Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Какое будущее у электрокаров в Иркутске? Говорят эксперты

В последние годы Иркутская область в числе лидеров по количеству электромобилей среди российских регионов. Вместе с этим активно развивается зарядная инфраструктура, только En+ Group запустила восемь станций в регионе. Но как будет развиваться сегмент электротранспорта на фоне изменений в экономике, санкций и роста цен?

О том, что будет с рынком электромобилей в ближайшем будущем, а также дальнейшем развитии сети электрозаправочных станций (ЭЗС) в Байкальском регионе и планах En+ Group редакция IRK.ru поговорила с экспертами. Во встрече приняли участие Евгений Вечканов, директор по развитию и технологическим присоединениям Иркутской электросетевой компании, Алексей Висящев, руководитель проекта по развитию зарядной инфраструктуры En+ Group, Илья Капорский, руководитель проекта LEAF38, Евгений Горбачев, директор автоцентра «Чистая энергия».

Все планы в силе

Алексей Висящев рассказал, что ранее озвученные планы о десяти новых станциях для зарядки экологичных автомобилей в регионе остаются в силе. Развитие сети соответствует ESG-стратегии компании, принципы которой были обозначены Олегом Дерипаской. Комплексы установят за два этапа. Первый – южный — включает территорию озера Байкал — Усть-Ордынский, Баяндай, Еланцы, Байкальск, также сюда входит Иркутск (Ново-Ленино), Шелехов, его планируют завершить к осени 2022 года. Второй – северный – планируют завершить к концу 2022 года, в него войдут более отдаленные районы: Усольский, Черемховский, а также Тулун и Братск. Владельцы «электричек» из северной столицы региона давно просили открыть станцию.

— Чтобы водитель мог доехать как к югу Байкала, так и до Ольхона в южном направлении интервал между станциями будет около 60-70 километров, — говорит Алексей. — Закуплены станции российского производства, которые мы уже успешно используем, оборудование ждем в июне. Также рассматриваем варианты с Нижнеудинском и Тайшетом на 2023 год. Открытая осенью 2021 года станция в Ангарске сейчас очень востребована, водители просят о второй, отправляют фотографии очередей. Будем смотреть по конкретным городам и локациям, оценивать спрос, но то что он есть и увеличивается совершенно ясно.

Кстати говоря, в марте En+ Group перешла на отечественное приложение для зарядки автомобилей. В течение двух дней освоили российский аналог Electrifly, особых различий нет, приложение удобное и простое. Можно оплачивать по карте любого банка.

Алексей Висящев и Евгений Вечканов
Алексей Висящев и Евгений Вечканов

— Постепенно происходит трансформация сознания, — рассказывает Евгений Горбачев. — Если раньше мы, например, семьями садились в дизельные автомобили и ехали на другой конец страны, то сейчас думаем так: «А вот в Магадан же на Tesla еще никто не ездил». И так даже интереснее ехать. В Улан-Удэ до недавнего времени не было ни одной электрозаправки. А сейчас есть станция в Байкальске, если возникнет вопрос, как доехать до Улан-Удэ, знаю, что точно доеду. Даже зимой и на высокой скорости.

Евгений Горбачев
Евгений Горбачев

Вместе с развитием ЭЗС вырос спрос на электромобили

В целом, эксперты отметили, что развитие зарядной инфраструктуры положительно влияет на спрос на электромобили. — Первое, что привлекает потенциального владельца электротранспорта — это экономичность. Безусловно, благодаря ЭЗС есть возможность проехать на своем Nissan Leaf до Еланцов — это круто. После второго этапа по установке зарядных станций En+ Group мы, как продажники, сможем сказать, что водитель на электрокаре доедет до Братска и обратно, — говорит Евгений Горбачев.

Евгений Вечканов сам пересел на электромобиль и сделал собственные расчеты: экономит 50% на быстрой зарядке по сравнению с заправкой авто с двигателем внутреннего сгорания. — Согласен, зимой тратишь больше времени на зарядку, но на наших станциях нет привязки времени к цене. Качество услуги заключается в переданных и полученных киловатт-часах, а не в продолжительности зарядки автомобиля. Однако если говорить о той же Teslа, то здесь будет другая математика, потому что у неё выше расход заряда. Но мы понимаем, что Nissan Leaf это уже народный автомобиль, который показывает приличную экономию.

Илья Капорский
Илья Капорский

Коммерческий электротранспорт как фактор развития

Фактором развития сети ЭЗС должно стать коммерческое использование электротранспорта, считает Евгений Вечканов. Тогда в крупных городах этот проект заиграет по-новому. Компания готова сотрудничать, чтобы шагнуть дальше, в Бурятию, охватить, например, Танхой и Выдрино. Это дало бы возможность соединить трафик Улан-Удэ и Иркутска и в перспективе рассмотреть возможность запуска электроавтобусов.

Евгений Горбачев поддержал эту позицию и поделился расчетами: экономия при 60 000 километров пробега почти 380 тысяч в год. Для человека, который занимается извозом, — это колоссальная экономия. За год машина окупается полностью. Собственник получает повышенный доход.

В ИЭСК, например, уже начали использовать отечественные электромобили ГАЗЕЛЬ E-NN. На них передвигается ремонтный персонал подстанций, развозят ТМЦ. Заряжаются они, кстати, тоже на ЭЗС.

Электромобиль ГАЗЕЛЬ E-NN
Электромобиль ГАЗЕЛЬ E-NN

Не обошли стороной и тему повышения стоимости электрокаров и их доступности. Однако и Илья Капорский, и Евгений Горбачев сходятся во мнении, что спрос продолжит расти, в особенности в сегменте более доступных Nissan Leaf.

— Да, цены повысились, ведь изначально автомобили приобретаются за валюту, но это означает, что начнут приходить электрокары с меньшей емкостью батареи, но за ту же цену. Спрос не упадет, просто люди будут почаще заряжаться, но вряд ли откажутся от идеи пересесть на «электричку», — делится Илья.

По словам Евгения Горбачева, спрос снизился на Tesla, так как авто прибавило в цене значительно, однако Leaf сохраняет свои позиции. Дилеры сейчас активно изучают китайский рынок, который усиливается и предлагает неплохие варианты. — Люди понимают, что сейчас нужно экономить, в том числе и на бензине, поэтому рынок электромобилей будет расти семимильными шагами, и сегодняшняя ситуация подстегнет многих на покупку электрокаров, — говорит о своих прогнозах Евгений.

Но для этого к теме развития зарядной инфраструктуры должны присоединиться городские власти и застройщики, считают участники встречи. В многоквартирных домах выкидывать кабель из окна как минимум небезопасно и уже нецивилизованно.

Развитие сети зарядных станций и пополнение собственного автопарка экологичными автомобилями является частью общей ESG-стратегии компании, принципы которой обозначены Олегом Дерипаской. En+ Group стремится снизить воздействие на природу во всех сферах деятельности и входит в число лидеров рейтинга ESG-прозрачности российских компаний.

Адреса ЭЗС:

  • Сухэ-Батора, 3;
  • Верхняя Набережная, 2/1;
  • проезд Юрия Тена, 27/1;
  • Ширямова, 19Б/1;
  • Юлиуса Фучика, 1/3;
  • Ангарск: Чайковского, 1а ст2;
  • Листвянка: Горького, 85/1;
  • Култук: Депутатская, 69Б ст2.

IRK.ru
Фото Маргариты Романовой

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля