Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Потрясающий «не роман» Марии Ануфриевой

3559 просмотров


Лучшие книги наших известных писательниц выросли из их собственной жизни. Глобализму мужчин женщины противопоставляют свою внутреннюю вселенную. Улицкая, Рубина, Щербакова, Чижова – список можно продолжать – и вот – Мария Ануфриева. Со своей книгой «Медведь» она стала одним из лауреатов независимой литературной премии «Русский Букер» 2014 года.

Стать писателем она решила еще в детстве, в первом классе, когда прочитала роман Достоевского «Подросток», узнав в герое много схожего с собой. Сделала все, чтобы «научиться» писать. Окончила филологический («литературный») класс Державинского лицея, затем, с красным дипломом, журфак Петербургского государственного университета. Но писать «из воздуха» Мария не могла. Личная драма сконцентрировала в ней огромное количество эмоций, которые вылились в книгу. Каждое слово в ней очень точное и очень правдивое.

Счастливая жизнь героев книги перевернулась в один миг. Он пошел на встречу с друзьями и не вернулся. Она искала его и нашла в реанимации без сознания. Ее домом становится белый больничный коридор, где она день за днем ждет выхода врачей, просит о чуде.

«Страшнее всего приезжать в больницу рано утром, задолго до встречи с врачами, и узнавать: пережил он ночь или нет. Тряслись поджилки, к горлу подступала тошнота. Тогда я сильнее сжимала в ладони маленькую икону и с замиранием сердца шла к справочному окошку или поднималась сразу к дверям реанимации. Одни строчки в висящем на стене списке больных длиннее других. Если строка длиннее – это значит возле фамилии написано: умер, дата, время смерти. Длинные строки видны издалека. Когда их видишь, но еще не можешь разобрать букв, сердце, душа, разум и все, что есть в тебе живого и чувствующего, ухает вниз, в ноги. Тогда ты останавливаешься как вкопанный и осторожно, боком, как будто этот пришпиленный к стене листок бумаги может тебя укусить, подходишь ближе. Даже не подходишь, а как-то подвигаешься сам собой, потому что ног в этот миг не чувствуешь. Читаешь и – ух! обратно, в голову: Жив! Жив! Жив! Жив!»

«Эта книга – обнаженный нерв боли. Она тяжелая – надо признать это, и нет смысла скрывать. Она не для любителей легкого чтива „на поразвлечься“. И еще она слишком авторская – главную героиню, как и автора, зовут Мария, и от ее лица идет речь. Если автор описал историю из своей жизни – то это не удивительно, однако немного страшно за автора: не каждый может так глубоко, и при этом публично, обнажаться».

Мария видела, как постепенно умирает ее муж: «В эти минуты я отчетливо поняла, что в самой смерти нет ничего страшного, если она не осознанна. Страшно умирать долго и мучительно, находясь в сознании и не зная, когда закончатся страдания. Страшно оставлять родных и близких, зная, как они будут мучиться. Страшны переживания и горе».

«Сама смерть, переход из одного биологического состояния в другое – очень технична. Я видела смерть совсем близко и поняла, что у нее нет своего лица. Есть кислый запах, заострившийся нос, тени под глазами. Есть тысячи, миллионы таких лиц. Придет время, таким будет и мое лицо. Будет ли кто-то так же хотеть отнять меня у смерти, как я хотела отнять Медведя?»

Нужно ли читать такую книгу и жить потом в состоянии готовности к несчастью? Некоторые читатели считают именно так: «Эту книгу лучше прочитать, чем не прочитать, чего бы оно ни стоило. Собрать силы и волю в кулак, понять, что описанное в книге может произойти с каждым в любой момент. Понять, что есть вещи, с которыми придется смириться, при всей кажущейся невозможности смирения».

Хорошо, если осознание неотвратимости конца не лишает нас смысла жизни. Хорошо, что страдания в конце концов утрачивают остроту.

«Внутри у меня все было ровно и спокойно. Выплакавшись в день его смерти, я утратила способность переживать. А впереди была другая, совсем незнакомая жизнь. Наверное, крайне тяжелая, но кто сказал, что я не смогу сделать ее чуть более счастливой».

На мой взгляд «Медведь» – это страстный рассказ о личном практически без художественных приемов. Однозначно – много таких вещей написать невозможно. Я бы тоже «не рискнула делать по ней вывод о дальнейшей писательской судьбе Марии Ануфриевой». Новый ее роман «Карниз» – метафора. Будто бы, в калейдоскопе жизни, ее героиня движется, как по карнизу, рискуя вот-вот сорваться и загреметь… Только в чем ее проблема – не совсем понятно. Все как-то суетно и мутно. Мне не понравилось. Но судите сами. Произведения Ануфриевой отмечены критикой.

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/Molchanovka/768/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля