператоры, турагенты и частные лица поняли, что все серьезно, и стали отменять бронирование с требованием возврата денег. О переносе сроков поездок речи не было, так как никто до сих пор не знает, когда будут полностью сняты все ограничения.

Туристы на озере Байкал
Туристы на озере Байкал

По словам Анастасии, заявки на индивидуальное и групповое проживание в гостиницах и турбазах есть. Но сегодня понятие «бронирование» перешло в форму «резервирования» без каких-либо договорных и финансовых обязательств.

— Понимая сложившуюся ситуацию, люди в надежде на отмену карантина резервируют места, как говорят менеджеры, «на карандаш». Это дает возможность быстро восстановить деятельность коллективных средств размещения после отмены карантина, а с туристическими фирмами только сейчас начали заключать новые договоры о сотрудничестве на 2020 год.

Экономический потенциал у сферы туризма колоссальный, ведь отдых при любой ситуации всегда необходим людям. Но его надо грамотно реализовать. Анастасия говорит, что сейчас необходимо развивать внутренний туризм, пока другие страны закрыты из-за пандемии коронавируса. «Многие боятся, что Байкал не выдержит наплыва русских туристов, но, мне кажется, потока туристов со всех регионов России не страшен нам, так как в ближайшие год-два не будет отдыхающих из Китая, — предполагает Анастасия. — Но прежнего массового потока ожидать все-таки не стоит».

«Я слышала, что нелегальные гостиницы, турбазы по-прежнему принимают гостей. Видимо, их не отслеживают и не проверяют надзорные органы. Все остальные закрыты».

С 2015 года цена на проживание на Байкале была ориентирована в основном на гостей из Китая — она была завышена, а сервис и условия проживания оставляли желать лучшего. «Но это продиктовано сезонностью туристического бизнеса. У нас он очень короткий», — поясняет Анастасия. Сейчас из-за оттока китайских туристов скорее всего стоит ожидать существенного снижения цен на размещение в гостиницах и турбазах до уровня кризиса 2008 года и повышения качества обслуживания. А стоимость перевозок сохранится на прежнем уровне.

— В 2008 году, когда начался финансово-экономический кризис, всем пришлось снизить цены на услуги почти на 50%, — вспоминает Анастасия. — Но даже при таком раскладе были востребованы более дешевые варианты размещения. Но объем продаж не сократился. Несмотря на сильное падение ВВП в 2009 году, правительству удалось сохранить уровень реальных доходов населения и туризм тогда вернулся на прежний уровень в короткие сроки.

Остров Ольхон
Остров Ольхон

Восстановление туристической отрасли будет проходить поэтапно в течение года. Переориентация более болезненно пройдет для тех турфирм, которые работали с иностранными туристами. Чтобы найти свою нишу на внутреннем рынке, им придется разработать новые программы, туры, маршруты. А после открытия границ, фактически с нуля, — восстанавливать международный туризм.

Не исключено, что некоторые популярные направления — Китай, Италия, Испания — будут какое-то время не столь востребованы среди путешественников. Шансы выжить у туристической индустрии есть, но это будет зависеть от срока окончания пандемии. «Чем дольше длятся ограничения, тем меньше шансов, что бизнес оправится», — уверена Анастасия Тетерина.

Сергей Калабин, владелец гостевого дома в Листвянке:

Сергей закрыл гостевой дом два месяца назад, с тех пор он не работает. Бизнес небольшой, всего на 25 человек: один домик стоит отдельно, основное здание разделено на две части. Мужчина уверен, что он мог бы организовать размещение гостей таким образом, чтобы приезжающие семьи не пересекались в течение дня.

— Но нам такую возможность не дали. Запретили и работу пикниковых зон. Я разговаривал с администрацией, но все бесполезно. Пусть бы мы меньше зарабатывали, но смогли бы содержать гостиницу и выплачивать в полном объеме зарплату сотрудникам. При этом в Иркутске работали и продолжают работать гостиницы, строительные магазины, некоторые ТЦ, разрешили открыться салонам красоты, где люди тесно контактируют друг с другом. Где логика – непонятно.

Мерами поддержки, предложенными правительством, Сергей так и не смог воспользоваться. «Пошел в банк просить ипотечные каникулы в связи с коронавирусом – отказали, сославшись на распоряжения руководства банка. Чтобы получить деньги на зарплаты сотрудников за апрель и май, как нам сказали в налоговой, нужно предоставить отчет за эти месяцы. Только тогда они рассмотрят возможность выплатить компенсацию. Ждем», — рассказывает он.

По словам Сергея, спрос на размещение есть, люди звонят, бронируют номера на лето. Однако до сих пор не ясно, будет он работать или нет. «Я надеюсь, сможем открыться в скором времени — у меня 4 детей и их надо кормить», — говорит он.

Галина Ершова, владелица турбазы на Малом Море:

Галина, как и другие владельцы турбаз, сейчас не работает. Однако надеется, что сможет открыться с 1 июня.

— С соблюдением всех мер предосторожности, почему нет? У нас есть отдельные домики с кухнями — семьи могут жить в них изолированно друг от друга, — рассказывает она. — Сезон на Малом Море начинается с середины июня и, как правило, к этому времени уже были брони на лето. В соответствии с этим подбирали персонал, планировали программу мероприятий и экскурсий. Пока мы этого не делаем. Брони на лето принимаем, но, конечно, без предоплаты — сложно предугадать, что будет через месяц. Много людей звонят в поисках работы, так как везде закрылись рестораны и кафе.

Алексей Альмухамедов, владелец гостевого дома в Утулике:

Гостевой дом мужчина закрыл еще в конце февраля и этой весной он оказался без клиентов и заработка. В Утулике, рассказывает мужчина, нет сезонности, их бизнес всегда работал круглый год.

— Люди звонят, но мы не бронируем места на лето. Не думаю, что для нашего бизнеса снимут ограничения раньше июля. Воспользоваться мерами поддержки я не смог, так как наемного персонала нет — у нас семейный бизнес. Сами всем занимаемся, поддерживаем чистоту и порядок. Сможем ли получить рассрочку по уплате налогов, станет ясно позднее, когда рассмотрят наше заявление в налоговой.

Татьяна Постникова, гид-экскурсовод, организатор туров:

Татьяна работает гидом несколько лет. Девушка признается, что это первая весна, когда нет работы, не считая онлайн-экскурсий для маленькой группы гидов. Заявок на летние туры не поступает до сих пор. Она рассказала, что в Иркутске есть профессиональное сообщество гидов, в которое входит 120 человек, и никто не знает, что будет дальше и когда они смогут приступить к работе. «Это лето точно проведем без иностранцев и нет никакой конкретики по русским туристам», — уверена она.

— Многим, кто работал с иностранными туристами, придется приспосабливаться к новой реальности, — говорит Татьяна. — Возможно, это станет толчком к развитию внутреннего туризма, что тоже хорошо. После снятия ограничений и периода вынужденной самоизоляции, возможно, люди поедут в краткосрочные поездки по региону и России. Может и цены на внутренние туры после пандемии снизятся. Но это пока только предположение.

По словам Татьяны, она, как и другие гиды, не смогут быстро вернуться к работе в полном объеме. Текущие события, как полагает она, будут влиять на туристическую отрасль в течение, как минимум, ближайших 6-8 месяцев, а то и года.

Константин Мамаджанов, директор транспортной компании:

По словам Константина, «путешествие» — это последняя статья расходов у населения в настоящее время. У людей, даже после снятия всех ограничений и открытия границ, попросту не будет денег на поездки даже внутри страны или региона. «Многие потеряли работу, у некоторых сократили зарплаты. О каком развитии внутреннего туризма можно говорить в таких условиях? Отдыхать поедут единицы», — уверен он.

— У меня транспортная компания, зиму отработали, летом будем ремонтироваться. С учетом зимних потерь будет непросто, — рассказывает Константин. — Да и какая ожидает нас зима — никто не знает.

Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото из архива IRK.ru

Анастасия Маркова, IRK.ru

  • Полина Полина 21 мая 2020 в 23:05

    буду нетолеранта - я готова заплатить дороже, но только не видеть китайские .. лица на Байкале. Да-с.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля